Человек дня
1683 6 января 2010 0:01

Херман ван Ромпей

2009 год ознаменовался завершением реформирования ЕС (Лиссабонского процесса) через создание двух новых институтов – президента и министра иностранных дел. Первым президентом Совета Европейского Союза  был избран премьер-министр Бельгии Херман Ван Ромпей. Главой европейской дипломатии стала еврокомиссар Кэтрин Эштон.

За несколько часов до оглашения итогов рабочего ужина участников экстренного саммита ЕС в прессу просочилась информация о том, что «тандем» Ромпей-Эштон считается фаворитом, к тому же за него выступают локомотивы европейской интеграции – Франция и Германия.

Таким образом, Брюссель пошел по прагматичному пути, стремясь избежать «политики» (большинство соискателей президентского кресла отражали определенные политические настроения в Европе) и продемонстрировать стройность своих рядов. С 1 декабря 2009 года, когда в силу вступило Лиссабонское соглашение, председательство в Евросоюзе стало персонифицированным. К слову, кандидатуру Ромпея поддерживал и представитель действующего на тот момент председателя в ЕС – шведский премьер-министр Фредерик Рейнфельдт.

Глава бельгийского правительства – фигура компромиссная во всех отношениях. Заняв кресло главы разделенного многомесячным политическим кризисом бельгийского правительства в начале 2009 года, Ромпей сумел стабилизировать обстановку, что стало следствием проявления его «железной воли» и умения искать компромиссные решения. Важно отметить, что предложение возглавить кабинет министров Ромпею поступило от короля Бельгии Альберта II, что говорит об особой степени доверия политику со стороны монаршей особы.

Вместе с тем избрание Ромпея – стремление европейских «грандов» избежать появления конкурента для самих себя. В случае наделения президентскими полномочиями политика с именем был велик риск превращения поста президента в мощный влиятельный центр принятия решений, что не входит в планы Брюсселя. Ромпей, несмотря на свой управленческий потенциал, фигура малозаметная в большой европейской политике, вследствие чего на первых порах он будет по-минимуму вмешиваться в общеевропейские процессы, предоставляя тем самым европейским «локомотивам» в лице лидеров Германии и Франции и далее определять политику ЕС при формальной реализации принципов Лиссабонского соглашения.

На новом посту Ромпею предстоит решать целый комплекс стоящих перед Евросоюзом задач. Прежде всего, на практике воплощать пункты Лиссабонского соглашения, которое, несмотря на окончательное принятие всеми членами ЕС, так и не стало консолидирующим инструментом. Например, о вероятности покинуть ряды Евросоюза объявил чешский президент Вацлав Клаус. Да и сам документ в некоторых странах (Великобритания, Польша и опять же Чехия) был ратифицирован только вследствие вынужденных уступок со стороны европейской «верхушки».

Избрание Ромпея президентом – неприятный сигнал, прежде всего, для Турции, против интеграции которой в структуры ЕС бельгийский премьер не раз категорично высказывался. Кстати, эта позиция роднит его с канцлером ФРГ Ангелой Меркель и президентом Франции Николя Саркози, поддержавших Ромпея.

С точки зрения интересов России выбор, сделанный европейскими национальными элитами, оптимален. Ромпей не замечен в пристрастном отношении к РФ, что во многом определилось и его внутрибельгийской, центристской, позицией. Куда больший интерес во внешнеполитическом контексте вызывает персона высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности еврокомиссара по вопросам торговли баронессы Кэтрин Эштон. Избранная «министр иностранных дел ЕС» - представительница лейбористской партии Великобритании, поэтому данный выбор в некоторой степени можно рассматривать в контексте усиления внутриполитических позиций правящих лейбористов, что им весьма важно в преддверии парламентских выборов.

В последнее время российско-британские отношения развиваются в неблагоприятном ключе, и, несмотря на определенные позитивные сигналы из Лондона, Королевство пока не намерено отказываться от занятых позиций по отношению к РФ. Однако если допустить, что Эштон, имея за плечами опыт работы в Европейской комиссии, будет руководствоваться принципами ЕС, а не  только сигналами из Лондона, то есть шансы на нормализацию двусторонних отношений.  

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".