Статья
29 Ноября 2010 15:07

Комиссия по модернизации

Комиссия по модернизации
Фото: Вести 24

<p>Очередное заседание комиссии по модернизации посвящено поддержке инноваций в России. Участники заседания рассматривают варианты совершенствования законодательства в части организации госзакупок, бюджетного и таможенного регулирования в целях создания благоприятного инновационного климата в России.</p>
<p>Президент России Дмитрий Медведев, выступая на комиссии, обозначил ряд препятствий, которые мешают нормальному развитию инновационной среды.</p>
<p>Во-первых, глава государства считает, что нужно корректировать закон о госзакупках. «По оценкам экспертов, до реформирования системы госзакупок о так называемых откатах в этой сфере говорили приблизительно треть предприятий, а через четыре года – уже практически половина. Этот закон нуждается в серьезной корректировке», – подчеркнул президент РФ.<br />
По его словам, за пять лет действия закона о госзакупках было внесено в него 19 пакетов поправок, однако проблемы остаются.</p>
<p>Он сказал, что «положительный эффект, который достигается при закупках простых типовых товаров, существенно перекрывается потерями, которые возникают от приобретения инновационной, технически сложной, уникальной продукции».<br />
Дмитрий Медведев считает необходимым ввести в практику госзакупок специальные процедуры, которые бы учитывали особенности инновационной продукции.  Он обозначил две позиции, прямо влияющие на закупку инновационной техники и разработок. «Во-первых, есть товары длительного пользования или те, у которых эксплуатационные расходы сравнимы или даже более цены приобретения. Заниженная цена приобретения – это заведомо некачественный товар. Его придется закупать снова и снова, каждый год, заказчик будет всегда иметь в оправдание, что он все сделал по закону», – подчеркнул Дмитрий Медведев.</p>
<p>В этой связи, полагает глава государства, «закупка таких товаров должна осуществляться с учетом стоимости эксплуатации». Во-вторых, сказал президент, есть долгосрочные и сложные комплексные проекты. «В начальный период их реализации крайне трудно сформулировать все потребности в госзакупках и вписаться в процедуры, которые сейчас предусмотрены законом», – сказал он.</p>
<p>Президент РФ Дмитрий Медведев предлагает также освобождать бизнес-ангелов от налогообложения на доходы, полученные в результате продажи акций инновационных компаний. «Можно было бы рассмотреть возможность их (бизнес-ангелов) освобождения от налогообложения доходов, которые возникают от продажи акций инновационных компаний», – сказал также президент. По его словам, аналогичные нормы для юридических лиц уже содержатся в законопроекте, который рассматривается в Госдуме.</p>
<p>Кроме того, глава государства предложил упростить таможенный контроль над поставками опытных образцов продукции, а также требования для признания европейских сертификатов на инновационные образцы. «Надо упростить порядок таможенного контроля и таможенного администрирования поставок, в том числе опытных и лабораторных образцов», – заявил Дмитрий Медведев.</p>
<p>По его мнению, необходимо также внести изменения в законодательство о техническом регулировании, упрощающие требования для новой продукции и для признания сертификатов, выданных в Европе. «Кроме того, необходимы уточнения в законодательстве о валютном урегулировании и валютном контроле в целях сокращения избыточных требований и дублирования информации, предоставляемой инновационными предприятиями», – подчеркнул глава государства.<br />
Дмитрий Медведев заявил на заседании комиссии о необходимости изменения нормы миграционного законодательства в части, касающейся пребывания иностранцев и их деятельности на территории России.</p>
<p>Президента, в частности, удивила норма законодательства, в соответствии с которой специалист-иностранец, уже работающий в нашей стране, вправе находиться в командировках по нашей территории не более 10 дней в году. «Это просто что-то из области регулирования советского периода: в каждом иностранце, соответственно, предполагать человека, который приехал в Россию только для одного – собирать информацию», – сказал Дмитрий Медведев.</p>
Комментарии экспертов
<p>В госзакупках существует проблема коррупционности. Раньше схемы, которые были связаны с коррупционными госконтрактами, предполагали проведение тендера, конкурса, в результате которого поступало наиболее соответствующее требованиям предложение.</p>
<p>Но, как показала практика, из-за высокой спецификации, то есть очень жестких условий, отсекались все лишние претенденты на данное  денежное средство. То есть за счет выполнения условий контракта и конкурса, прежде всего, со стороны одного из участников, другие конкуренты отсекались. Это было одним из условий, которое в массе своей исключает либо иностранных игроков, либо тех, кто на рынке менее 19 лет. Либо существует требование, связанное с размером компаний, либо спецификацией такой продукции, единственным поставщиком которой является представитель госкомпании.</p>
<p>Соответственно, все эти схемы позволяли составлять контракты под отдельного производителя. Решить данную проблему коррупционности должна была система электронного аутсорсинга.  Суть как раз заключалась в том, чтобы максимально стандартизировать требования и чтобы игроки соревновались по цене.</p>
<p>Здесь мы видим различные схемы обходов: во-первых, они заключались в том, что происходила договоренность о шагах аукциона, то есть о том, как будет шагать, какие суммы называть потенциальный поставщик,  чтобы конкурсная комиссия смогла отследить игрока непосредственно в процессе аукциона. Это оказалось достаточно сложно, но в принципе возможно. Такие схемы продолжают действовать, но здесь появилась другая проблема, о которой как раз говорит Дмитрий Медведев. Начали выигрывать те предложения, которые предлагали минимальную стоимость, в чем и заключалась идея аукциона. Но при этом эта минимальная цена не соответствовала тому типу услуг, которые оказывались, и тем типам товаров, которые закупались. То есть в принципе можно было продать в течение определенного времени определенный товар, но при этом его качество оставляло желать лучшего. Выигрывали при этом те предложения, которые минимизировали стоимость товаров и услуг, что приводило к росту госрасходов, т.к. закупки приходилось осуществлять ежегодно ввиду выхода из строя оборудования или некачественности услуги как таковой.</p>
<p>В инновационной сфере не так много игроков представлено и очень специфическая область применения, поэтому Дмитрий Медведев и намекал на то, что необходимо создавать другие схемы работы государства с частными компаниями и частными структурами. Нужно менять и модернизировать саму схему электронных госзакупок, которые фактически вели к потере качества товара и считывали исключительно стоимость позиции.</p>
<p>Есть предложение Минэкономразвития, которое  предполагает введение нескольких параметров, есть предложения других ведомств, включая Минфин. Но в целом тема является актуальной, потому что необходимо подвести баланс между угрозой коррупционности за счет введения очень многих требований к товару и угрозы некачественности товара за счет их упрощения. Найти вот этот сбалансированный вариант и призывает глава государства в современной государственной и политической системе.</p>
<p>Президент сделал важные предложения по улучшению инвестиционного и инновационного климата, однако и их не совсем достаточно. Инвестиции в страну обычно идут не по той причине, что они освобождены от налогов и существуют бизнес-ангелы.</p>
<p>Есть и другие факторы. При этом в России сама структура экономики не благоприятствует бизнесу, и это связано с коррупцией не только в отдельных отраслях, но и в государственном аппарате. В целом это обусловлено высокими рисками ведения бизнеса, и именно поэтому сюда не идут ни инвестиции, ни инновации.</p>
<p>Поэтому, мне кажется, что тут нужно менять ситуацию в экономике фундаментально. Лечить нужно не ногу отдельно – лечат человека целиком, когда болит нога – также и здесь, в данном случае нужно воздействовать на всю экономику в целом, чтобы добиться результата в отдельных отраслях.</p>
<p>Инновационные отрасли экономики всегда очень хрупкие, и бизнес в них всегда очень пугливый и ценящий условия. Вряд ли удастся создать какие-то невероятные оазисы эффективного бизнеса в ситуации, когда вся экономика остается сырьевой, а общая обстановка ведения бизнеса неблагоприятной.</p>
<p>Например, если смешать два коллектива – один чрезвычайно модернизационный, а другой какой-то затхлый, то, скорее всего, возникнет средняя температура по больнице, если не предпринять особых усилий.</p>
<p>Я вспоминаю песенку моего детства, когда двоечника посадили к отличнице в надежде на то, что она будет на него позитивно влиять. Песенка завершалась словами: «а Настенька давно уставилась в окно, наверно это Чижиков влияет». То есть, если к отличнице посадить двоечника, то они вместе будут получать примерно 3+ в результате некоего смешения социальных техник. </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".