Статья
19 19 Января 2009 10:38

Классная Америка

Записки учителя химии из России о повседневной жизни американской школы. Очень поучительное чтение для тех, кто хочет понять Америку.
Комментарии экспертов

 

Наши советские предрассудки говорят нам, что школьное образование должно давать знания, что фигура учителя священна, и что в нашей стране учат лучше всего. Все это давно не соответствует действительности и причем чем дальше – тем больше. Большинство российских школ ничему уже не учат, поскольку в них попросту нет необходимых кадров. Старое поколение учителей постепенно сходит на нет. Новые – это либо энтузиасты со студенческой скамьи, которые приходят в школы, чтобы действительно давать детям знания, но чей энтузиазм тает в течение нескольких месяцев, либо же те, кому просто больше некуда идти. Система среднего образования в России давно перешагнула за край пропасти и стремительно падает вниз.

 

Тем не менее, нам все еще кажется, что мы лучшие. Книга казанского бизнесмена и химика Айрата Димиева в общем-то именно эту тему и эксплуатирует. Поехал человек учить школьников химии в самую Америку – а там ужас, ужас и шокирующие будни. Поскольку все познается в сравнении, то понятно, что тамошние шокирующие будни – это как бы противоположность привычным нам стандартам.

 

Тут надо отметить, что разговор о системе обязательного среднего образования как таковой является очень серьезным. Именно в рамках этой системы государство и общество закладывает в молодое поколение те ту идеологию, которая считается системообразующей. Именно здесь, за школьной скамьей, по сути, начинается большая политика.

 

Что же шокировало господина Димиева в школах Хьюстона, где ему доводилось работать? Ну, во-первых, чрезвычайно низкий уровень знаний среднего школьника. Эта особенность американских школ уже стала притчей во языцех, и она, конечно же, отлично ложится в известный рефрен «ну, тупые». В качестве примера Димиев приводит, например, следующее наблюдение: для большинства школьников выпускных классов сложение двух отрицательных чисел является непосильной задачей. Какой, дескать, контраст со средним российским уровнем. Да и вообще, задачи в школьных учебниках очень простые, а положительные баллы получают практически все: отчислить школьника особенно в цветном квартале значит практически наверняка отправить его в тюрьму, потому что если он не ходит в школу, значит остается на улице.

 

Все это Димиеву категорически не нравится и в качестве причины низкого среднего уровня знаний он видит, во-первых, идеологию успеха, согласно которой американская система образования предоставляет всем своим учащимся равные возможности, а во-вторых, чрезвычайно низкий статус учителя, который рассматривается не как наставник, но как инструктор, наемный служащий. К тому же, автор усматривает за фасадом благополучного среднего образования в США вопиющую ложь, когда высокие оценки выставляются не по знаниям школьников, а из соображений статистической отчетности.

 

Чтение книги о реалиях американской средней школы, на самом деле, является достаточно поучительным. У системы государственного образования в США действительно огромное количество проблем, что подтверждается и международной статистикой. Однако, как мне кажется, понять истинный смысл происходящего Димиеву мешают собственные, российские, предрассудки. Все дело в том, что американская школа не готовит своего среднего выпускника к обязательному поступлению в вуз, как это делается в России. Америке нужны граждане, вот именно их то и поставляет в массовом количестве средняя школа. Те, кто пойдет учить дальше, составляет меньшинство (что вполне разумно), и именно для них Димиев читал в школе Хьюстона курс Chemestry-3, который по его собственным словам, приближается к университетскому уровню. Остальные могут на вполне законных основаниях клеить на уроках аппликации и иметь от этого fun.

 

Книга предоставлена магазином "Фаланстер".

Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".