Статья
29 Ноября 2010 15:07

Комиссия по модернизации

Комиссия по модернизации
Фото: Вести 24

Очередное заседание комиссии по модернизации посвящено поддержке инноваций в России. Участники заседания рассматривают варианты совершенствования законодательства в части организации госзакупок, бюджетного и таможенного регулирования в целях создания благоприятного инновационного климата в России.

Президент России Дмитрий Медведев, выступая на комиссии, обозначил ряд препятствий, которые мешают нормальному развитию инновационной среды.

Во-первых, глава государства считает, что нужно корректировать закон о госзакупках. «По оценкам экспертов, до реформирования системы госзакупок о так называемых откатах в этой сфере говорили приблизительно треть предприятий, а через четыре года – уже практически половина. Этот закон нуждается в серьезной корректировке», – подчеркнул президент РФ.
По его словам, за пять лет действия закона о госзакупках было внесено в него 19 пакетов поправок, однако проблемы остаются.

Он сказал, что «положительный эффект, который достигается при закупках простых типовых товаров, существенно перекрывается потерями, которые возникают от приобретения инновационной, технически сложной, уникальной продукции».
Дмитрий Медведев считает необходимым ввести в практику госзакупок специальные процедуры, которые бы учитывали особенности инновационной продукции.  Он обозначил две позиции, прямо влияющие на закупку инновационной техники и разработок. «Во-первых, есть товары длительного пользования или те, у которых эксплуатационные расходы сравнимы или даже более цены приобретения. Заниженная цена приобретения – это заведомо некачественный товар. Его придется закупать снова и снова, каждый год, заказчик будет всегда иметь в оправдание, что он все сделал по закону», – подчеркнул Дмитрий Медведев.

В этой связи, полагает глава государства, «закупка таких товаров должна осуществляться с учетом стоимости эксплуатации». Во-вторых, сказал президент, есть долгосрочные и сложные комплексные проекты. «В начальный период их реализации крайне трудно сформулировать все потребности в госзакупках и вписаться в процедуры, которые сейчас предусмотрены законом», – сказал он.

Президент РФ Дмитрий Медведев предлагает также освобождать бизнес-ангелов от налогообложения на доходы, полученные в результате продажи акций инновационных компаний. «Можно было бы рассмотреть возможность их (бизнес-ангелов) освобождения от налогообложения доходов, которые возникают от продажи акций инновационных компаний», – сказал также президент. По его словам, аналогичные нормы для юридических лиц уже содержатся в законопроекте, который рассматривается в Госдуме.

Кроме того, глава государства предложил упростить таможенный контроль над поставками опытных образцов продукции, а также требования для признания европейских сертификатов на инновационные образцы. «Надо упростить порядок таможенного контроля и таможенного администрирования поставок, в том числе опытных и лабораторных образцов», – заявил Дмитрий Медведев.

По его мнению, необходимо также внести изменения в законодательство о техническом регулировании, упрощающие требования для новой продукции и для признания сертификатов, выданных в Европе. «Кроме того, необходимы уточнения в законодательстве о валютном урегулировании и валютном контроле в целях сокращения избыточных требований и дублирования информации, предоставляемой инновационными предприятиями», – подчеркнул глава государства.
Дмитрий Медведев заявил на заседании комиссии о необходимости изменения нормы миграционного законодательства в части, касающейся пребывания иностранцев и их деятельности на территории России.

Президента, в частности, удивила норма законодательства, в соответствии с которой специалист-иностранец, уже работающий в нашей стране, вправе находиться в командировках по нашей территории не более 10 дней в году. «Это просто что-то из области регулирования советского периода: в каждом иностранце, соответственно, предполагать человека, который приехал в Россию только для одного – собирать информацию», – сказал Дмитрий Медведев.

Комментарии экспертов
<p>В госзакупках существует проблема коррупционности. Раньше схемы, которые были связаны с коррупционными госконтрактами, предполагали проведение тендера, конкурса, в результате которого поступало наиболее соответствующее требованиям предложение.</p>
<p>Но, как показала практика, из-за высокой спецификации, то есть очень жестких условий, отсекались все лишние претенденты на данное  денежное средство. То есть за счет выполнения условий контракта и конкурса, прежде всего, со стороны одного из участников, другие конкуренты отсекались. Это было одним из условий, которое в массе своей исключает либо иностранных игроков, либо тех, кто на рынке менее 19 лет. Либо существует требование, связанное с размером компаний, либо спецификацией такой продукции, единственным поставщиком которой является представитель госкомпании.</p>
<p>Соответственно, все эти схемы позволяли составлять контракты под отдельного производителя. Решить данную проблему коррупционности должна была система электронного аутсорсинга.  Суть как раз заключалась в том, чтобы максимально стандартизировать требования и чтобы игроки соревновались по цене.</p>
<p>Здесь мы видим различные схемы обходов: во-первых, они заключались в том, что происходила договоренность о шагах аукциона, то есть о том, как будет шагать, какие суммы называть потенциальный поставщик,  чтобы конкурсная комиссия смогла отследить игрока непосредственно в процессе аукциона. Это оказалось достаточно сложно, но в принципе возможно. Такие схемы продолжают действовать, но здесь появилась другая проблема, о которой как раз говорит Дмитрий Медведев. Начали выигрывать те предложения, которые предлагали минимальную стоимость, в чем и заключалась идея аукциона. Но при этом эта минимальная цена не соответствовала тому типу услуг, которые оказывались, и тем типам товаров, которые закупались. То есть в принципе можно было продать в течение определенного времени определенный товар, но при этом его качество оставляло желать лучшего. Выигрывали при этом те предложения, которые минимизировали стоимость товаров и услуг, что приводило к росту госрасходов, т.к. закупки приходилось осуществлять ежегодно ввиду выхода из строя оборудования или некачественности услуги как таковой.</p>
<p>В инновационной сфере не так много игроков представлено и очень специфическая область применения, поэтому Дмитрий Медведев и намекал на то, что необходимо создавать другие схемы работы государства с частными компаниями и частными структурами. Нужно менять и модернизировать саму схему электронных госзакупок, которые фактически вели к потере качества товара и считывали исключительно стоимость позиции.</p>
<p>Есть предложение Минэкономразвития, которое  предполагает введение нескольких параметров, есть предложения других ведомств, включая Минфин. Но в целом тема является актуальной, потому что необходимо подвести баланс между угрозой коррупционности за счет введения очень многих требований к товару и угрозы некачественности товара за счет их упрощения. Найти вот этот сбалансированный вариант и призывает глава государства в современной государственной и политической системе.</p>
<p>Президент сделал важные предложения по улучшению инвестиционного и инновационного климата, однако и их не совсем достаточно. Инвестиции в страну обычно идут не по той причине, что они освобождены от налогов и существуют бизнес-ангелы.</p>
<p>Есть и другие факторы. При этом в России сама структура экономики не благоприятствует бизнесу, и это связано с коррупцией не только в отдельных отраслях, но и в государственном аппарате. В целом это обусловлено высокими рисками ведения бизнеса, и именно поэтому сюда не идут ни инвестиции, ни инновации.</p>
<p>Поэтому, мне кажется, что тут нужно менять ситуацию в экономике фундаментально. Лечить нужно не ногу отдельно – лечат человека целиком, когда болит нога – также и здесь, в данном случае нужно воздействовать на всю экономику в целом, чтобы добиться результата в отдельных отраслях.</p>
<p>Инновационные отрасли экономики всегда очень хрупкие, и бизнес в них всегда очень пугливый и ценящий условия. Вряд ли удастся создать какие-то невероятные оазисы эффективного бизнеса в ситуации, когда вся экономика остается сырьевой, а общая обстановка ведения бизнеса неблагоприятной.</p>
<p>Например, если смешать два коллектива – один чрезвычайно модернизационный, а другой какой-то затхлый, то, скорее всего, возникнет средняя температура по больнице, если не предпринять особых усилий.</p>
<p>Я вспоминаю песенку моего детства, когда двоечника посадили к отличнице в надежде на то, что она будет на него позитивно влиять. Песенка завершалась словами: «а Настенька давно уставилась в окно, наверно это Чижиков влияет». То есть, если к отличнице посадить двоечника, то они вместе будут получать примерно 3+ в результате некоего смешения социальных техник. </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".