Кобяков: России выгодно строить альтернативные трубопроводы
Для мировых рынков много нефти не бывает, и в этом смысле решение строить альтернативные нефтепроводы, такие как «Самсун-Джейхан» - это вопрос удобства её транспортировки в Европу. Такое мнение высказал в интервью «Актуальным комментариям» экономист Андрей Кобяков в связи с российско-турецкими переговорами в Москве.
«Интерес Турции стать транзитной страной очевиден, и мне кажется, что Турция здесь избрала правильную тактику, поскольку в свои проекты, которые каким-то образом конкурируют с российскими планами, она просто втягивает российскую сторону в качестве участника. Это уже не первый случай. Мы знаем, что есть аналогичные договорённости в газовой сфере», - считает эксперт.
Для России он видит в этом возможность, связанную с географической диверсификацией наших компаний, которые всё в большей степени становятся транснациональными. И выход в эту фазу скорее полезен, чем вреден, хотя, несомненно, контроль над этим проектом в данном случае отнюдь не полностью будет в руках России. «Это лучше, чем постоянно находиться в некой экономической войне в этом регионе, не имея союзников. Я думаю, что ставка на союзничество с Турцией в данном случае оказывается вполне оправданной», - убежден Андрей Кобяков.
Сегодня вице-премьер РФ Игорь Сечин сообщил, что Россия намерена участвовать в строительстве нефтепровода «Самсун-Джейхан». Вопрос долевого участия находится на обсуждении. В августе 2009 года Владимир Путин и Реджеп Эрдоган подписали протоколы о сотрудничестве двух стран в нефтяной и газовой сферах. В соответствии с этими документами стороны договорились, в частности, создать рабочую группу, которая изучит возможности ресурсной базы для нефтепровода «Самсун-Джейхан» и транспортные параметры этого проекта для поставки нефти из Турции на европейские рынки. Ожидается, что после завершения строительства пропускная способность данного нефтепровода длиной 555 км достигнет 1,5 млн баррелей в сутки.
Трасса нефтепровода «Самсун-Джейхан» пройдет с севера на юг Турции в обход проливов Босфор и Дарданеллы. Строительство начато в конце апреля 2009 года.Предполагается участие в проекте компаний России, Турции, Казахстана, а также Италии (Eni участвует в этом проекте уже с 2005 года, когда она купила 50% компании TAPCO, созданной для строительства и эксплуатации трубопровода).
На вопрос «Актуальных комментариев» о возможных сроках реализации проекта Андрей Кобяков ответил, что они связаны с геополитикой. К примеру, долгое строительство трубопровода «Баку-Джейхан» было связано с нестабильностью, отсутствием политических договорённостей по этому вопросу, «перетягиванием каната» и т.д.
«Само по себе строительство трубопровода может оказаться достаточно быстрым, потому что здесь речь не идёт о таких длинных маршрутах, каким был в советское время нефтепровод «Дружба». Это отнюдь не расстояния во многие тысячи километров, которые надо преодолевать. Это достаточно короткие маршруты. Вряд ли в рассматриваемом проекте придётся делать какие-то сложные туннели в горах, иначе он был бы просто несостоятелен как проект. Думаю, что проложить трубопровод можно в достаточно короткие сроки по примеру Туркмении и Казахстана, которые быстро организовали соответствующие трубопроводы в Китай», - заявил экономист.