Статья
3 Сентября 2010 17:52

Кобяков: Государство не может отстраниться от процесса модернизации

<p><em>В рамках Мирового политического форума, который состоится 9-10 сентября в Ярославле, будет действовать секция «Государство как инструмент технологической модернизации». Эксперты обсудят актуальные вопросы модернизации национальной экономики, создания современной высокотехнологичной инфраструктуры, качественного обновления всей производственной сферы.</em><br />
<br />
<em><strong>Экономист Андрей Кобяков</strong> рассказал «<strong>Актуальным Комментариям</strong>» о тех проблемах, которые стоят перед российским государством в сфере технологической модернизации:</em><br />
<br />
«Совершенно очевидно, что государству отстраниться от процесса модернизации нельзя, и вообще успех ее во многом, если не кардинально, будет зависеть от государственного участия. На сегодняшний день инновационный процесс практически в любой стране мира предполагает участие государства. На этапах, когда он там зарождался, ещё более была выражена роль государства.<br />
<br />
Создавались всевозможные инновационные и технологические инкубаторы. В качестве примера можно привести Японию, Израиль, Китай сегодня и целый ряд других стран. Существовали и продолжают существовать мощные государственные исследовательские программы. В этом смысле процент расходов бюджета на эти цели в России совершенно несопоставим как с развитыми, так и с активно развивающимися странами. Скажем, в Индии и Китае процент средств бюджета, который тратится на эти цели, в разы выше.<br />
<br />
Наконец, мы должны заметить, что здесь ставка на чисто рыночные механизмы для России сейчас является практически невозможной, потому что среди известных рыночных механизмов нахождения и выведения инноваций являются, прежде всего, венчурные фонды и компании им подобные.<br />
<br />
У нас пока такой институт, как частные венчурные фонды, находится лишь в зачаточном состоянии. Они уже появились, но их ещё очень немного, и поэтому их возможности чрезвычайно ограничены. Количество исследовательских проектов, которое они могут поддержать, крайне мало, и охват возможных направлений инноваций пока очень незначителен.<br />
<br />
Поэтому государство могло бы включиться непосредственно в венчурную деятельность – либо совместно с этими фондами (например, компенсируя им часть издержек), либо участвуя с ними в рамках государственно-частного партнёрства. Формы здесь могут быть самые разнообразные.<br />
<br />
Для появления и успешного развития инноваций также необходимо создание определённой среды, особенно в таких сферах как прежде всего IT, биотехнологии. Опыт Силиконовой долины говорит о том, что необходимо создание определённой среды, которая включает в себя и психологию, и формы общения, и даже соответствующий ландшафт, определённые городские формы проживания и т.д.<br />
<br />
Поэтому то, что существует проект Сколково, следует признать в целом отрадным фактом. Остаётся только выразить надежду, что он рассматривается государством не как единственный в своём роде, а как некий пилотный проект, на котором можно будет отработать подобного рода технологии, а затем их тиражировать с улучшениями, изменениями и т.д. в других регионах, в зависимости от того, какие направления инноваций в них будут признаваться перспективными.<br />
<br />
Такой путь проходили многие страны. Мы знаем, что и в Советском Союзе были научные городки, и ряд из них закрытого характера, которые тоже создавали микросреду и концентрацию научной мысли, с соответствующей инфраструктурой и соответствующим научным оборудованием. Такой же путь был в Японии, когда они создавали программу «Технополис» и т.д. Вот ещё одно направление, вполне конкретные действия государства, которые нужно всячески поощрять и развивать.<br />
<br />
Я думаю, что благодаря этому можно будет вычленить перспективные направления и даже конкретные инновации. Никакого другого пути не существует. Конечно, есть определённые наработки в военно-промышленном комплексе.<br />
<br />
Здесь государству нужно хотя бы создать нормальный банк данных, которого до сих пор практически не существует. В Советское время был Всесоюзный институт научной и технической информации, который хоть как-то концентрировал эту информацию. На сегодняшний день такого банка данных практически не существует. Были попытки его создания, но всё это осталось больше на бумаге.<br />
<br />
Мы должны создать банк данных с тем, чтобы определённый доступ к нему могли получать предприниматели, находить эти технологии и т.д. Возможно, нужны и более активные формы, связанные с продвижением определённых идей, созданием каких-то конференций на базе этого банка данных по определённым направлениям и т.д. Тогда можно было бы в одной аудитории собрать самих инноваторов, предпринимателей. Здесь государство должно было бы сыграть важную институционально-организационную роль, то есть во многом выступить посредником. Это тоже одно из крупных направлений.<br />
<br />
Наконец, мне кажется, что мы сейчас очень увлеклись недостающей частью инновационного процесса, а именно внедрением этих технологий. В Советском Союзе была сильна фундаментальная наука, но те достижения, к которым она приходила, не находили применения на практике в силу низкой способности той экономической системы к внедрению.<br />
<br />
Дело в том, что мы можем удариться в противоположную крайность. Мы можем увлечься созданием чисто внедренческих процессов, полностью забросив все наши конкурентные преимущества, которые находились именно в научных школах. За 20 лет, которые прошли после распада СССР, здесь многое уже утрачено навсегда, и наука оказалась в достаточно плачевном материальном положении, но кое-что всё-таки ещё осталось, и спасти это, развить на базе этого какие-то новые направления или восстановить старые вполне возможно.<br />
<br />
Тот же химфак МГУ до сих пор выпускает лучших в мире химиков. Почему-то при этом лучшие из них оказываются на работе либо в Голландии, либо в Австрии, Швеции, Германии, США, но не здесь. Когда начинаешь с ними говорить, для них главным оказывается не столько материальный достаток или комфорт, который им будет обеспечен в этих странах, сколько они все сетуют на то, что в России нет достаточно финансирования, чтобы приобрести нужное им оборудование, что нет дорогостоящих материалов, с которыми они проводят свои опыты, и т.д.<br />
<br />
Вот куда тоже необходимо было бы вливать деньги – в поддержку уже доказавших своё мировое значение научных школ. И средства здесь потребуются немаленькие. Я думаю, что можно было бы найти какое-то взаимопонимание с крупным бизнесом, для которого эти исследования могли бы быть профильными, с тем, чтобы эти издержки легли не только на российский бюджет. Полагаю, что это вполне возможно, если это делать точечно, по чётко выделенным приоритетным направлениям.<br />
<br />
Как мне кажется, это то, что напрашивается на сегодняшний день среди самых очевидных задач государства».</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".