Статья
24 Апреля 2010 0:10

Киргизия в поисках власти

<p>В ближайшее время в Киргизии будет решаться вопрос легитимности новой власти.  Как сообщила глава временного правительства республики, Роза Отунбаева, уже в понедельник на широкое обсуждение будет представлен новый проект Конституции Киргизии.</p>
<p>Кроме того, правительство подготовило план действий, в соответствии с которым через несколько месяцев в стране пройдут выборы в парламент республики. Отунбаева пообещала, что оппозиция «займет достойное место в парламенте».<br />
Глава временного киргизского правительства Роза Отунбаева заявила также, что правительство имеет все ресурсы для того, чтобы контролировать ситуацию в республике.</p>
<p>«Временному правительству удалось полностью взять под контроль все семь областей республики и пресечь те беспорядки, которые имели место в отдельных регионах еще два-три дня тому назад», - сказала Роза Отунбаева на заседании Международного делового совета 22 апреля.</p>
<p>«Мы имеем ресурсы, мы имеем силы. Министерство обороны, МВД, и Служба нацбезопасности способны, мобилизованы и вновь приходят в силу, чтобы обеспечить контроль над ситуацией в Киргизии», - отметила она, при этом не исключив того, что события, произошедшие 7 апреля в Бишкеке, возможно, вызовут еще волнения и беспорядки. <a href="http://www.actualcomment.ru/news/11623.html">Она не исключила возможности для Бакиева вернуться в Киргизию, если он этого захочет</a>.</p>
<p>В Киргизии тем не менее сохраняется неопределенность политической ситуации. Накануне в отставку подала новый председатель ЦИК, назвав этот орган нелегитимным. Правозащитница Толекан Исмаилова пробыла во главе Центризбиркома немногим более суток. Она заявила, что в «формировании Центризбиркома наблюдается много изъянов, и он не является легитимным органом, который обладает кредитом доверия народа».</p>
<p>По ее словам, «согласно решению временного правительства, в состав Центризбиркома должны войти представители ООН, которые не являются гражданами Киргизии».</p>
<p>Но по мнению временного правительства, «подобное формирование ЦИК позволило бы максимально обеспечить прозрачность его работы».</p>
<p>Напомним, временное правительство Киргизии назначило референдум по новой киргизской конституции на 27 июня, а парламентские выборы на 10 октября, не исключив, что одновременно с парламентскими выборами 10 октября в Киргизии пройдут выборы нового президента республики.</p>
<p>Также на текущей неделе общественности будет представлен проект новой Конституции и сформировано Конституционное совещание. Проект новой конституции Киргизии значительно отличается от ныне действующего основного закона страны, заявил член рабочей группы при временном правительстве по разработке конституции, общественный деятель Ишенбай Кадырбеков.<br />
«Одним из главных пунктов нового основного закона является положения о государственном устройстве и полномочиях государственных органов», - сказал он.</p>
<p>«Согласно действующей конституции верховная власть находится у президента страны, возможности управления государством у парламента существенно ограничены», - пояснил Ишенбай Кадырбеков. «В новом проекте предлагается модель парламентской республики, но он в ближайшие дни будет доработан временным правительством», - отметил общественный деятель. Пока еще окончательно не решен вопрос о том, кто будет выбирать президента - парламент или на всенародных выборах», - сказал член рабочей группы по разработке конституции.</p>
<p>«Если Конституционное совещание решит, что президент должен избираться народом, то 10 октября одновременно пройдут выборы и парламента и президента. Дата парламентских выборов - 10 октября определена в связи с тем, что это выходной день», - пояснил Ишенбай Кадырбеков.</p>
<p>Касаясь вопроса о легитимности работы нового кабинета министров, он отметил, что «27 июня на референдум по принятию нового проекта конституции будет вынесен законопроект, который предусматривает, что до формирования структур исполнительной и законодательной власти обязанности и.о.президента и кабинета министров будут исполнять члены временного правительства».</p>
<p>Тем временем Курманбек Бакиев, смещенный с поста президента Киргизии, находясь в Минске, сделал несколько противоречивых заявлений. Он заявил, что готов сотрудничать с временным правительством и парламентом Киргизии для выборов в стране легитимной власти.</p>
<p>«Надо вернуть парламент в работу, использовать меня, чтобы временную власть назначить легитимно, чтобы их решения не мог никто оспорить. Я не держусь за кресло президента и не собираюсь возвращаться в Киргизию, но не признаю свою отставку», - сказал Курманбек Бакиев в пятницу на пресс-конференции в национальном пресс-центре. Он добавил, что сейчас в стране отсутствует правовое поле, распущен парламент и конституционный суд, добавив: «Поэтому все решения, которые принимает созданное в стране временное правительство, могут быть впоследствии признаны не легитимными и оспорены».</p>
<p>Курманбек Бакиев заявил, что не признает легитимности своей отставки, однако на данный момент не намерен возвращаться в республику в качестве президента. «Я не собираюсь возвращаться в Киргизию в качестве президента, но не признаю своей отставки», - сказал Бакиев. Он признал, что не предвидел развития событий, которые привели к его отстранению от власти. «Ничего не предвещало революционной ситуации и ажиотажа, который бы вызвал беспокойство среди населения», - сказал Курманбек Бакиев. Он рассказал, что принял решение покинуть страну по совету премьера РФ Владимира Путина.</p>
<p>При этом Курманбек Бакиев заявил, что не располагает данными, которые свидетельствовали бы о причастности российских спецслужб к происшедшему в его стране перевороту. «Я не могу сказать, что это дело спецслужб России», - сказал он.</p>
<p>Вместе с тем Бакиев заявил, что Москва была недовольна его политикой, в том числе решением фактически сохранить в бишкекском аэропорту «Манас» американскую авиабазу. Курманбек Бакиев сказал: «Мы хотели вести свою самостоятельную внешнюю политику, но что это так раздражало Россию, я не предполагал», передает «<a href="http://www.interfax.ru">Интерфакс</a>».</p>
<p> </p>
Комментарии экспертов
<p>Я думаю, то, что Россия была недовольна Бакиевым, очевидно, но отнюдь не из-за того, что он проводил какую-то самостоятельную политику, а из-за того, что он не выполнял взятые на себя обязательства, создавал проблемы для интересов российского бизнеса, и от него невозможно было добиться ответа, куда потрачены выделенные Россией деньги, причём немаленькие - в общей сложности, порядка 2 миллиардов долларов. Так что я охотно верю, что Путин действительно рекомендовал ему уйти в отставку. Это было бы вполне логично.</p>
<p>Что касается перспектив Бакиева вернуться, то я думаю, что они крайне невелики. Ключевым моментом является не формальная легитимизация, а момент финансовых ресурсов семьи Бакиева. Поскольку новое руководство отчаянно нуждается в деньгах и считает, что эти деньги были нажиты неправедным путём, то я так понимаю, что они будут пытаться вернуть хотя бы часть.</p>
<p>Эта интрига сейчас закручивается. Я думаю, что для Лукашенко особо привлекательно именно то, что Бакиев не просто бывший президент, но ещё и человек с финансовым ресурсом. Если есть возможность, чтобы он вложил какие-то деньги – тоже неплохо.</p>
<p>Бывший президент Бакиев, на мой взгляд, ведёт себя как откровенно безответственный провокатор. Если бы он реально рассчитывал на возвращение к власти, то он бы об этом сказал, не уезжал бы из Киргизии или хотел бы туда вернуться. Но этого он делать не хочет, при этом отказываясь от уже им подписанного (причём в присутствии действующего председателя ОБСЕ) заявления об отставке. Тем самым он провоцирует продолжение столкновений и трений в Киргизии, потому что искусственно создаёт ситуацию двоевластия, претендуя на легитимность, тем самым подливая масла тем своим соратникам, которые пытаются организовать сопротивление новой власти.</p>
<p>При этом, на мой взгляд, существует довольно серьёзная проблема, связанная с тем, что новая власть совершила большую ошибку, моментально распустив парламент. В результате в Киргизии возник полный вакуум легитимной власти. Там нет институтов, которые могли бы претендовать на какую-то легитимность. Неслучайно российский президент уже неоднократно подчёркивал, что полноценное сотрудничество с Киргизстаном возможно только тогда, когда будут проведены нормальные выборы и появятся власти, которые имеют легитимную основу.</p>
<p>Ситуация довольно неприятная. Я думаю, что, коль скоро Бакиев демонстрирует себя, как «поджигатель издалека», шансов он никаких не имеет. Он в Киргизию не вернётся, это больше связано с его желанием выторговать своим родственникам какие-то условия или прекратить попытки разобраться, сколько денег он оттуда вывез по разным каналам.</p>
<p>Но, в принципе, ситуация в стране очень нестабильна. Я боюсь, что новая власть не будет консолидированной, и чем дальше от самой «революции», тем их единство будет больше под сомнением, потому что там амбициозные и разнонаправленные лидеры. В интересах всех крупных стран, соседей Киргизии или не соседей, но имеющих там интересы, им нужно всячески содействовать стабилизации, проведению там всех необходимых демократических процедур и созданию институциональной базы. Само создание такой базы не будет гарантией дальнейшего успешного развития, но, по крайней мере, самый опасный момент будет преодолён.</p>
<p>Отдельно я бы отметил удивительную роль, которую играет президент Белоруссии Лукашенко. У меня вообще есть ощущение, что Лукашенко всячески подзуживает Бакиева, что, мол, давай, не сдавайся и выступай. Такое ощущение, что Александр Григорьевич решил поиграть в очень большую политику, выходящую далеко за рамки его собственного государства, и, надо ему отдать должное, он азартный игрок, но боюсь, что он вмешивается в дела, которые очень сильно превосходят его формат, и это может оказаться для него довольно неприятным впоследствии.</p>
<p>Что касается заявления Бакиева, что он подал в отставку по рекомендации Путина, - в это я охотно верю. Известно, что перед тем, как было подписано это заявление, Путин с ним разговаривал. Думаю, что Путин ему чётко объяснил, что рассчитывать на поддержку России ему не стоит, и самым разумным было бы согласиться с отставкой и принять ту помощь в его эвакуации из Киргизии, которую предложили Казахстан, Россия и США. Собственно, Бакиев это и сделал, но, судя по всему, он человек, который к своему слову относится очень свободно (это проявлялось и во время его президентства), и, уже воспользовавшись этим предложением, он решил это дело опять переиграть.</p>
<p>Что касается того, была ли Россия причастна к этим событиям, я думаю, что прямой причастности России, конечно, не было. Эти события для России во многом стали неожиданными, как, собственно, и для всех. Было понятно, что там создаётся очень неблагоприятная ситуация, очень нестабильная, но, тем не менее, никто не ожидал, что это произойдёт так быстро и так радикально.</p>
<p>При этом сказать, что Россия опечалена случившимся, в частности, исчезновением Бакиева с поста президента, безусловно, нельзя. Россия в этот раз повела себя не обычным образом. Как правило, Россия очень осторожно оценивает любые перемены в соседних странах, прежде чем принять решение. Здесь это было сделано практически в тот же день – новые власти признаны де-факто.</p>
<p>Россия чётко дала понять, что политика Бакиева её не устраивала, и поэтому у России нет оснований для его поддержки каким-то особым образом, что, как мне кажется, напугало Лукашенко и ряд других лидеров. Скажем, президент Узбекистана Каримов, будучи в Москве, прямо не говорил о своем недовольстве, но обрушился на российскую прессу, и я думаю, что все понимают, что он имел в виду не прессу, а вообще российскую позицию, и хотел показать, что поддержка такого рода смены власти – это губительно и неправильно.</p>
<p>В ситуации с Киргизстаном Россия повела себя необычно, что и подтолкнуло к версиям о том, что она как-то была причастна к самим событиям.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".