Комментарий
1722 14 ноября 2014 14:43

Конфронтация между Россией и Западом затянется на 8 лет

Борис Шмелев политологБорис Шмелев

Борис Шмелев
политологБорис Шмелев
Премьер-министр России Дмитрий Медведев вслед за президентом России Владимиром Путиным отказался ехать на Всемирный экономический форум в Давос. Об этом заявила его пресс-секретарь Наталья Тимакова, передает РБК.

По ее словам, решение о том, кто возглавит российскую делегацию, пока не принято.

Подробнее — в материале «Медведев вслед за Путиным отказался от Давоса».

Доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра сравнительно-политологических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелев в интервью «Актуальным комментариям» рассказал о символичности отказа от посещения форума в Давосе первыми лицами РФ и о перспективах отношений России и Запада.

«Отказ от посещения форума в Давосе является некоим символическим жестом со стороны России, который отражает тот уровень недоверия, который возник между Россией и Западом сейчас в связи с украинским кризисом и который характеризует, что отношения с Западом у России сейчас достаточно напряжённые. 

В ходе недавних кратковременных переговоров между Путиным и Обамой в Пекине главе государства, судя по всему, стало ясно, что каких-либо перспектив изменения позиции Соединённых Штатов Америки и вообще Запада  по отношению к России не просматривается. Очевидно, отказ от поездки в Давос говорит о том, что в этой ситуации российскому руководству ехать туда и вести там какие-то переговоры об экономическом сотрудничестве и по привлечению инвестиций бессмысленно. В общем и целом это решение ещё раз свидетельствует о том климате, который сложился в отношениях между Россией и Западом. Мне кажется, что в данном случае речь идет уже о начавшейся «холодной войне». 

Кроме того, это решение было приятно еще и потому, что в Давосе не планируется приезд лидеров ведущих западных стран. Смысла ехать первым лицам России в этих условиях в Давос тоже нет. Туда едут делегации, которые будут возглавляться одним из премьер-министров. 

На фоне прошедшего недавно саммита АТЭС Россия сделала решительный поворот на Восток. Переговоры Путина с китайским руководством, совокупность подписанных там соглашений, явление самого Владимира Владимировича Путина на этом саммите, конечно, говорит о том, что Россия начинает более интенсивно действовать на этом так называемом восточном направлении. О программе подъёма Дальнего Востока свидетельствуют и те средства, которые выделяются под эту программу. В сложившихся условиях у России просто нет другого выбора, как идти на более активное сотрудничество (в первую очередь, конечно, экономическое) и с Китаем, и с другими странами восточного региона. 

Но в этом вопросе важно, чтобы это были не просто декларативные заявления, реальная политика Москвы по развитию Дальнего Востока и Сибири как базы, опираясь на которую Россия и может активно участвовать во всех экономических процессах, которые намечаются в азиатско-тихоокеанском регионе. 

В ближайшие годы мы увидим, как будет организовываться эта политика по развитию Сибири и Дальнего Востока. И если будут организовываться программы и будут выделяться капиталовложения, то можно будет говорить о том, что Россия развернулась в сторону азиатско-тихоокеанского региона, в сторону восточного направления своей внешней политики, и это реальность. Если же ничего в этом плане не будет сделано или будет сделано в ограниченных масштабах, то это лишь в очередной раз подтвердит, что это были всего лишь попытки выдать желаемое за действительное.

Если посмотреть на взаимоотношения России с Западом с исторической точки зрения, мы видим, что опять наступает период обострения этих отношений. Если посмотреть на историю, то периоды сотрудничества России с Западом переменялись с периодами обострения отношений. Шёл такой волнообразный процесс. И сейчас наступил период спада и обострения тех отношений. Есть различные споры — наступила ли «холодная война» в отношениях России и Запада или не наступила. Поэтому мы можем с уверенностью говорить о «холодной войне». Она не является продолжением той «холодной войны», которая была  между СССР и Западом. У этой войны свой характер, своя природа, свои формы её проявления и методы реализации. Тем не менее по всем характеристикам это «холодная война», которая включает в себя и мощную информационную войну, развязанную против России, а также экономическую войну в виде санкций и усиливающуюся гонку вооружений. Мы видим попытки подорвать политические позиции России, в первую очередь, конечно, на постсоветском пространстве.  

Эта конфронтация затянется на длительный период времени, может быть, лет на 6-8, поскольку при нынешнем руководстве в Вашингтоне ожидать каких-то принципиальных изменений не приходится. 

Но, судя по раскладу, и то новое руководство, которое придёт к власти в США после новых президентских выборов, тоже будет проводить политику сдерживания и конфронтации с Россией.

Что касается самой Европы, то  маловероятно, что Россия найдёт здесь какое-то понимание с нынешней генерацией политических деятелей Европы. Уровень доверия между обеими сторонами крайне низкий. 

Сейчас Европа развернулась в сторону США. Речь идёт о создании зоны свободной торговли между ЕС и США. В общем и целом зона свободной торговли выгодна и Европе, и Соединённым Штатам Америки, хотя, естественно, каждая сторона должна будет поступиться какими-то своими интересами.

Европа переориентировалась однозначно на США, и все эти разговоры, которые велись раньше, что нужно Европе объединяться с Россией с тем, чтобы противостоять давлению конкуренции со стороны Соединённых Штатов Америки, пока что отошли в сторону. 

Эта трансформация затянется надолго — на 6-8 лет. И что там будет после этого, трудно сказать. Естественно, Россия в этих условиях не может не искать каких-то союзников, новых лидеров других государств, новые государства, опираясь на совместные действия с которыми она могла бы упрочить свою международную позицию. В первую речь идёт, конечно, о Китае, Индии, Бразилии, странах БРИКС. И это создаёт новую конфронтацию, новую конфигурацию международной обстановки в мире. 

Надо иметь в виду, что взаимоотношения между Россией и Западом должны предполагать новую архитектуру безопасности в Европе. Речь идёт о «Хельсинки-2» или «Хельсинки+», как его ещё называют. То есть должны быть оформлены некие договоры, которые бы чётко гарантировали интересы России в Европе, в первую очередь на постсоветском пространстве, на что Запад идти не готов».

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".