Коммерциализация Pussy Riot
Вокруг Pussy Riot вновь разгорается скандал, на этот раз коммерческого характера. Речь идет о брендировании названия скандальной панк-группы для извлечения из этого уже не политических, а финансовых дивидендов.
Конфликт разгорается вокруг доходов от бренда Pussy Riot. Как сообщает газета «Коммерсант», права на товарный знак пытается зарегистрировать фирма, принадлежащая супруге Марка Фейгина - адвоката осуждённых участниц Pussy Riot Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной. Уже даже подана соответствующая заявка в Роспатент.
Вышедшая на свободу участница Pussy Riot Екатерина Самуцевич потребовала у Фейгиной отказаться от прав на бренд, пишет «Коммерсант».
По мнению Самуцевич, коммерческое использование название Pussy Riot расходится с идеологией группы. «Девочки увидели, что проект становится коммерческим, а они принципиально были против этого. Видимо, адвокаты их просто недопоняли», - прокомментировал ситуацию муж участницы группы Надежды Толоконниковой Петр Верзилов.
Однако, как утверждает Фейгин, коммерциализация бренда уже началась. В частности, подписан контракт на создания фильма про панк-группу, который взялась снимать супруга Фейгина. Как пишут СМИ, 30 тысяч фунтов должны быть переведены на счет ее фирмы «Веб-Био» кинокомпанией Roast Beef Productions Limited. По условиям контракта, адвокаты панк-исполнительниц должны будут снять для заказчика ролики с участницами Pussy Riot, пока те находятся в тюрьме. После того, как все работы будут выполнены, «Веб-Био» перечислят еще 170 тысяч фунтов.
2 ноября Роспатент отказал в регистрации бренда.
Ранее в адрес участниц группы поступило предложение со стороны одной из крупнейших промоутерских компаний Live Nation. Девушек пригласили после выхода на свободу отправиться во всемирный тур, в ходе которого планируется заработать около 600 миллионов евро.
Эксперты сомневаются в успешной коммерциализации бренда панк группы Pussy Riot. Впрочем, они не исключают, что организаторы этой шумной истории изначально стремились извлечь не только политическую, но и финансовую выгоду.
Отмечается также, что в России больших денег на бренде Pussy Riot скорее всего не заработать, так как в обществе неоднозначное отношение к девушкам, станцевавшим в храме и вольно или невольно оскорбившим чувства верующих. А вот успешность проекта за рубежом зависит от пиара, в котором сторонники группы Pussy Riot преуспевают. Дело трех девушек получило широкий международный резонанс, несмотря на то, что в России самые ярые критики власти не одобряют их поведение.
Оппоненты власти в течение длительного процесса критиковали правосудие, но не одобряли поведения девушек. Однако за участниц группы Pussy Riot вступились мировые звезды. Появилась даже информация, что им вручат премию Сахарова «За свободу мысли», но премия уехала в Тегеран иранским правозащитникам.
Подмочил ли коммерческий скандал репутацию трио Pussy Riot, пока сказать трудно. Но становится очевидно, что дело Pussy Riot, расколовшее российское общество на сторонников и противников панк-группы, окутали интриги, дрязги и коммерческие споры.
И дальше дело, скорее всего, пойдет по нарастающей. В результате, как считают многие эксперты, о политической подоплеке дела Pussy Riot забудут и останется неприятный осадок от коммерческих споров.
Между тем, как отмечают СМИ, закон «Об адвокатуре» запрещает использовать в личных интересах «имущество и имущественные права, являющиеся предметом спора, в котором адвокат принимает участие как лицо, оказывающее юридическую помощь».
Сам Фейгин уже отреагировал на обвинения в свой адрес. В эфире радио «Коммерсант» он отверг все обвинения и посоветовал Екатерине Самуцевич тоже подать заявку на регистрацию брэнда.
Позднее адвокат написал в Twitter, что заработать на Pussy Riot пытался Петр Верзилов. «Надя и Маша в письме предупреждали о "квазимошенничестве" Петра Верзилова. Собственно, его желание заработка на сидящей жене и есть причина», - указал он. В качестве доказательства Фейгин выложил письма девушек, в которых они запрещали Верзилову ездить в США на получение премии от Йоко Оно. По его словам, участницы группы просили адвокатов «отобрать контроль у "Пети" и взять управление брендом под свой контроль», пишет издание «Утро.ру».
На заявления Фейгина отреагировала Ксения Собчак, которая обвинила адвоката во лжи и желании заработать на девушках. Чем завершится эта интрига – не берутся предсказать даже бывалые эксперты. Но «узницами совести» девушек называют все реже.
Напомним, 17 августа Хамовнический суд Москвы приговорил трех участниц Pussy Riot - Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич - к двум годам колонии общего режима по обвинению в хулиганстве по мотивам религиозной ненависти. Поводом для тюремного срока послужило выступление Pussy Riot на амвоне храма Христа Спасителя.
Впоследствии Мосгорсуд заменил реальный срок Самуцевич на условный, а двум другим участницам группы оставил приговор без изменения.
Коммерциализация Pussy Riot вполне возможна. В своей книге я писал, чем отличается реклама от пиара. Реклама себя не окупает, а пиар может приносить прибыль. Люди, которые сделали резонансное событие (что называется, забесплатно писали), могут коммерциализировать проект.
На продаже ручек и футболок действительно можно заработать. Также коммерциализировать можно фильмы, книги, которые девушки из Pussy Riot наверняка напишут. В России прибыль будет небольшой, так как отношение к Pussy Riot – неоднозначное.
За рубежом коммерциализация будет проходить успешнее. Там была серия публикаций, выступление звезд. Так что там вполне смогут продать одежду с брендом Pussy Riot, даже стиль, может быть, создадут. Фантазия может работать сколько угодно. И можно на этом зарабатывать.
Что касается вопроса, закладывалась ли изначально идея коммерциализации организаторами скандала, то не думаю, что это просчитывалось, но мысль, что при раскрутке можно заработать, была.
Участницы Pussy Riot думали примерно так: может и страдать придется, и отсидеть в колонии, но зато получим славу и потом деньги.
Коммерциализация Pussy Riot, может быть, и разочарует сторонников, которые вкладывали в скандал общественно-политический подтекст, но на монетизацию бренда это никак не повлияет. Разочарованные люди будут о них писать, другие выступать. В итоге опять возникнет волна споров и упоминаний, что вовлекает в информационную дискуссию все новых заинтересованных людей. Соответственно, они будут вынуждены купить книгу, посмотреть фильм и т.д.
Это никак не нарушает коммерческий их план. У нас деньги зарабатывают люди с негативной репутацией. Их не любят, но они именно из этого умудряются извлекать прибыль. Законы медиа-мира таковы, что не имеет значения, какое упоминание о человеке – негативное или позитивное. Нет «негатива» или «позитива». Есть либо «игнор», либо «раскрутка».
Если вернуться к Pussy Riot, то на данном этапе у них есть и определенные политические дивиденды. Они могут попытаться поучаствовать в политике. Но это уже новый этап. Кода они выйдут из колонии, возможны второй и третий этапы. Сначала они снимут те сливки, которые получат после того, как выйдут. Потом, когда интерес стихнет, уйдут все книги и фильмы, им нужно будет напомнить о себе. Сделать это можно, написав новые книги, как они раскаялись и просят прощения у матушки-церкви.
Таким образом они вернут к себе интерес, вызовут волну популярности и даже завоюют любовь церкви, которая оценит раскаяние. На этой воле можно зарабатывать еще очень долго. Но когда интерес погаснет, написать, что прежнее покаяние было коммерческим шагом, а на самом деле все иначе. Так они получат еще одну волну возмущений и интереса к себе. Так что в коммерциализация Pussy Riot вполне возможно несколько этапов.
Есть большой опыт предшественников группы Pussy Riot: в 60-70 годы в США и Европе были деятели, которые выражали радикальный протест против буржуазной культуры и потребительского общества. Но достаточно скоро выяснилось, что этот протест имеет вполне определенный потребительский эквивалент и определенную ( пусть и не очень большую) капитализацию в рамках этой культуры. Поэтому все антисистемщики это прекрасно знают и из этого исходят и в значительной степени на это ориентированы.
В какой-то степени это форма конъюнктурной деятельности. Субкультура радикального протеста (я беру не политическую, а культурную составляющую) – это очень конформистская деятельность по отношению к государству и обществу. Это деятельность, ориентированная, в том числе и на капитализацию. Безусловно, это не та капитализация, которая может иметь место в массовом шоу-бизнесе. Но это - некая ниша. Проявления в духе Pussy Riot, их предшественников и последователей – глубокая форма конформизма и конъюнктурщины потребительского буржуазного общества, которое они на словах отрицают, а де-факто пытаются в него вписаться.