Статья
1824 27 мая 2010 14:00

Конец экологического нигилизма

Президент РФ Дмитрий Медведев назвал недостаточными объемы данных об экологической ситуации в стране.

«Если сравнить нас с другими странами, то здесь, что называется, еще «конь не валялся», в стране до сих пор не создана комплексная система государственного экологического мониторинга», - сказал Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета по экологии в подмосковном Внуково.

Во многих регионах, добавил он, такой системы нет вовсе. Там же, где она существует, отметил президент, такая система очень старая, не менялась десятилетия.

«У нас абсолютно недостаточное количество данных об экологическом ущербе», - сказал президент.

Он отметил, что, по официальным данным, в России около 40% городского населения проживают на территориях, где не проводятся наблюдения за загрязнением атмосферы, в 34 субъектах РФ наблюдения проводятся лишь частично, в некоторых городах.

«Ситуация требует от нас вполне четких и адекватных мер», - сказал президент РФ.

Вместе с тем он напомнил, что экологическая проблематика обсуждалась и в прошлом, например, в 2003 году на заседании президиума Госсовета, а затем в 2005 и 2008 годах, были даны соответствующие поручения, но они были исполнены лишь частично.

«Причины неисполнения разные, здесь не стоит сразу же говорить, что во всем виноваты чиновники, которые все, как обычно, провалили», - сказал Медведев.

По его словам, среди причин объективного характера - мировой финансовый кризис.

«Из-за кризиса финансирование программы по экологической модернизации снизилось, но это не основание для того, чтобы работу не продолжать», - отметил Медведев.

Вместе с тем, добавил глава государства, есть и субъективные причины сложившейся ситуации, и это уже «ответственность правительства, органов власти в регионах и муниципальных структур, и того же самого бизнеса».

Президент России считает необходимым исполнять экологическое законодательство.


«Исполнение экологического законодательства должно стать нормой поведения. И это не общая фраза. Это должно стать привычкой», - заявил Дмитрий Медведев, выступая на заседании президиума Госсовета по экологии.

Он отметил, что последствия нарушений экологического законодательства могут быть таковы, что «потом все расхлебывать будем». «Поэтому ответственность [за нарушение экологического законодательства] должна быть жесткой, и я хочу, чтобы все это поняли», - заявил Медведев.

По его словам, «на сегодняшнем этапе важно, чтобы бизнес не опасался немедленного наказания и не скрывал данные о реальном уровне воздействия на окружающую среду».

Глава государства сказал, что бизнесу нужно дать переходный период, «когда предприниматели смогут принять необходимые меры, а государство - обеспечить стимулы к внедрению бизнесом экологически чистых технологий».

«Но по окончании этого периода санкции должны действовать в полном объеме - под страхом банкротства и ликвидации соответствующей компании без относительно к ее заслугам и всего остального, потому что ущерб может быть еще больше», - заявил Медведев.

По его словам, «работу, безусловно, нужно было начинать еще вчера».

Дмитрий Медведев сообщил, что Россия осознает свою ответственность за экологические правонарушения и сегодня делает все, чтобы работы на Арктическом шельфе, в Каспийском и Охотском морях, других местах осуществлялись в строгом соответствии с международным правом и международными экологическими стандартами.

«Но расслабляться нельзя. Американцы тоже считали, что у них все хорошо, что у них все профинансировано, что у них хорошее законодательство. А теперь не понятно, что будет с Мексиканским заливом, что будет с флорой и фауной моря. И даже не понятно, что будет с этой фирмой, поскольку не известно, что будет происходить», - сказал президент РФ.

При этом он подчеркнул, что «экологическая ответственность по своей природе такова, что она может разорить кого угодно - не только крупную компанию, страну может на колени поставить».

Президент России также предложил ужесточить ответственность за правонарушения в сфере экологии.


«Надо думать об усилении ответственности за экологические правонарушения. Но разумной ответственности», - сказал он.

«Разработать более реальные механизмы возмещения вреда, обязать нарушителей оперативно ликвидировать загрязнения, в том числе самые сложные загрязнения, такие, как нефтяные», - сообщил Дмитрий Медведев.

По словам президента РФ, необходимо «покончить уже с экологическим нигилизмом». «Понятно, это проблема ментальная. Но мы говорим о том, что пренебрежение правом вообще - наша одна из существенных бед, но и пренебрежение к экологическому законодательству в том числе», - сказал он.

«Нужен и план конкретных действий, и пакетный режим подготовки соответствующих нормативных актов. Наконец, нужны специальные реестры и методики, которые утверждают порядки, регламенты, обеспечивающие эффективное решение разных задач», - сказал Медведев.
В числе этих задач он назвал совершенствование системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду, переход на принципы так называемых «наилучших существующих технологий».

«В настоящее время используются разработанные в 40-е и 50-е годы прошлого века санитарно-гигиенические и рыбохозяйственные нормативы. В большинстве случаев они практически невыполнимы, и не учитывают так называемое реальное или фоновое состояние окружающей среды, специфические особенности территорий, и другие проблемы», - сказал Медведев.

«Нам нужно максимально заинтересовать в этой работе бизнес. Предприятия должны видеть выгоду от перехода на современные технологии, перехода на программу модернизации производств, на внедрение современных очистных систем. Соблюдение экологических норм, то есть экологически правомерное поведение должно поощряться, оно должно приносить деньги в карман тех предпринимателей, которые исполняют закон. С другой стороны, экологические нарушения должны влечь жесткую ответственность с применением соответствующих штрафных санкций», - сообщил президент РФ.

При этом, по его словам, должен быть «баланс преимуществ и санкций».

«Это тема вечная - где заканчивается санкция, которая побуждает, и в какой момент она превращается в санкцию, которая не исполняется ввиду того, что она очевидно завышена, и никакой бизнес, даже при самом благоприятном расположении дел, платить не может», - сказал Дмитрий Медведев.

Правительство должно определиться со своей позицией по теме ликвидации накопленного экологического ущерба, заявил президент РФ Дмитрий Медведев.

«Я хотел бы, чтобы правительство прямо высказалось по этой теме, в том числе все уважаемые руководители, которые ответственны за принятие этих решений», - сказал президент РФ.

Пусть, добавил президент, «они сами, соответствующие начальники, возьмут на себя труд и скажут: мы не хотим такого рода пилотных проектов, которые направлены на ликвидацию накопленного экологического ущерба». «А если не скажут, тогда пусть какие-то деньги выделят», - отметил Дмитрий Медведев.

«Я имею в виду все министерства и руководство правительства России», - уточнил глава государства. По его мнению, данная тема находится на самом последнем месте с точки зрения приоритетов правительства.

«У нас все действительно защитники экологии, все участвуют в программах, с удовольствием рассуждают на эту тему, но как только дело доходит до практических решений, эта самая экология задвигается на последний план», - сказал Д.Медведев.

Он назвал проблему отношения к экологии «нашей ментальной проблемой».

В свою очередь, министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев выступил за возрождение института экологической экспертизы на опасных экологических объектах.

«Соответствующий законопроект согласован федеральными органами, направлен в Минюст», - сказал министр, выступая на заседании президиума Госсовета.

По его словам, сейчас только 5% объектов подвергнуто такой экспертизе.

Президент РФ Дмитрий Медведев поинтересовался, в связи с чем была ликвидирована экологическая экспертиза. Юрий Трутнев ответил: «Это связано с борьбой с административными барьерами. Мы обсуждали эту проблему с Дмитрием Николаевичем Козаком. Он говорил, что инкорпорирует эту систему в систему строительной экспертизы, оставив отдельным институтом. К сожалению, этого не произошло».

«Нашли виновного - во всем виноват Козак. Хорошо хоть есть один персональный виновный», - пошутил Дмитрий Медведев. «Ну, что есть» - ответил Юрий Трутнев.

По словам Трутнева, первая сертификация в соответствии с разработанными зелеными стандартами произойдет в Сколково и на объектах олимпийского строительства в Сочи.

Минприроды предлагает в рамках перехода на систему применения наилучших доступных технологий (система НДТ) разделить все предприятия РФ на три группы по степени влияния на окружающую среду.

«При переходе на НДТ мы предлагаем разбить предприятия на три группы по степени воздействия на окружающую среду», - сообщил Юрий Трутнев.

«Из миллиона российских предприятий плательщиками за вред, нанесенный окружающей среде, являются только 300 тыс. Это те, кто хоть как-то оказывает воздействие на экологию. Среди этих предприятий экологически опасных, оказывающих 99% вреда, только 11 тыс. И из этих 11 тыс. только 200 предприятий дают половину всех выплат, то есть являются наиболее крупными загрязнителями», - сказал он.

К первой группе, по словам министра, будут относиться предприятия, оказывающие незначительное воздействие на среду. По отношению к ним главной задачей будет введения декларативного принципа при расчете выплат за негативное воздействие, что позволит снять административные барьеры, уменьшить количество справок и бумаг. «Они будут просто сдавать декларации на четырех листах. Больше ничего от них не требуется», - сказал он.

Ко второй группе будут относиться предприятия с умеренным воздействием на окружающую среду. По расчетам Минприроды, к ним относится 290 тыс. предприятий, которые по расчетам министерства обеспечивают 1% загрязнений. «Здесь мы практически сохраним действующую систему. Мы будем нормировать исходя из фактического загрязнения окружающей среды, наказывая их только за нарушения технологий, то есть за аварии, за несанкционированный выброс в воздух и так далее», - сказал он.

К третьей группе будут относиться предприятия со значительным воздействием на окружающую среду. «Это самая малочисленная, но самая важная для нас группа», - сказал министр. К данной группе может быть отнесено 11,4 тыс. предприятий, которые дают 99% негативного воздействия. Из них 50% выбросов в воздух приходится всего на 64 предприятия, а 50% сбросов в воду приходится на 110 предприятий.

Для этой группы, отметил Трутнев, и предлагается переход на систему НДТ. Для его осуществления необходимо в течение трех лет составить справочники технологий, которые будут обязательны к внедрению на предприятиях. В справочниках будут описаны свыше 6 тыс. технологических процессов. При этом сами справочники будут обновляться каждые три года. при составлении справочников технлогий будет использоваться опыт европейских стран.

Минприроды выявило 194 горячие экологические точки в России (территории с высокой степенью загрязнения).


На этих территориях накоплено 2,3 млрд тонн токсичных отходов. Все эти территории нуждаются в существенной очистке. Поэтому Минприроды определило шесть пилотных проектов для отработки технологий ликвидации накопленного экологического ущерба.

Среди проектов: бывшие военные базы и полярные станции на островах архипелага Земли Франца-Иосифа, бывшее ОАО «Фосфор» (химикаты, Самарская область), бывший Ангарский металлургический завод (Иркутская область), ликвидированное производство хлора (г. Усолье-Сибирское), бывший ОАО «Комсомольский серно-кислотный завод» (Хабаровский край), вольфрано-молибденовый комбинат в Бурятии и Курганская область, где хранятся запрещенные к применению пестициды.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ в 2010-2011 годах планирует разработать три федеральные целевые программы в сфере экологии с бюджетом 2,079 трлн руб., говорится в докладе главы министерства.

ФЦП «Экологическая безопасность России» (на срок 2012-2020гг.) предполагает реализацию проектов по ликвидации прошлого экологического ущерба, строительство и реконструкцию очистных сооружений, внедрение энергосберегающих технологий, утилизацию отходов, модернизацию экологически опасных объектов.

Предполагаемый объем финансирования - 1,863 трлн рублей, из них 867 млрд рублей - из федерального бюджета.

ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» (2011-2020гг.). Программные мероприятия включают создание комплексной системы госэкомониторинга, развитие туризма в особо охраняемых природных территориях, защиту береговых линий водных объектов Байкала.

Программа стоит 70,7 млрд рублей, в том числе 49,5 млрд рублей из федерального бюджета.

ФЦП «Национальная программа мер по оздоровлению и реабилитации экосистемы Балтийского моря» включает повышение уровня очистки сточных вод, снижение негативного воздействия в случаях аварийной ситуации, мониторинг экоситуации. Финансирование - 145,8 млрд рублей, в том числе 75,9 млрд рублей из федерального бюджета.

Глава комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию Евгений Туголуков со своей стороны считает необходимым систематизировать экологические законы в РФ и не исключает возможности принятия Экологического кодекса.

«Необходимо систематизировать наше разрозненное экологическое законодательство. Можно сделать это на базе закона об охране окружающей среды или вернуться к Экологическому кодексу», - сказал глава думского комитета на заседании президиума Госсовета по вопросам экологии, которое провел в четверг президент РФ Дмитрий Медведев.

Туголуков также предложил развивать экологическое законодательство путем принятия «точечных законов», например, закона о защите морей от нефтяного загрязнения, закона о залоговой стоимости тары, закона по автомобильным катализаторам.

Кроме того, по его мнению, важно принять закон об очистке антропогенной окружающей среды.

Как отметил депутат, в Германии рынок соответствующих клининговых услуг превышает 80 млрд евро, а занятость на нем составляет порядка одного миллиона человека. В России этот рынок, по оценке Туголукова, меньше в десятки раз, несмотря на его перспективность.

Дмитрий Медведев ранее неоднократно говорил о необходимости решения экологических проблем путем стимулировании бизнеса к внедрению природоохранных технологий.

Еще в 2008 году на одном из совещаний президент предложил подготовить изменения в законодательство, которые создали бы систему экономической мотивации предприятий к таким действиям.

В апреле этого года на встрече с главой Минприроды Юрием Трутневым президент потребовал, с одной стороны, усилить ответственность за совершение экологических правонарушений, а, с другой стороны, продумать меры поощрения для бизнеса, заботящегося об экологии.

Дмитрий Медведев отметил, что предприятия должны быть заинтересованы в доведении уровня своих производств и очистных сооружений до лучших мировых образцов. «Только палкой их не заставишь это делать. Это должна быть система экономической мотивации: и преимуществ и санкций. Из этого нужно исходить», - заявил Медведев.

В апреле же Минприроды провело презентацию пакета законопроектов, предусматривающих снижение негативного воздействия на окружающую среду. В настоящее время эти документы находятся на межведомственном согласовании.

По словам Трутнева, данный пакет «не только предъявляет новые требования к охране окружающей среды, но и создает стимулы для модернизации российской экономики».

В пакет, в частности, входит проект федерального закона об экологическом ущербе, наносимом вредными выбросами и сбросами в окружающую среду. Сегодня, как поясняют в Минприроды, понятия ущерба в законодательстве нет, и это мешает предъявлять иски и получать с хозяйствующих субъектов компенсацию за воздействие на окружающую среду.

Между тем, по информации природоохранных органов, в России только в водные объекты ежегодно сбрасывается 17 кубических километров неочищенных сточных вод, в том числе 12 млн тонн загрязняющих веществ. Основные загрязнители - предприятия ЖКХ, промышленности, агропромышленный комплекс.

В прошлом году ситуация с промышленными сбросами несколько улучшилась, но это было связано с экономическим кризисом и спадом производства.

В подготовленном Минприроды пакете нормативных актов предлагается также уйти от установления лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ.

Вместо этого ведомство предлагает создать к 2016 году реестр наилучших доступных (существующие) технологии (НДТ), развернуть широкое информирование о них и одновременно начать резко повышать платежи за сверхнормативное воздействие на окружающую среду: сначала - в пять, а к 2016-му - в двадцать раз.

При этом для предприятий, модернизирующих производство, предусмотрены различные меры экономического поощрения.

По данным Минприроды, сегодня общий объем выплат в качестве штрафов за загрязнение окружающей среды составляет всего 16 млрд рублей, то есть сотую долю процента прибыли предприятий.

Комментарии экспертов

Проблема экологии очень актуальна для федеральной  власти. Что касается регионов, то у  них на сегодняшний день нет свободных  средств на реализацию подобных программ. Поэтому максимум, что стараются  сделать губернаторы – это  стимулировать крупные компании, работающие в регионах, к тому, чтобы  они соблюдали правила охраны окружающей среды.

Если говорить о  России в целом, то внимание к экологической  проблематике оправдано, так как  наша страна лидирует по числу самых  загрязнённых населённых пунктов в  мире. Кроме того, есть целый ряд  проблем, специфичных для регионов нашей страны.

Во-первых, это последствия  радиоактивного загрязнения, которое  было после аварии на Чернобыльской  АЭС. Есть статистика о том, что 16 регионов, которые расположены в европейской  части страны, до сих пор испытывают воздействие этой аварии. Кроме того, к районам радиационных аварий и  катастроф относятся части Томской  области и Приморского края. Помимо этого, вредные выбросы в атмосферу  в Восточной Сибири существенно  превышают допустимые нормы, и ситуация ухудшается.

Ещё одна проблема – это загрязнение атмосферного воздуха. Основные источники – это промышленные предприятия и автотранспорт. Это очень ярко проявляется в регионах, где сосредоточен основной потенциал теплоэнергетики, чёрной и цветной металлургии, нефтедобывающей промышленности. Иркутская, Свердловская, Кемеровская, Саратовская, Челябинская, Оренбургская, Московская области, Красноярский край здесь могут быть примерами.

Кроме того, есть проблемы загрязнения используемых для питьевого  водоснабжения подземных вод. Эта  ситуация со снабжением питьевой водой  и в целом с состоянием водных ресурсов особенно неблагоприятна в  Бурятии, Дагестане, Калмыкии, Приморском крае, Архангельской, Калининградской, Кемеровской, Курганской, Томской, Ярославской  областях.

Так что эти проблемы первостепенны для российских регионов. И, наверное, действия федерального центра в ближайшее время будут направлены на совершенствование экологического законодательства.

На Госсовете будет стоять вопрос о совершенствовании системы государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды. Там они говорят правильные вещи насчёт того, что надо восстанавливать и расширять государственную экологическую экспертизу, изменять систему управления, увеличивать внимание, затраты, экологический мониторинг, государственный экологический контроль и т.д. То есть то, что уничтожали на протяжении 10-12 лет, сегодня надо восстанавливать.

При реорганизации  государственного управления, которое  было сделано несколько лет назад, государственный экологический контроль был разбит на несколько разных структур. Самое главное, что им были поручены пересекающиеся полномочия, когда разные ведомства командуют тем и другим вопросом.. На этом фоне общее число природоохранных инспекторов резко сократилось, система государственного контроля была резко ослаблена. Это было задачей, этого никто не скрывал, такие меры предпринимались для увеличения инвестиционной привлекательности страны.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".