Констатации
Сборник работ левого интеллектуала дает представление об актуальной французской философии.Мильнер представляет собой поколение французских интеллектуалов,
осиротевшее вместе со смертью Деррида и Бодрийяра. Соответственно,
понятны и усилия известного петербуржского переводчика Лапицкого:
образовавшиеся лакуны нужно пытаться заполнять. Поэтому в привычной
черной серии "Критической библиотеки" выходят "Констатации". Они
написаны в типичном "континентальном" стиле, это небольшая по объему
книга в действительности представляет из себя сборник из трех эссе.
Видимо, философствовать теперь можно только в таком формате.
Первое эссе, название которого, собственно, и дало имя всей книге,
посвящено инверсии русской революции, т.е. событиям 1991 года.
Безусловно, вне зависимости от отношения к фактическому государству
СССР, распад соцблока и падение социалистических режимов было
воспринято западными левыми достаточно болезнено. Вот и Мильнер пишет
тогда же: давайте не будем делать вид, что ничего не произошло.
Революция, утверждает автор, говорит лишь об одном: жест восстания и
активность мысли могут стать одним целым. Революция становится
политическим по преимуществу. "Объединение наделенных речью существ
является политическим, только если учреждает место, в котором их мысль
будет порождать материальные эффекты; и обратно, основным местом
эффективизации мысли являются политические объединения". При этом
единственный материальный эффект, вообще заслуживающий этого имени, -
это восстание. Отсюда, в принципе следует вывод о том, что революция
является единственным способом достойного политического мышления.
В основе такой радикальной постановки вопроса Мильнер находит несколько
фундаментальных принципов. Во-первых, онтологический дуализм
несовместим с революционной смычкой мысли и действия. А это означает,
что единственной возможной революционной философией становится
материализм (какое открытие!). Во-вторых, революция как смычка такого
рода является критерием для каждой мысли и каждого действия - они
хороши настолько, насколько они приближаются к этой максимальной точке
своего слияния. Мильнер называет это моралью, но, видимо, речь идет о
"революционной морали", эвфемизме, призванном подчеркнуть отсутствие и
невозможность этики в определенных обстоятельствах. В-третьих,
революция невероятна, но это лишь придает ей дополнительный интерес. И,
наконец, революция говорить о смерти, но разные смерти имеют разные
значения, так что сама смерть во имя революции искупительна. Мысль же
выдерживает и смерть.
То, что случилось в 1991 году, резюмирует Мильнер, есть окончательная
девальвация мысли, девальвация действия, философии, смерти.
Окончательная - то есть завершающая данный исторический период. Глупо
было бы думать, - пишет автор, - что на этом действительно
заканчивается всякая революция. Но в том периоде, который был начат
русскими революционерами 70-ых годов XIX века, поставлена точка. Мы
теперь должны научиться заново строить смычку, ценить мысль, восстание
и смерть.
Два других эссе "Констатаций", показавшихся мне менее интересными,
посвящены теории сексуальности (в полемике с Мишелем Фуко) и
интерпретации поэзии Малларме.
Книга предоставлена магазином "Фаланстер".