Статья
617 3 сентября 2010 17:52

Кобяков: Государство не может отстраниться от процесса модернизации

В рамках Мирового политического форума, который состоится 9-10 сентября в Ярославле, будет действовать секция «Государство как инструмент технологической модернизации». Эксперты обсудят актуальные вопросы модернизации национальной экономики, создания современной высокотехнологичной инфраструктуры, качественного обновления всей производственной сферы.

Экономист Андрей Кобяков рассказал «Актуальным Комментариям» о тех проблемах, которые стоят перед российским государством в сфере технологической модернизации:

«Совершенно очевидно, что государству отстраниться от процесса модернизации нельзя, и вообще успех ее во многом, если не кардинально, будет зависеть от государственного участия. На сегодняшний день инновационный процесс практически в любой стране мира предполагает участие государства. На этапах, когда он там зарождался, ещё более была выражена роль государства.

Создавались всевозможные инновационные и технологические инкубаторы. В качестве примера можно привести Японию, Израиль, Китай сегодня и целый ряд других стран. Существовали и продолжают существовать мощные государственные исследовательские программы. В этом смысле процент расходов бюджета на эти цели в России совершенно несопоставим как с развитыми, так и с активно развивающимися странами. Скажем, в Индии и Китае процент средств бюджета, который тратится на эти цели, в разы выше.

Наконец, мы должны заметить, что здесь ставка на чисто рыночные механизмы для России сейчас является практически невозможной, потому что среди известных рыночных механизмов нахождения и выведения инноваций являются, прежде всего, венчурные фонды и компании им подобные.

У нас пока такой институт, как частные венчурные фонды, находится лишь в зачаточном состоянии. Они уже появились, но их ещё очень немного, и поэтому их возможности чрезвычайно ограничены. Количество исследовательских проектов, которое они могут поддержать, крайне мало, и охват возможных направлений инноваций пока очень незначителен.

Поэтому государство могло бы включиться непосредственно в венчурную деятельность – либо совместно с этими фондами (например, компенсируя им часть издержек), либо участвуя с ними в рамках государственно-частного партнёрства. Формы здесь могут быть самые разнообразные.

Для появления и успешного развития инноваций также необходимо создание определённой среды, особенно в таких сферах как прежде всего IT, биотехнологии. Опыт Силиконовой долины говорит о том, что необходимо создание определённой среды, которая включает в себя и психологию, и формы общения, и даже соответствующий ландшафт, определённые городские формы проживания и т.д.

Поэтому то, что существует проект Сколково, следует признать в целом отрадным фактом. Остаётся только выразить надежду, что он рассматривается государством не как единственный в своём роде, а как некий пилотный проект, на котором можно будет отработать подобного рода технологии, а затем их тиражировать с улучшениями, изменениями и т.д. в других регионах, в зависимости от того, какие направления инноваций в них будут признаваться перспективными.

Такой путь проходили многие страны. Мы знаем, что и в Советском Союзе были научные городки, и ряд из них закрытого характера, которые тоже создавали микросреду и концентрацию научной мысли, с соответствующей инфраструктурой и соответствующим научным оборудованием. Такой же путь был в Японии, когда они создавали программу «Технополис» и т.д. Вот ещё одно направление, вполне конкретные действия государства, которые нужно всячески поощрять и развивать.

Я думаю, что благодаря этому можно будет вычленить перспективные направления и даже конкретные инновации. Никакого другого пути не существует. Конечно, есть определённые наработки в военно-промышленном комплексе.

Здесь государству нужно хотя бы создать нормальный банк данных, которого до сих пор практически не существует. В Советское время был Всесоюзный институт научной и технической информации, который хоть как-то концентрировал эту информацию. На сегодняшний день такого банка данных практически не существует. Были попытки его создания, но всё это осталось больше на бумаге.

Мы должны создать банк данных с тем, чтобы определённый доступ к нему могли получать предприниматели, находить эти технологии и т.д. Возможно, нужны и более активные формы, связанные с продвижением определённых идей, созданием каких-то конференций на базе этого банка данных по определённым направлениям и т.д. Тогда можно было бы в одной аудитории собрать самих инноваторов, предпринимателей. Здесь государство должно было бы сыграть важную институционально-организационную роль, то есть во многом выступить посредником. Это тоже одно из крупных направлений.

Наконец, мне кажется, что мы сейчас очень увлеклись недостающей частью инновационного процесса, а именно внедрением этих технологий. В Советском Союзе была сильна фундаментальная наука, но те достижения, к которым она приходила, не находили применения на практике в силу низкой способности той экономической системы к внедрению.

Дело в том, что мы можем удариться в противоположную крайность. Мы можем увлечься созданием чисто внедренческих процессов, полностью забросив все наши конкурентные преимущества, которые находились именно в научных школах. За 20 лет, которые прошли после распада СССР, здесь многое уже утрачено навсегда, и наука оказалась в достаточно плачевном материальном положении, но кое-что всё-таки ещё осталось, и спасти это, развить на базе этого какие-то новые направления или восстановить старые вполне возможно.

Тот же химфак МГУ до сих пор выпускает лучших в мире химиков. Почему-то при этом лучшие из них оказываются на работе либо в Голландии, либо в Австрии, Швеции, Германии, США, но не здесь. Когда начинаешь с ними говорить, для них главным оказывается не столько материальный достаток или комфорт, который им будет обеспечен в этих странах, сколько они все сетуют на то, что в России нет достаточно финансирования, чтобы приобрести нужное им оборудование, что нет дорогостоящих материалов, с которыми они проводят свои опыты, и т.д.

Вот куда тоже необходимо было бы вливать деньги – в поддержку уже доказавших своё мировое значение научных школ. И средства здесь потребуются немаленькие. Я думаю, что можно было бы найти какое-то взаимопонимание с крупным бизнесом, для которого эти исследования могли бы быть профильными, с тем, чтобы эти издержки легли не только на российский бюджет. Полагаю, что это вполне возможно, если это делать точечно, по чётко выделенным приоритетным направлениям.

Как мне кажется, это то, что напрашивается на сегодняшний день среди самых очевидных задач государства».

3 ноября 2020 Новости
Объём производства высокоэкологичного бензина «Евро-6» на Рязанском НПЗ «Роснефти» превысил 1 млн тонн
 Объём производства высокоэкологичного бензина «Евро-6» на Рязанском НПЗ «Роснефти» превысил 1 млн тонн Рязанский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), крупнейший нефтеперерабатывающий актив «Роснефти», произвёл более 1 млн тонн бензина марки «Евро-6» с улучшенными экологическими и эксплуатационными свойствами.
1 июня 2018 Новости  Алло, я по объявлению: как западные спецслужбы меняют подход в наборе кадров В Сети начинают появляться наглядные доказательства того, что западные спецслужбы полностью меняют стратегию рекрутинга кадров — вместо привычных методов вербовки они используют социальные сети и рекламу на телевидении. 13 апреля 2018 Новости  СМИ и соцсети помогут авторам телеграм-каналов Социальные сети и традиционные СМИ после решения суда о блокировке Telegram решили поддержать авторов, которые ведут популярные телеграм-каналы.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".