Статья
6 Декабря 2010 13:53

Китай теснит Россию на оружейном рынке

Китай теснит Россию на оружейном рынке
Фото: ВГТРК

После десяти лет сборки российского истребителя Су-27 по лицензии Китай стал способен производить собственное современное оружие, пишет «Взгляд» со ссылкой на The Wall Street Journal.

Китайские инженеры смогли не только клонировать Су-27 в части авионики и радиолокационного оборудования, но и решили последний этап технологической головоломки – установки на истребитель китайского реактивного двигателя.

Если Китай сможет успешно провести испытания своих истребителей и наладить серийное производство, то это ударит по интересам как России, так и США – крупнейших импортеров военной техники в мире. Так, в прошлом году Пентагон решил даже сократить финансирование производства американских истребителей F-22, которые на сегодняшний день являются передовыми боевыми самолетами в мире. Отчасти это решение было принято на основании убеждения, что Китай не сможет получить много подобных истребителей в ближайшие 15 лет.

Заместитель начальника военно-воздушных сил Китая генерал Хо Вейронг заявил о том, что испытания китайской версии истребителя будут проведены в течение ближайших 8–10 лет.

В 1996 году Пекин купил у России лицензию на сборку двухсот Су-27, выплатив 2,5 млрд долларов. Соглашение предусматривало, что самолет под маркой J-11 должен собираться с использованием русской авионики, радаров, двигателей. По условиям сделки истребители не могли быть экспортированы.

Но после сборки 105 истребителей Китай внезапно отменил контракт в 2004 году, утверждая, что его самолет не отвечает изначальным требованиям.

Три года спустя Китай обнародовал собственную версию истребителя J-11. Китай заявил, что истребитель на 90% разработан китайскими инженерами: на нем стоят более продвинутая авионика и радары.

В результате Россия хотела приостановить переговоры о продаже Китаю Су-33 – истребителя со складывающимися крыльями, который может быть использован на авианосцах. Но затем переговоры о продаже возобновились.

Сейчас Китай разрабатывает собственный истребитель для авианосцев.  Первые испытания намечены даже на 2011–2012 годы. Однако, по мнению экспертов,  Китай может столкнуться с проблемой двигателя, который  окажется менее мощным и долговечным в отличие от российского двигателя.

«Мы просто надеемся, что наш самолет будет лучше», – говорит представить компании «Сухой». «Одно дело – сделать хорошую копию качественной ложки, но совсем другое – построить самолет», – отмечает представитель компании.

Можно сказать, что конкуренция между Россией и Китаем на мировом рынке военной техники уже началась. Так, в прошлом году китайский истребитель JF-17 и российский МиГ-29 участвовали в тендере на поставку в Мьянму, в ходе которого выиграла Россия.

В этом году Пекин и Москва пересеклись в тендере из Египта. Россия несколько лет пыталась убедить Египет приобрести около 40 истребителей МиГ-29. Однако контракт может сорваться, поскольку Китай совместно с Пакистаном предлагает Египту производить истребители  JF-17 на его территории. Стоимость JF-17 составляет всего 10 млн долларов, в то время как МиГ-29 обойдется Египту в 35 млн долларов каждый.

Проблема состоит в том, что на JF-17 устанавливаются российские двигатели РД-93. Таким образом, Россия помогает своим же конкурентам. Глава компании «Сухой» Михаил Погосян писал даже письмо в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству и в Рособоронэкспорт, в котором он высказался против подписания нового крупного контракта на поставку сотни РД-93 в Китай. Но Рособоронэкспорт решил продолжить поставку двигателей РД-93.

Отметим, что китайский экспорт оружия может отразиться на региональных конфликтах по всему миру. К примеру, в феврале 2010 года в Пакистане был введен первый эскадрон истребителей китайского производства, что может изменить в будущем военный баланс с Индией.

Потенциальными покупателями JF-17 могут также выступить Шри-Ланка, Бангладеш, Венесуэла, Нигерия, Марокко и Турция. В прошлом году Китай также продал истребители в Судан.

Комментарии экспертов
<p>Проблема копирования российских образцов вооружения стоит достаточно остро, и Москва пытается серьезно продвинуться в вопросах защиты своей интеллектуальной собственности. Рособоронэкспорт, который  занимается поставками, давно лоббирует ужесточение мер по отношению к Китаю, причем как на российском уровне, так и на международном. Пока что Китай сдерживает в копировании технологически емких образцов техники, к которым относятся самолеты, два важных процесса.</p>
<p>Первое – пока что Китай не умеет копировать двигатели в полном объеме, поэтому их все равно придется собирать по лицензии. И второе – нет единой позиции государства по данному вопросу, в том числе Китая. Дело в том, что Поднебесная не хочет портить отношения с Москвой и поэтому при копировании в Китае есть некоторые политические сдерживающие механизмы. Тем не менее необходимо высказать единую позицию по данному вопросу со стороны Российской Федерации, тем более что копировать технику начинает не только Китай, но и, например, Иран. Также попытки предпринимает КНДР.</p>
<p>Очевидно, что если Китай начнет экспортировать свою технику, то она будет получаться дешевле. Другое дело, насколько они смогут ее развивать - вопрос достаточно открытый.</p>
<p>В таком случае нужно предпринять несколько шагов, чтобы этот вопрос решить. Во-первых, необходимо ужесточить и повысить эффективность контроля за российскими образцами вооружений. В некоторых случаях имеет место банальный промышленный шпионаж, особенно в вопросах копирования образцов. Второе - необходимо выработать единую стратегию для работы на различных рынках. на самом деле возможность производить боевые самолеты со стороны Китая во многом обеспечили мы, предоставив право лицензии на сборку этих машин, несмотря на то, что были предупреждения как со стороны экспертного сообщества, так и со стороны российских производителей, что это будет достаточно рискованное решение.</p>
<p>Второе – здесь необходимо понимать ситуацию с двигателями. Понятно, что Китай может их копировать, но нужно максимально усложнить эту задачу. Первое – необходимо не давать лицензию на сборку, потому что, как показывает практика, именно через этот механизм происходит основной процесс копирования. Второе – необходимо активно развивать технологические линии, чтобы копирование было не эффективным. Понятно, что переход на двигатели пятого поколения сделает бессмысленным воспроизведение третьего поколения. И понятно, что чем быстрее происходит развитие техники, тем сложнее будет ее скопировать по объективным обстоятельствам, связанным с устарением данных моделей.</p>
<p>В целом, если удастся реализовать эти два направления (первое – это ликвидировать промышленный шпионаж как таковой, а второе -  выстроить бизнес-стратегию развития и поставок, в том числе на экспорт российских вооружений) - в этом случае удастся хотя бы усложнить процесс копирования, особенно высокотехнологичных образцов, которые являются наиболее высоколиквидными и капиталоемкими.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".