Комментарий
18 Декабря 2009 0:00

«Хромой» фест

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров

17 декабря в Перми открылся широко разрекламированный международный поэтический фестиваль «СловоNova»; открылся вопреки, а может, и наперекор всему. Упорство как организаторов фестиваля, так и его участников, мягко говоря, не однозначно; и здравый смысл, и нравственное чутье подсказывают резоны и «за», и «против»; впрочем, иные из этих резонов при пристальном рассмотрении оказываются надуманными. 

Вход стоит рубль, выход – два. Соображение об уже понесенных финансовых затратах следовало бы без колебаний отбросить: трагедия есть трагедия. Или, на языке «эффективных менеджеров», - форс-мажор есть форс-мажор. Мероприятие можно перенести, авиабилеты сдать (или пролонгировать); водка стынет, но не портится, да и припас ее легко восполним. Одним словом, к переносу фестиваля на определенное (или даже неопределенное) время все бы отнеслись с пониманием. 

Другое дело, что срыв фестиваля означал бы «потерю качества при выигрыше темпа» (вернее, разумеется, наоборот) в деле превращения многострадальной Перми в «третью культурную столицу» России; в деле, и так то отдающем Великими Васюками. Поэтому «межпланетный поэтический конгресс» и решили, несмотря ни на что, провести в заранее объявленные сроки. Во дни, едва ли не каждый из которых множит число фатальных жертв пожара в «Хромой лошади». 
 
Ответственность за который кое-кто уже спешит взвалить на Марата Гельмана – инициатора как поэтического фестиваля, так и всего «пермского ренессанса». Обвинения эти, разумеется, облыжны. Месть «чугунных богов» можно усмотреть разве что в каком-то мистическом смысле; а вообще-то дискотеки горят не только в Перми. Подводные лодки тонут, а дискотеки горят. И жизнь продолжается; культурная жизнь в том числе. 
 
И все же поэтический фестиваль?.. Его ведь нельзя провести как визит к молодой вдове – медленно и печально. Это шумное, буйное, развеселое мероприятие типа «разлюли, малина». И чем выше статус гостей (хотя бы гипотетический), тем сильнее стараются им угодить хозяева. И как раз имя и репутация Гельмана порукой тому, что и на сей раз всё будет именно так. 
 
«Утром лекция в университете, днем — выступления поэтов в музее на Речном вокзале, вечером — спектакль в театре «Сцена-Молот», а ночью — поэтический концерт в клубе. И так четыре дня подряд. На сон — пять-шесть часов. Ну а если поэты, которые любят алкоголь, будут проводить время в возлияниях, тогда им вообще придется не спать» - уверенно прогнозирует один из устроителей фестиваля режиссер-авангардист Эдуард Бояков. 
 
То есть, как поведут себя гости, ясно. Как поведут себя хозяева, тоже. Остается вопрос, как поведет себя публика и откуда она возьмется. 
 
«Поэты едут поддержать жителей города, в котором произошла трагедия», – так это формулируется. Но подобное высказывание было бы справедливо разве что полвека назад. Вот тогда, в 1959 году, на пике «поэтического бума», визит и публичные выступления «эстрадных поэтов» – молодых Евтушенко, Вознесенского, Рождественского, Ахмадулиной, Окуджавы – и впрямь мог бы переломить настроения в оцепеневшем после трагедии городе-миллионнике. 
 
Но сейчас? 
 
Сейчас, когда люди не читают стихов и тем более не слушают их (кроме двух-трех королей «слэма», которых на фестиваль, кстати, не пригласили), когда сами поэты в уничижении паче гордости провозглашают, что пишут не для массового (или хотя бы просвещенного) читателя, а исключительно друг для друга, когда имена даже самых титулованных стихотворцев остаются пустым звуком, а их стихи – тем более, – откуда в такой ситуации взяться публике? Даже не столь специфической, как нынешняя пермская, - а просто публике? 
 
Ну, в университет на лекцию студентов загонят силком. А в музей на Речном вокзале, да еще днем, – они что там, в Перми, на службу не ходят? Вечером – в театр, – ну, допустим; там все же не стихи, а спектакли. А вот ночные поэтические концерты в клубе – это уже интересно. В каком таком клубе? И кто пойдет на такой концерт?.. 
 
Может, на Емелина и пришли бы или на Веро4ку, – но Емелин (и вроде бы он один) отказался, а Веро4ку не позвали. Окормлять и утешать клубную публику будут Гандлевский, Львовский, Сваровский и иже с ними. Впрочем, и публики там не будет – только гости города (те из них, кто еще не успел уйти в запой) да устроители фестиваля. 
 
Который – тут уж никуда не денешься – наверняка войдет в историю как поэтический фестиваль «Хромая лошадь».
 
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".