Статья
2248 10 июня 2017 15:19

Киев вновь собрался в НАТО

8 июня Верховная Рада провозгласила членство Украины в НАТО в качестве приоритетного национального интереса. В результате на законодательном уровне Киев вернулся к тому внешнеполитическому курсу, которого он придерживался до 2010 года. Этот шаг был ожидаемым после отказа от внеблокового статуса в декабре 2014 года. 

Украинские власти объявили, что формальная заявка на членство будет подана только после проведения общенационального референдума и завершения реформы ВСУ. В 2014 году Порошенко, подписывая закон о прекращении внеблокового статуса, обещал провести плебисцит в течение 5-6 лет. За это время Украина должна перейти на стандарты НАТО. Тогда же генсек альянса Йенс Столтенберг говорил, что процесс вступления Украины может занять несколько лет, не упомянув при этом проблему Крыма и Донбасса. 9 июня украинский президент подтвердил формулу «сначала переход на стандарты – затем референдум».

Тем не менее референдум может состояться раньше. В Киеве давно говорят, что, исходя из своих электоральных интересов, Порошенко может совместить референдум о вступлении в НАТО с президентскими или парламентскими выборами, которые запланированы на 2019 год.

Идея присоединения к военному блоку пользуется высокой поддержкой в украинском обществе. Согласно опросу Центра Разумкова, проведенному в декабре 2016 года, в референдуме выразили готовность принять участие 62% населения. Из них 71% проголосовали бы «за», а 23% – «против». Для сравнения, явка на выборах в Верховную Раду в 2014 году составила 52,42%, а на президентских выборах в мае того же года – 59,48%.

Решая проблему низкого рейтинга, Порошенко может возглавить кампанию по проведению референдума и таким способом частично заполнить вакуум аргументов для переизбрания. Плебисцит можно было бы разыграть как очередное доказательство (после безвиза и ассоциации с ЕС), что Украина под его руководством поступательно движется в направлении евроатлантической интеграции.

Между тем перспективы реального членства в альянсе выглядят не столь радужными. Военный конфликт в Донбассе продолжается, а из-за Крыма Россия и Украина не имеют международно признанной государственной границы. Энтузиасты вступления обычно апеллируют к двум кейсам, которые, с их точки зрения, создают подходящие прецеденты для Киева, – это принятие в НАТО ФРГ и Венгрии и Румынии.

Западная Германия присоединилась к альянсу в 1955 году. На тот момент ФРГ не признавала ГДР, как и другие члены военного блока. На протяжении многих лет, в соответствии с доктриной Хальштейна, Бонн не устанавливал дипломатические отношения со странами, которые признавали Восточную Германию (за исключением СССР). Признание ГДР состоялось только в 1973 году. Венгрия вступила в НАТО в 1999 году, Румыния спустя шесть лет – в 2005-м. Между Будапештом и Бухарестом до сих пор сохраняется тлеющий территориальный спор из-за Трансильвании. Он уходит корнями в Трианонский договор, подписанный в 1920 году после Первой мировой войны, когда значительные территории, населенные этническими венграми, остались за пределами венгерского государства.

Однако адаптация этих прецедентов к Украине будет либо слишком большой натяжкой, либо вообще несостоятельной. Создание НАТО было во многом обусловлено противоречиями между союзниками относительно будущего Германии. При этом ни одна из стран в момент вступления в альянс не находилась в состоянии гражданского военного конфликта на своей территории или войны с соседними государствами. В то же время позиционная война в Донбассе, с периодическими эскалациями, продолжается. В такой ситуации присоединение Украины к НАТО (на что, напомним, должны согласиться все члены альянса) возможно только как чрезвычайный пересмотр правил и предыдущей политики блока и его готовность войти в военный конфликт на территории Украины, а следовательно, и быть готовым к открытой конфронтации с Россией. Представить себе вероятность такого развития событий сейчас, даже несмотря на напряженные отношения России и Запада, крайне трудно. Тем более что жесткая оппозиция членству Украины среди таких стран, как Италия, Греция и Испания, никуда не делась.

Россия отнеслась негативно к официальному изменению внешнеполитических и оборонных приоритетов Украины. Пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков заявил, что в связи с решением Киева «Россия принимает все необходимые меры для ребалансировки ситуации и защиты собственных интересов и безопасности». Однако, если членство Украины в НАТО выглядит столь бесперспективным, на чем сейчас основываются опасения Москвы и в чем долгосрочная логика поведения украинской стороны? Если вынести за скобки внутриполитические соображения Порошенко, можно предположить следующее.

Во-первых, украинские политики ожидают, что в случае урегулирования конфликта в Донбассе и при сохранении российского суверенитета над Крымом Запад пойдет на исключение и согласится допустить членство Киева с целью предоставления гарантий безопасности. Неформальный размен Крыма на членство Украины в НАТО много кому и на Западе может казаться хорошей переговорной ставкой. Россию будут уговаривать, что вступление Украины в альянс станет надежной гарантией того, что украинская армия не развяжет войну из-за полуострова. Запад признает Крым, а Киев – безопасность. Однако Россию вряд ли устроит такое предложение: превращение Украины из «серой зоны» между НАТО и Россией в полноценного члена альянса резко изменит баланс сил в регионе, не говоря уже о том, что это будет означать признание потери Украины как зоны российских интересов.

Во-вторых, наибольшие опасения России сейчас вызывает не изменение внешнеполитической доктрины Украины, а углубление ее военного сотрудничества с Западом. В Киеве понимают нереалистичность и декларативность своих планов по вступлению в альянс, а потому стремятся довести уровень кооперации с ним до такого высокого уровня, когда в НАТО не обязательно будет вступать, чтобы пользоваться преимуществами сотрудничества с ним. Разумеется, Украина не будет иметь гарантий безопасности де-юре. Однако перевод украинской армии на стандарты военного блока создаст условия для быстрого перевооружения ВСУ в случае принятия соответствующего политического решения западными лидерами. В среднесрочной перспективе главная военная цель Киева – получить вооружения от стран НАТО, чтобы усилить позиции в Донбассе и на границе с Россией. Собственно, поэтому Россия рассматривает отказ Украины от внеблокового статуса и взаимодействие Киева с НАТО как нарастающую угрозу для себя и Донбасса.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов

Все материалы автора

____________

Читайте также:
23 апреля 2024 Новости  Украину вооружают: политологи о новом пакете помощи США Одобрение Палатой представителей США нового пакета помощи Украине создало три интриги: как быстро начнет поступать помощь, как себя проявят это вооружение и те люди, которые будут его обеспечивать, а также какие можно ожидать ответные действия со стороны России. Политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин в эфире 22 апреля обсудили эти и другие актуальные политические темы. 20 мая 2024 Анонс  Истечение срока полномочий Зеленского 20 мая истекает срок президентских полномочий Зеленского. 22 апреля 2024 Главное
Новый этап эскалации
 Новый этап эскалации Законопроект, одобренный Палатой представителей США о выделении военной помощи Украине, не окажет кардинального влияния на ход конфликта, но позволит Украине «выиграть время для восстановления своей армии и наращивания собственного оборонно-промышленного потенциала», считают американские эксперты. О том, что означает принятие этого законопроекта — в нашем материале.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".