Статья
572 9 июня 2010 2:19

Компания. Краткая история

История постоянных социальных инноваций, от торговых обществ древней Ассирии до современных транснациональных гигантов.

Комментарии экспертов

На фоне вышедшей на днях книги Найла Фергюсона «Восхождение денег» есть риск пропустить не менее замечательную книгу «Компания. Краткая история революционной идеи» Майклтуэйта и Вулдриджа.

«Компания» — это классический пример жанра «очень краткого введения», когда текст книги написан нарочито просто, но в нем же заложено большое количество как исторических, так и академических отсылок и при этом непроизвольный выход за рамки темы сводится к минимуму. Достаточный объем информации, чтобы иметь представление о предмете и инструмент для дальнейшего его изучения, если будет желание.

Маклтуэйт и Вулрдиж рассматривают историю организации людей в сообщества с целью заработка денег начиная с третьего тысячелетия до нашей эры и заканчивая началом двадцать первого века. Огромный временной промежуток, сжатый до 250 страниц делает вычленение какой-то одной, основой темы книги практически невозможным, тем не менее, некоторым темам авторы уделяют подчеркнуто много внимания.

Например, идее того, что, несмотря на то, что сегодня мы часто воспринимаем крупный корпоративный бизнес как нечто оппозиционное государству, чему виной развитие философии капитализма в девятнадцатом и двадцатом веках, не надо забывать, что первые компании были основаны именно государством. Например, голландские и британские Ост-Индские кампании — это проекты, к которым корона имела непосредственное отношение как сооснователь. Собственно, до девятнадцатого века существование автономной по отношению к государству акционерной организации было практически невозможным ни в одной из европейских стран.

И при этом, в случае с теми же США, кампании, управлявшие колониями на заре освоения Америки, стали со своими местными территориальными советами чем-то вроде зачинателей гражданских ценностей и «местных демократий», независимых от диктата центра. Плюс, именно кампаниям восемнадцатого века принадлежит заслуга выведения такой категории лиц, как служащие. Сотрудники британской Ост-Индской компании стали называть себя так гораздо раньше, чем их коллеги в Уайт Холле.

Тем не менее, до самого двадцатого века, вернее, до промышленного и «компанейского» бума в США, и в Европе и в самих Штатах совершенно серьезно велись дебаты о том, должен ли феномен компании вообще существовать. Благо, у любого государства того времени было достаточно рычагов для влияния на компании, вплоть до изменения текста устава. И уже после того, как на крупный бизнес стала работать подавляющая часть человечества, эти разговоры умолкли.

После же триумфальной победы компаний в двадцатом веке, речь уже заходит о их дальнейшем развитии. Тут существует три возможных сценария: «тихий мировой захват» несколькими крупнейшими кампаниями, умаление роли компании под давлением ограничивающих инструментов государственных и международных органов и, наконец, создание сети компаний, как следствие.

История кампании как эволюционирующего от «семейного» к сетевому общественного института, а также отличный язык и юмор делают «Компанию» превосходным чтивом.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".