Статья
21 Июня 2011 0:01

Конституционный приоритет

Госдума до конца весенней сессии может принять закон, фиксирующий отсутствие в Конституции РФ подтверждения приоритета международных договоров перед российской Конституцией.

Автором соответствующего законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (об уточнении порядка обращения в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности нормативных актов и порядка обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека)» является и.о. председателя Совета Федерации Александр Торшин.

Профильный комитет Госдумы принял данный документ к рассмотрению и рекомендовал палате внести его в программу работы весенней сессии.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, он «направлен на правовое решение возникшего вследствие принятия в октябре 2010 года Европейским Судом по правам человека (ЕСПЧ) постановления по "Делу Маркина"».

8 июня 2011 года Большая палата ЕСПЧ вынесла постановление вопроса о соотношении конституционного истолкования нормы национального законодательства, данного КС РФ, и такого толкования Конвенции о защите прав человека и основных свобод, данного Европейским Судом, при котором та же норма становится несовместимой с Конвенцией.

Истец настаивал на праве военнослужащих-мужчин получить отпуск по уходу за ребенком.

Торшин отмечает, что с формальной точки зрения от России в отношении Константина Маркина не требуется принятия каких-либо специальных мер по исполнению данного решения, кроме выплаты 200 евро справедливой компенсации, присужденной заявителю.

«Из постановления Европейского Суда по делу Маркина не вытекает необходимость пересмотра судебных решений, вынесенных российским судами, поскольку права заявителя были восстановлены еще до принятия данного постановления, и, следовательно, вопрос о restitutio in integrum (возвращение в первоначальное (должное) состояние) не возникает», - пишет автор законопроекта.

Однако, подчеркивает он, сформулированные ЕСПЧ выводы о противоречии законодательства, касающегося прав военнослужащих-мужчин на получение отпуска по уходу за ребенком, и о приведении его в соответствие с положением Конвенции могут затем стать основанием для соответствующих требований Комитета министров Совета Европы к России. Тем более, если будет вынесено «пилотное» постановление в случае обращения кого-либо из лиц, относящихся к той же категории, что и гражданин Маркин, в ЕСПЧ со схожими жалобами.

«В этом случае Европейский Суд, очевидно, будет настаивать на своей позиции в деле Маркина, что может привести к вынесению новых постановлений со схожим содержанием и вновь поставить вопрос о последствиях принятия такого постановления», - предупреждает Торшин.

Он обращает внимание на то, что вынесение «пилотного» постановления предполагает упрощенный порядок рассмотрения жалоб.

«Не исключено также вынесение Европейским Судом и других постановлений, в которых может быть дана критическая оценка решениям Конституционного Суда Российской Федерации с точки зрения порожденных ими последствий и их совместимости с Конвенцией», - говорится в пояснительной записке.

В этом случае, продолжает свою мысль автор законопроекта, может понадобиться возвращение Конституционного Суда РФ к рассмотренным им вопросам - уже в контексте проблемы их оценки Европейским Судом - «и вынесение решения относительно последствий данных оценок в контексте российского конституционного поля, с учетом публичного порядка РФ, основ ее конституционно-правового устройства».

В связи с этим предлагается внести изменения в федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ», согласно которым «из Конституции РФ не следует приоритет международных договоров перед Конституцией РФ», - поясняет Торшин.

Кроме того, добавил он, поправки вносятся в законы «О судебной системе РФ», «О судах общей юрисдикции в РФ», «Об арбитражных судах в РФ», они законодательно закрепляют содержания понятия «исчерпания внутригосударственных средств правовой защиты», передает «Интерфакс».

«В целом предлагается подход, в соответствии с которым внутригосударственные средства правовой защиты считаются исчерпанными, если по заявлению заинтересованного лица имеется вступивший в законную силу судебный акт Верховного Суда РФ либо Высшего Арбитражного Суда РФ и производство по делу окончено», - пояснил сенатор.

Как пишет сегодня газета «Коммерсант», Торшин предлагает не пересматривать дела, решения по которым были вынесены в соответствии с федеральными законами, которые ЕСПЧ признал нарушающими Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Этот документ был частично ратифицирован Госдумой в 1998 году.

Основанием для внесения законопроекта послужило рассмотренное ЕСПЧ дело «Константин Маркин против России». Истец, капитан российской армии Константин Маркин, разведенный отец троих детей, обратился в ЕСПЧ в связи с тем, что ему было отказано в предоставлении отпуска по уходу за детьми. По мнению Маркина, таким образом его права были нарушены по половому признаку. Ранее Конституционный суд в закрытом определении постановил, что законы РФ, лишающие военнослужащих-мужчин отпуска по уходу за детьми, соответствуют российской Конституции, обсуловлены требованиями обороноспособности страны, а также национальными традициями. ЕСПЧ с такой постановкой вопроса не согласился, признав 7 октября прошлого года, что отказ в предоставлении отпуска нарушает ст. 14 Конвенции («Запрещение дискриминации»).

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".