Статья
82 7 Октября 2009 0:01

Коллегия Минобрнауки РФ

Коллегия Минобрнауки РФ подвела итоги Единого государственного экзамена за 2009 год и рассмотрела окончательный вариант правил приема в вузы в 2010 году.

Массовых отчислений первокурсников по итогам зимней сессии не будет, считает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. «Ожидания огромных отчислений в ходе зимней сессии сильно преувеличены», - сказал он во время заседания коллегии в министерстве.

Как сообщалось ранее, Минобрнауки проанализировало результаты проведения ЕГЭ в 2009 году и выявило, что у некоторых выпускников школ ряда регионов результаты экзамена искусственно завышены.

Кроме того, была проведена перепроверка знаний первокурсников в ряде московских и региональных вузов. Так, в частности, МГУ проводил контрольную работу по материалам ЕГЭ-2009 для первокурсников мехмата и факультета вычислительной математики. Как сообщил ранее ректор МГУ Виктор Садовничий, 60% сдававших контрольную не справились с ней.

Некоторые ректоры ранее также высказывали предположение о том, что по итогам зимней сессии придется отчислить многих студентов, которые не справятся с образовательной программой.

Андрей Фурсенко, в свою очередь, считает, что в основной массе первокурсники 2009 года ничем не хуже первокурсников прошлых лет. Кроме того, отметил министр, вузы не заинтересованы в отчислении большого числа ребят.

При этом министр подчеркнул важность информации от вузов о том, знания каких студентов не соответствуют баллам, полученным по ЕГЭ, из каких они регионов, школ. «Эта информация очень важна для нас, чтобы в следующем году в вузы пришли люди, более подготовленные», - заявил он.

Кроме того, ранее сообщалось, что некоторые руководители органов образования в регионах были уволены в связи с тем, что не обеспечили честную и объективную оценку знаний выпускников школ. На коллегии министр подчеркнул, что необходимы «жесткие разборки с теми людьми, которые не могут обеспечить честную и правильную оценку».

Он подчеркнул, что «нечестная оценка - это несправедливо по отношению к ребятам, которые честно учились и честно сдавали».

«Министерство вместе с общественными организациями сделает все, чтобы в будущем году количество сомнительных оценок так же, как и количество сомнительных победителей олимпиад, существеннейшим образом уменьшилось», - сказал Фурсенко.

Решение о том, ограничивать или нет число вузов, куда абитуриент может подать заявление о приеме, а также о других новых правилах приема в вузы, будет принято до конца этого месяца. «Приказ будет подписан в октябре», - сказал директор департамента госполитики в области образования Минобрнауки Игорь Реморенко.

Один из главных вопросов, обсуждаемых на коллегии, заключался в том, стоит ли ограничивать число вузов, куда абитуриент может подать заявление о приеме. Этот вопрос возник в связи с тем, что по итогам приемной кампании в вузы в 2009 году, ряд ректоров жаловались на хаос и беспорядок, вызванный тем, что абитуриенты подают заявления одновременно в десятки вузов на десятки специальностей.

Ранее звучали предложения разрешить абитуриентам подавать заявления в пять вузов. По мнению Российского союза ректоров, эту цифру надо было бы сократить до трех. По словам Реморенко, пока окончательное решение не принято, его должны принять ректоры.

Между тем, ранее в Рособрнадзоре отмечали, что большинство абитуриентов этого года подавали заявления о приеме в среднем в два вуза, а не в десятки, как утверждают некоторые ректоры, жалуясь на хаос при поступлении. «Абсолютное большинство абитуриентов не подавало заявления о приеме больше, чем в два вуза», - заявляла глава Рособрнадзора Любовь Глебова. Она уточнила, что в среднем на одного абитуриента 2009 года приходилось 1,76 поданных заявлений о приеме в вузы. Число тех, кто подал заявления в десятки вузов, ничтожно мало.

Как отметила Глебова, о проблемах с многочисленными заявлениями о приеме сообщила «лишь пятерка ректоров», тогда как в России насчитывается около 3,5 тысяч вузов и филиалов. «Не может быть причиной хаоса и беспорядка то количество абитуриентов, которые подавали заявления больше, чем в два вуза», - подчеркнула она.

В свою очередь, министр образования и науки Андрей Фурсенко отмечал, что «независимо от того, какое решение будет принято, это несильно повлияет на следующую вступительную кампанию».

Стоит отметить, с предложением не вводить ограничения выступают негосударственные вузы, Высшая школа экономики и Московский институт стали и сплавов. С предложением ограничить число вузов, в которые можно подавать заявления одновременно, вышли Финансовая академия при правительстве РФ, МИФИ и ряд других вузов.

Игорь Реморенко также сообщил и о других новых правилах приема в вузы, приказ о которых будет подписан в октябре. В частности, планируется сократить число абитуриентов, которые принимаются по целевому набору - с 30% до 20%. Также сократится количество этапов зачисления в вузы - с трех до двух. Также вузы получат право устанавливать свой минимальный порог баллов при поступлении не только на профильные, но и на остальные специальности. Ранее вузы могли устанавливать свой порог лишь на профильные специальности. При этом вуз не имеет права устанавливать порог баллов ниже уровня, определенного Рособрнадзором.

В числе нововведений, которые сейчас рассматриваются министерством, есть также инициатива о сокращении количества этапов зачисления абитуриентов в вузы с трех до двух. По словам Реморенко, вариант трех волн зачисления является избыточным. Это же подтверждают данные учредителей вузов, добавил он. "Зачисление может пройти в две волны вполне успешно, и в меньшей степени мы нагрузим и ребят, и приемные комиссии", - сказал он. Он считает, что это позволит абитуриентам, которые не поступят в вузы, найти себя в учреждениях среднего профобразования.

Комментарии экспертов

Общественная плата считает, что в стране должна существовать независимая система оценки качества образования. И в первую очередь она нужна ребенку и его родителям, чтобы они могли решить, какой социальный лифт им выбирать. После 9 класса идти в техникум или колледж, или заканчивать одиннадцатилетку и идти в ВУЗ. И чем объективнее будет система оценки уровня знаний ребенка, тем правильнее, точнее будет выбираться направление его дальнейшего развития. Не будет напрасно потраченных лет. Много говорится о том, что случается нередко: ребенок имеет низкий уровень знаний и зачисляется в ВУЗ. Хорошо это или плохо? Это неплохо в том варианте, если он найдет в себе силы учиться так, чтобы освоить программу ВУЗа. Но это очень плохо, если  он эту программу не освоит и просто потратит годы.


В условиях быстроменяющейся экономической ситуации молодые люди не могут позволить себе потратить несколько лет зря. Поэтому вопрос ранней профориентации должен основываться на реальных оценках. И одной из возможных реальных оценок должна стать независимая система оценки качества образования. Она должна быть не только для одиннадцатиклассников, но и для детей младше. Ученик пятого, шестого, девятого класса, захотев стать, к примеру, литературным критиком, должен задуматься, есть ли у него элементарная база для этого и пойти оценить ее в центр независимой оценки качества образования. ЕГЭ является основой для создания такой независимой оценки качества.



Выводы, которые можно сделать по результатам контроля за проведением ЕГЭ, таковы, что в целом все участники образовательного процесса хорошо освоили саму технологию. Это подтверждается и теми звонками, которые поступали на горячую линию, и это же подтвердил ВЦИОМ. По результатам опросов, почти 80 % учителей, учеников и родителей сказали что процедура им понятна и не вызывает никаких вопросов. 100 % - эта цифра появляется тогда, когда тот же вопрос задается людям, уже прошедшим через процедуру сдачи ЕГЭ.


Те проблемы, которые возникали,  носили локальный характер. Проблем системных не так много, они не связаны с принципом существования ЕГЭ, а связаны с необходимостью доработки нормативно-правовой базы, более тщательного обучения организаторов процесса сдачи, и конечно более раннего информирования о результатах детей и родителей.



 

В высших учебных заведениях десятилетиями складывалась традиция оценивать знания пришедших к ним студентов. С точки зрения их коммуникативных и всех остальных способностей. Вузы десятилетиями проводили тестирования, собеседования и опросы после того, как ребята в начале учебного года садились за парту вуза. Поэтому ничего нового, в связи с тем, что государственная итоговая аттестация прошла в форме ЕГЭ, для вузов не произошло.



Попытка предположить, что через собственные тестирования вузы переоценивают те результаты, которые получены в школе в форме ЕГЭ в ходе государственной итоговой аттестации, являются надуманными. Другой вопрос, что мы предложили нескольким московским и четырем региональным вузам под нашим руководством и по той же самой методике, которая была использована в ходе госаттестации, провести мониторинг, то есть корреляцию тех результатов, которые были получены в школе. Такую проверку мы сейчас ведем, но эта инициатива ни в коей мере не является перепроверкой результатов ЕГЭ. Это попытка еще один раз посмотреть на эффективность работы региональной системы сдачи ЕГЭ. Любые попытки столкнуть оценку вузов и оценку школ неспособны привести к каким-то выводам. Вот вузы перепроверили результаты и сказали, что студентам поставили пятерки, а они и на двойки не тянут. Это, как минимум, провокационная позиция.



ВЦИОМ подсчитал, что те ребята, которые прошли через процедуру сдачи ЕГЭ, начинают положительно относиться к этой системе оценки знаний. А те, кто не включен в эту процедуру, имеют негативную точку зрения, подсказанную общественным мнением. 80% родителей выпускников, сдававших ЕГЭ, довольны, что их дети попали в тот ВУЗ, в который они и хотели. Почти 7% роидтелей вообще не ожидали, что у них будет такая возможность, и только 5% остались неудовлетворены результатами вступительной кампании. Это - оценка тех, кто прошел через процедуру ЕГЭ, а не тех, кто думает так, как им говорят другие.


© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".