Статья
1293 4 февраля 2010 0:00

Команда Хлопонина

Основные информационные кампании минувшей недели были связаны с кадровой политикой Центра и реализацией инициатив президента в сфере модернизации политической системы.
 
Уход с поста президента Татарстана Минтимера Шаймиева способствовал возобновлению дискуссии о перспективах дальнейших отставок губернаторов-политических «долгожителей». Курс федерального Центра сочетает приоритеты поддержания стабильности в регионах и обновления кадров в целях повышения эффективности управления территориями. Можно прогнозировать, что в большинстве случаев главы регионов, более 3 сроков пребывающие у власти, будут по истечении срока действия полномочий уходить с политической сцены, однако из этого общего правила возможны исключения: в каждом случае Центр будет учитывать специфику сложившейся в регионе политической и экономической ситуации. В ближайшем будущем вероятна смена власти в республике Дагестан и Ханты-Мансийском АО: Муху Алиев, вероятно, откажется от борьбы «добровольно», Александр Филиппенко продолжит лоббистскую кампанию в условиях неблагоприятной политической конъюнктуры и активности оппонентов. губернатор же Саратовской области Павел Ипатов, полномочия которого истекают в апреле, напротив, имеет шансы сохранить пост. На минувшей неделе президент одобрил список кандидатов на пост главы региона, представленный «Единой Россией».
 
Одним из актуальных кадровых вопросов остается выбор кандидатуры на пост губернатора Красноярского края. Учитывая необходимость «сглаживания» внутриэлитных противоречий и поддержания стабильности в регионе, серьезно пострадавшем из-за последствий экономического кризиса, наиболее вероятно выдвижение на пост главы края кандидата, способного реализовать компромиссную стратегию политического руководства и обладающего значительным опытом управленческой работы. Руководство «Единой России» уже представило на рассмотрение президента соответствующий список. В него вошли врио губернатора Эдхам Акбулатов, бизнесмен, в прошлом чиновник региональной администрации Лев Кузнецов и замминистра финансов, также ранее работавший в «команде» Александра Хлопонина Александр Новак.
 
Все кандидаты представляют региональную элиту, и в целом состав списка отражает успешность лоббистских усилий Хлопонина: по некоторым данным, вскоре после получения новой должности он начал неформальные переговоры о выдвижении «преемника» из числа представителей сформированной за годы работы в крае «команды». Акбулатов – опытный чиновник, имеющий репутацию эффективного менеджера, ранее в должности заместителя губернатора он курировал ключевые вопросы промышленности и экономического развития территорий края. Гендиректор ООО «Колмар» Лев Кузнецов в 2002-2007 гг. был первым заместителем губернатора края (курировал вопросы, связанные с функционированием отраслей хозяйственного комплекса края, предотвращением чрезвычайных ситуаций и ликвидацией их последствий), по некоторым данным, в пользу его выдвижения на губернаторский пост высказывался Хлопонин. Однако наиболее сильной из представленных в списке выглядит «федеральная» кандидатура Александра Новака. Он имеет репутацию профессионала высокого уровня и значительный опыт работы на федеральном уровне, а также хорошо знаком со спецификой региона (долгое время проработал вместе с Александром Хлопониным, в краевой администрации занимал посты замгубернатора по финансовым вопросам и главы правительства).
 
Кроме того, важная информационная кампания минувшей недели была связана с обсуждением последствий корректировки избирательного законодательства. По инициативе Дмитрия Медведева депутаты Госдумы начали рассматривать законопроект, облегчающий условия участия в выборах для партий, набравших более 5% голосов в свою поддержку.
 
Поправки в законодательство гарантируют партиям, получившим менее 7% (средний «проходной барьер»), но более 5% голосов по итогам региональных выборов, представительство в парламенте соответствующего субъекта федерации: как минимум, 1 депутатский мандат и права фракции, а также гарантированные возможности занятия руководящих должностей и трудоустройства на постоянной, а не на временной основе. Кроме того, малые (непарламентские) партии, имеющий 5%-ный результат по итогам голосования, получат право на выдвижение своих представителей в состав избирательных комиссий и существенные льготы при проведении агитации (бесплатное эфирное время, право не собирать подписи граждан для участия в следующих парламентских выборах в своем регионе).
 
Эти меры вкупе с техническим переоснащением избирательных участков (внедрение электронной системы подсчета голосов) и рекомендациями губернаторам по сотрудничеству с различными политическими силами (они были даны президентом в ходе заседания Госсовета по вопросам реформирования политической системы 22 января) призваны повысить «прозрачность» и конкурентность избирательного процесса. В определенной мере они стали «ответом» федеральной власти на обращения оппозиционеров с жалобами на злоупотребления «административным ресурсом» после выборов 11 октября. Однако стоит учесть, что данные о «массовых нарушениях» в итоге не получили убедительного фактического подтверждения: в предусмотренном законом судебном порядке рассматривается лишь несколько десятков эпизодов, причем многие из них выглядят неоднозначно. Законодательное упрощение процедуры участия в региональных выборах обладающих определенной поддержкой оппозиционных партий (в том числе и «малых») призвано стимулировать российскую оппозицию к повышению эффективности работы – как на электоральном поле, так и в сфере решения внутренних проблем. В противном случае одной из тенденций избирательного процесса в 2010 г. может стать снижение общего уровня поддержки «оппозиционеров».
 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".