Статья
9 Июня 2010 2:19

Компания. Краткая история

<p>История постоянных социальных инноваций, от торговых обществ древней Ассирии до современных транснациональных гигантов.</p>
Комментарии экспертов
<p>На фоне вышедшей на днях книги Найла Фергюсона «Восхождение денег» есть риск пропустить не менее замечательную книгу «Компания. Краткая история революционной идеи» Майклтуэйта и Вулдриджа.</p>
<p>«Компания» — это классический пример жанра «очень краткого введения», когда текст книги написан нарочито просто, но в нем же заложено большое количество как исторических, так и академических отсылок и при этом непроизвольный выход за рамки темы сводится к минимуму. Достаточный объем информации, чтобы иметь представление о предмете и инструмент для дальнейшего его изучения, если будет желание.</p>
<p>Маклтуэйт и Вулрдиж рассматривают историю организации людей в сообщества с целью заработка денег начиная с третьего тысячелетия до нашей эры и заканчивая началом двадцать первого века. Огромный временной промежуток, сжатый до 250 страниц делает вычленение какой-то одной, основой темы книги практически невозможным, тем не менее, некоторым темам авторы уделяют подчеркнуто много внимания.</p>
<p>Например, идее того, что, несмотря на то, что сегодня мы часто воспринимаем крупный корпоративный бизнес как нечто оппозиционное государству, чему виной развитие философии капитализма в девятнадцатом и двадцатом веках, не надо забывать, что первые компании были основаны именно государством. Например, голландские и британские Ост-Индские кампании — это проекты, к которым корона имела непосредственное отношение как сооснователь. Собственно, до девятнадцатого века существование автономной по отношению к государству акционерной организации было практически невозможным ни в одной из европейских стран.</p>
<p>И при этом, в случае с теми же США, кампании, управлявшие колониями на заре освоения Америки, стали со своими местными территориальными советами чем-то вроде зачинателей гражданских ценностей и «местных демократий», независимых от диктата центра. Плюс, именно кампаниям восемнадцатого века принадлежит заслуга выведения такой категории лиц, как служащие. Сотрудники британской Ост-Индской компании стали называть себя так гораздо раньше, чем их коллеги в Уайт Холле.</p>
<p>Тем не менее, до самого двадцатого века, вернее, до промышленного и «компанейского» бума в США, и в Европе и в самих Штатах совершенно серьезно велись дебаты о том, должен ли феномен компании вообще существовать. Благо, у любого государства того времени было достаточно рычагов для влияния на компании, вплоть до изменения текста устава. И уже после того, как на крупный бизнес стала работать подавляющая часть человечества, эти разговоры умолкли.</p>
<p>После же триумфальной победы компаний в двадцатом веке, речь уже заходит о их дальнейшем развитии. Тут существует три возможных сценария: «тихий мировой захват» несколькими крупнейшими кампаниями, умаление роли компании под давлением ограничивающих инструментов государственных и международных органов и, наконец, создание сети компаний, как следствие.</p>
<p>История кампании как эволюционирующего от «семейного» к сетевому общественного института, а также отличный язык и юмор делают «Компанию» превосходным чтивом.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".