Статья
1628 23 июня 2015 16:42

Компромиссы или заморозка

От сегодняшней парижской встречи глав МИД «нормандской четверки» вряд ли следует ожидать сенсаций. Учитывая нынешнюю температуру конфликта на Донбассе, даже маленькие «подвижки» в таком формате почти невозможны, а большие дипломатические «прорывы» — абсолютно нереальны. Своими предыдущими решениями Киев и Донбасс оставили слишком мало пространства для компромиссов. Да и слишком быстро это пространство сужается. Причина — в изначальном противоречии стратегий, которых придерживались стороны после февральского саммита в белорусской столице.

Европа: давить до последнего

Европа пока исключает возможность разрешения кризиса на Донбассе без давления на Москву. Прямо накануне парижской встречи глав МИД ЕС официально объявил о продлении санкций против России, тем самым добавив скепсиса в прогнозы об ее итогах. Лидеры Евросоюза в конечном счете расписались в отсутствии политической воли для оказания более решительного давления на Киев, как того и требовали принятые Берлином и Парижем обязательства в рамках Минска-2. В распоряжении европейцев кроме санкций не остается иных инструментов влияния на политику Москвы, для которой риски согласия с нынешней позицией Евросоюза — сдача Донбасса в обмен на отмену секторальных санкций — превышают риски усиления поддержки ДНР-ЛНР.

На фоне хрупкого перемирия Европа выбрала самую простую и нерезультативную стратегию — давить на Россию до последнего. Начинают звучать даже предложения о ее «политической изоляции» и о неизбежности усиления санкций в следующем году, что автоматически сближает позиции Брюсселя и Вашингтона. Другие варианты ЕС пока даже не хочет обсуждать.

Причина упорства европейцев не в том, что Россия не выполняет минские договоренности. Никаких доказательств невыполнения не было и нет. То, что ключ к успешному разрешению конфликта находится в столице Украины, даже время от времени признается некоторыми европейскими политиками. Но ЕС гораздо проще пытаться «заставлять» Россию таким способом отказаться от поддержки республик Донбасса, чем реально требовать от Киева выполнения его части обязательств. Ведь тогда придется разбираться в хитросплетениях украинской политики и разделять политическую ответственность, принуждая Киев к точному выполнению пунктов Минска-2. Может быть, в Берлине, Париже и Брюсселе действительно уверены, что украинский режим настолько хрупок, что не выдержит одновременного давления со стороны Москвы и Евросоюза. Но скорее всего выбор между сложным решением и простым давлением технически делается в пользу последнего, чтобы не тратить много времени. Тем более что такой подход обеспечивает ЕС необходимую демонстрацию единства всех своих членов во внешнеполитических вопросах. 

Киев: саботировать любой ценой

Киев реализует простую стратегию — постоянная демонстрация готовности выполнять минские соглашения и призывы к этому при полном отказе от их реального выполнения и параллельном нагнетании воинственной риторики. С помощью традиционной тактики «петляния» (этим термином в украинской политике заменили сложное для произношения слово «лавирование») киевское руководство нашло себе теплое местечко между вашингтонскими ястребами и брюссельскими «миротворцами». Отчасти происходит это потому, что ЕС и США не могут договориться друг с другом о том, чего они хотят добиться на украинском направлении и какую цену за это они готовы заплатить.

Киев привык играть грязно. В ход идут и затейливые трактовки минского протокола, и тут же ссылки на невозможность его выполнения в условиях деятельности националистических батальонов, и даже действия «оппозиции», которая якобы готова перехватить власть у «проевропейской» власти. Даже вынужденные действия используются для демонстрации собственной приверженности минским соглашениям и шантажа оппонента. Например, «разоружение» торнадовцев уже используют для претензий к республикам (которые, дескать, не всех своих ополченцев разоружили в отличие от Киева). Чем были вызваны эти действия украинской стороны — тактично умалчивается. 

Киеву многое сходит с рук. За последние дни ВСУ открыто признало, что использует на линии разграничения запрещенные соглашениями тяжелые вооружения для подавления ополченцев. Новый донецкий генерал-губернатор заявил, что контроль над Донбассом будет возвращен силой в случае их (соглашений) провала. А экономическая блокада Донбасса со стороны Украины была даже ужесточена, что прямо противоречит февральскому протоколу.

Киев не выполнил ни одного политического пункта из минского комплекса мер. Он последовательно ухудшает возможность его реализации, продвигая собственные реформы. Так, принятый в первом чтении закон о местных выборах и работа конституционной комиссии, которая уже на этой неделе собирается подготовить итоговый документ, доказывают — никакого обсуждения модальностей с республиками так и не произошло и происходить не будет. Политический процесс находится в тупике по вине Киева, и тот сознательно заводит всех в этот тупик, чтобы получить моральную и материальную поддержку Запада либо для дальнейшего ужесточения блокады Донбасса, либо для силового решения конфликта.

Республики: двигаться к независимости

Ситуация внутри Донбасса зашла настолько далеко, что республики не только не могут «исчезнуть», как того хочет Киев. Скорее, наоборот, уже вовсю действует логика их дальнейшего укрепления. Хотя из-за блокады со стороны Киева ДНР-ЛНР не могут полноценно развиваться, но выживать могут вполне. А уж после того, как Киев де-факто отказался обсуждать с республиками модальности местных выборов, нужно будет еще постараться, чтобы республики не провели такие выборы по своим законам. Подобный их ход логичен и ожидаем.

После Минска-2 республики неоднократно демонстрировали беспрецедентную готовность идти навстречу Киеву. Порой даже чрезмерную. Перечеркивая свои предыдущие намерения, ДНР и ЛНР завили, что готовы остаться в составе Украины при условии прямого диалога с украинскими властями. Однако они не были услышаны. И теперь, после саботажа Киевом мирного процесса и принятия решений, которые отменяют ряд условий его исполнения, республики закономерно захотят укреплять свою государственность.

Москва: защитить слабого

Россия не может и не хочет оставлять ДНР-ЛНР на произвол судьбы. Ни по имиджевым соображениям, ни, тем более, по соображениям национальных интересов. И она делает все возможное для их выживания. Все экономические механизмы, обеспечивающие существование республик, в том числе их экспорт и импорт, сегодня возможны только благодаря Москве.

Путин на прошлой неделе еще раз обозначил, на каких условиях возможна реанимация и развитие мирного процесса: Киев должен сесть за стол переговоров с Донбассом. В каком формате это будет происходить — тоже важно, но сейчас важнее добиться даже признания его со стороны Украины. Без выполнения этого главного условия Москва не видит решения конфликта. Позиция заявлена весьма четко, и вряд ли угроза продления или расширения европейских санкций в нем что-то изменит. Если же Киев продолжит саботаж Минска-2, российскую сторону в конечном счете, несмотря на все издержки, устроит и сохранение нынешнего статус-кво. 

Ближайшее будущее 

С учетом противоречия перечисленных стратегий и интересов сторон серьезных изменений в ближайшие недели, а возможно, и месяцы, ожидать не приходится. Дальнейших сценариев развития немного.

Негативный — если все стороны будут повышать ставки и играть на обострение. Тогда нельзя исключить худший вариант — возобновление полномасштабных боевых действий. Возможность реализации такого сценария гораздо выше, чем принято считать в Париже и Берлине.

Позитивный сценарий реализуется только в случае, если точка приложения усилий европейских дипломатов будет перенесена c Москвы на Киев. Тогда все же есть возможность выполнения февральского комплекса мер. Правда, не до конца текущего года. Слишком мало времени. Слишком много совершено ошибок.
Если же стороны не изменят своих стратегий, то события будут развиваться по консервативному сценарию — замораживание конфликта, при котором Украина и Донбасс в конечном счете отрежут пути для воссоединения в каком-бы то ни было виде. И пока этот сценарий наиболее вероятен. 

Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков

Все статьи автора


© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".