Статья
7 Октября 2009 0:01

Коллегия Минобрнауки РФ

<p>Коллегия Минобрнауки РФ подвела итоги Единого государственного экзамена за 2009 год и рассмотрела окончательный вариант правил приема в вузы в 2010 году.</p>
<p>Массовых отчислений первокурсников по итогам зимней сессии не будет, считает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. «Ожидания огромных отчислений в ходе зимней сессии сильно преувеличены», - сказал он во время заседания коллегии в министерстве.<br />
<br />
Как сообщалось ранее, Минобрнауки проанализировало результаты проведения ЕГЭ в 2009 году и выявило, что у некоторых выпускников школ ряда регионов результаты экзамена искусственно завышены.<br />
<br />
Кроме того, была проведена перепроверка знаний первокурсников в ряде московских и региональных вузов. Так, в частности, МГУ проводил контрольную работу по материалам ЕГЭ-2009 для первокурсников мехмата и факультета вычислительной математики. Как сообщил ранее ректор МГУ Виктор Садовничий, 60% сдававших контрольную не справились с ней.<br />
<br />
Некоторые ректоры ранее также высказывали предположение о том, что по итогам зимней сессии придется отчислить многих студентов, которые не справятся с образовательной программой.<br />
<br />
Андрей Фурсенко, в свою очередь, считает, что в основной массе первокурсники 2009 года ничем не хуже первокурсников прошлых лет. Кроме того, отметил министр, вузы не заинтересованы в отчислении большого числа ребят.<br />
<br />
При этом министр подчеркнул важность информации от вузов о том, знания каких студентов не соответствуют баллам, полученным по ЕГЭ, из каких они регионов, школ. «Эта информация очень важна для нас, чтобы в следующем году в вузы пришли люди, более подготовленные», - заявил он.<br />
<br />
Кроме того, ранее сообщалось, что некоторые руководители органов образования в регионах были уволены в связи с тем, что не обеспечили честную и объективную оценку знаний выпускников школ. На коллегии министр подчеркнул, что необходимы «жесткие разборки с теми людьми, которые не могут обеспечить честную и правильную оценку».<br />
<br />
Он подчеркнул, что «нечестная оценка - это несправедливо по отношению к ребятам, которые честно учились и честно сдавали».<br />
<br />
«Министерство вместе с общественными организациями сделает все, чтобы в будущем году количество сомнительных оценок так же, как и количество сомнительных победителей олимпиад, существеннейшим образом уменьшилось», - сказал Фурсенко.<br />
<br />
Решение о том, ограничивать или нет число вузов, куда абитуриент может подать заявление о приеме, а также о других новых правилах приема в вузы, будет принято до конца этого месяца. «Приказ будет подписан в октябре», - сказал директор департамента госполитики в области образования Минобрнауки Игорь Реморенко.<br />
<br />
Один из главных вопросов, обсуждаемых на коллегии, заключался в том, стоит ли ограничивать число вузов, куда абитуриент может подать заявление о приеме. Этот вопрос возник в связи с тем, что по итогам приемной кампании в вузы в 2009 году, ряд ректоров жаловались на хаос и беспорядок, вызванный тем, что абитуриенты подают заявления одновременно в десятки вузов на десятки специальностей.<br />
<br />
Ранее звучали предложения разрешить абитуриентам подавать заявления в пять вузов. По мнению Российского союза ректоров, эту цифру надо было бы сократить до трех. По словам Реморенко, пока окончательное решение не принято, его должны принять ректоры.<br />
<br />
Между тем, ранее в Рособрнадзоре отмечали, что большинство абитуриентов этого года подавали заявления о приеме в среднем в два вуза, а не в десятки, как утверждают некоторые ректоры, жалуясь на хаос при поступлении. «Абсолютное большинство абитуриентов не подавало заявления о приеме больше, чем в два вуза», - заявляла глава Рособрнадзора Любовь Глебова. Она уточнила, что в среднем на одного абитуриента 2009 года приходилось 1,76 поданных заявлений о приеме в вузы. Число тех, кто подал заявления в десятки вузов, ничтожно мало.<br />
<br />
Как отметила Глебова, о проблемах с многочисленными заявлениями о приеме сообщила «лишь пятерка ректоров», тогда как в России насчитывается около 3,5 тысяч вузов и филиалов. «Не может быть причиной хаоса и беспорядка то количество абитуриентов, которые подавали заявления больше, чем в два вуза», - подчеркнула она. <br />
<br />
В свою очередь, министр образования и науки Андрей Фурсенко отмечал, что «независимо от того, какое решение будет принято, это несильно повлияет на следующую вступительную кампанию».</p>
<p>Стоит отметить, с предложением не вводить ограничения выступают негосударственные вузы, Высшая школа экономики и Московский институт стали и сплавов. С предложением ограничить число вузов, в которые можно подавать заявления одновременно, вышли Финансовая академия при правительстве РФ, МИФИ и ряд других вузов.<br />
<br />
Игорь Реморенко также сообщил и о других новых правилах приема в вузы, приказ о которых будет подписан в октябре. В частности, планируется сократить число абитуриентов, которые принимаются по целевому набору - с 30% до 20%. Также сократится количество этапов зачисления в вузы - с трех до двух. Также вузы получат право устанавливать свой минимальный порог баллов при поступлении не только на профильные, но и на остальные специальности. Ранее вузы могли устанавливать свой порог лишь на профильные специальности. При этом вуз не имеет права устанавливать порог баллов ниже уровня, определенного Рособрнадзором.</p>
<p>В числе нововведений, которые сейчас рассматриваются министерством, есть также инициатива о сокращении количества этапов зачисления абитуриентов в вузы с трех до двух. По словам Реморенко, вариант трех волн зачисления является избыточным. Это же подтверждают данные учредителей вузов, добавил он. "Зачисление может пройти в две волны вполне успешно, и в меньшей степени мы нагрузим и ребят, и приемные комиссии", - сказал он. Он считает, что это позволит абитуриентам, которые не поступят в вузы, найти себя в учреждениях среднего профобразования.</p>
Комментарии экспертов
<p>Общественная плата считает, что в стране должна существовать независимая система оценки качества образования. И в первую очередь она нужна ребенку и его родителям, чтобы они могли решить, какой социальный лифт им выбирать. После 9 класса идти в техникум или колледж, или заканчивать одиннадцатилетку и идти в ВУЗ. И чем объективнее будет система оценки уровня знаний ребенка, тем правильнее, точнее будет выбираться направление его дальнейшего развития. Не будет напрасно потраченных лет. Много говорится о том, что случается нередко: ребенок имеет низкий уровень знаний и зачисляется в ВУЗ. Хорошо это или плохо? Это неплохо в том варианте, если он найдет в себе силы учиться так, чтобы освоить программу ВУЗа. Но это очень плохо, если  он эту программу не освоит и просто потратит годы.</p>
<p>В условиях быстроменяющейся экономической ситуации молодые люди не могут позволить себе потратить несколько лет зря. Поэтому вопрос ранней профориентации должен основываться на реальных оценках. И одной из возможных реальных оценок должна стать независимая система оценки качества образования. Она должна быть не только для одиннадцатиклассников, но и для детей младше. Ученик пятого, шестого, девятого класса, захотев стать, к примеру, литературным критиком, должен задуматься, есть ли у него элементарная база для этого и пойти оценить ее в центр независимой оценки качества образования. ЕГЭ является основой для создания такой независимой оценки качества.<br />
<br />
Выводы, которые можно сделать по результатам контроля за проведением ЕГЭ, таковы, что в целом все участники образовательного процесса хорошо освоили саму технологию. Это подтверждается и теми звонками, которые поступали на горячую линию, и это же подтвердил ВЦИОМ. По результатам опросов, почти 80 % учителей, учеников и родителей сказали что процедура им понятна и не вызывает никаких вопросов. 100 % - эта цифра появляется тогда, когда тот же вопрос задается людям, уже прошедшим через процедуру сдачи ЕГЭ. </p>
<p>Те проблемы, которые возникали,  носили локальный характер. Проблем системных не так много, они не связаны с принципом существования ЕГЭ, а связаны с необходимостью доработки нормативно-правовой базы, более тщательного обучения организаторов процесса сдачи, и конечно более раннего информирования о результатах детей и родителей.<br />
<br />
 </p>
<p>В высших учебных заведениях десятилетиями складывалась традиция оценивать знания пришедших к ним студентов. С точки зрения их коммуникативных и всех остальных способностей. Вузы десятилетиями проводили тестирования, собеседования и опросы после того, как ребята в начале учебного года садились за парту вуза. Поэтому ничего нового, в связи с тем, что государственная итоговая аттестация прошла в форме ЕГЭ, для вузов не произошло.<br />
<br />
Попытка предположить, что через собственные тестирования вузы переоценивают те результаты, которые получены в школе в форме ЕГЭ в ходе государственной итоговой аттестации, являются надуманными. Другой вопрос, что мы предложили нескольким московским и четырем региональным вузам под нашим руководством и по той же самой методике, которая была использована в ходе госаттестации, провести мониторинг, то есть корреляцию тех результатов, которые были получены в школе. Такую проверку мы сейчас ведем, но эта инициатива ни в коей мере не является перепроверкой результатов ЕГЭ. Это попытка еще один раз посмотреть на эффективность работы региональной системы сдачи ЕГЭ. Любые попытки столкнуть оценку вузов и оценку школ неспособны привести к каким-то выводам. Вот вузы перепроверили результаты и сказали, что студентам поставили пятерки, а они и на двойки не тянут. Это, как минимум, провокационная позиция.<br />
<br />
ВЦИОМ подсчитал, что те ребята, которые прошли через процедуру сдачи ЕГЭ, начинают положительно относиться к этой системе оценки знаний. А те, кто не включен в эту процедуру, имеют негативную точку зрения, подсказанную общественным мнением. 80% родителей выпускников, сдававших ЕГЭ, довольны, что их дети попали в тот ВУЗ, в который они и хотели. Почти 7% роидтелей вообще не ожидали, что у них будет такая возможность, и только 5% остались неудовлетворены результатами вступительной кампании. Это - оценка тех, кто прошел через процедуру ЕГЭ, а не тех, кто думает так, как им говорят другие.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".