Статья
21 Июня 2011 0:01

Конституционный приоритет

<p>Госдума до конца весенней сессии может принять закон, фиксирующий  отсутствие в Конституции РФ подтверждения приоритета международных  договоров перед российской Конституцией.<br />
<br />
Автором соответствующего законопроекта «О внесении изменений в отдельные  законодательные акты РФ (об уточнении порядка обращения в  Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности  нормативных актов и порядка обращения в межгосударственные органы по  защите прав и свобод человека)» является и.о. председателя Совета  Федерации Александр Торшин.<br />
<br />
Профильный комитет Госдумы принял данный документ к рассмотрению и  рекомендовал палате внести его в программу работы весенней сессии.<br />
<br />
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, он «направлен на  правовое решение возникшего вследствие принятия в октябре 2010 года  Европейским Судом по правам человека (ЕСПЧ) постановления по "Делу  Маркина"».<br />
<br />
8 июня 2011 года Большая палата ЕСПЧ вынесла постановление вопроса о  соотношении конституционного истолкования нормы национального  законодательства, данного КС РФ, и такого толкования Конвенции о защите  прав человека и основных свобод, данного Европейским Судом, при котором  та же норма становится несовместимой с Конвенцией.<br />
<br />
Истец настаивал на праве военнослужащих-мужчин получить отпуск по уходу за ребенком.<br />
<br />
Торшин отмечает, что с формальной точки зрения от России в отношении  Константина Маркина не требуется принятия каких-либо специальных мер по  исполнению данного решения, кроме выплаты 200 евро справедливой  компенсации, присужденной заявителю.<br />
<br />
«Из постановления Европейского Суда по делу Маркина не вытекает  необходимость пересмотра судебных решений, вынесенных российским судами,  поскольку права заявителя были восстановлены еще до принятия данного  постановления, и, следовательно, вопрос о restitutio in integrum  (возвращение в первоначальное (должное) состояние) не возникает», -  пишет автор законопроекта.<br />
<br />
Однако, подчеркивает он, сформулированные ЕСПЧ выводы о противоречии  законодательства, касающегося прав военнослужащих-мужчин на получение  отпуска по уходу за ребенком, и о приведении его в соответствие с  положением Конвенции могут затем стать основанием для соответствующих  требований Комитета министров Совета Европы к России. Тем более, если  будет вынесено «пилотное» постановление в случае обращения кого-либо из  лиц, относящихся к той же категории, что и гражданин Маркин, в ЕСПЧ со  схожими жалобами.<br />
<br />
«В этом случае Европейский Суд, очевидно, будет настаивать на своей  позиции в деле Маркина, что может привести к вынесению новых  постановлений со схожим содержанием и вновь поставить вопрос о  последствиях принятия такого постановления», - предупреждает Торшин.<br />
<br />
Он обращает внимание на то, что вынесение «пилотного» постановления предполагает упрощенный порядок рассмотрения жалоб.<br />
<br />
«Не исключено также вынесение Европейским Судом и других постановлений, в  которых может быть дана критическая оценка решениям Конституционного  Суда Российской Федерации с точки зрения порожденных ими последствий и  их совместимости с Конвенцией», - говорится в пояснительной записке.<br />
<br />
В этом случае, продолжает свою мысль автор законопроекта, может  понадобиться возвращение Конституционного Суда РФ к рассмотренным им  вопросам - уже в контексте проблемы их оценки Европейским Судом - «и  вынесение решения относительно последствий данных оценок в контексте  российского конституционного поля, с учетом публичного порядка РФ, основ  ее конституционно-правового устройства».<br />
<br />
В связи с этим предлагается внести изменения в федеральный  конституционный закон «О Конституционном Суде РФ», согласно которым «из  Конституции РФ не следует приоритет международных договоров перед  Конституцией РФ», - поясняет Торшин.<br />
<br />
Кроме того, добавил он, поправки вносятся в законы «О судебной системе  РФ», «О судах общей юрисдикции в РФ», «Об арбитражных судах в РФ», они  законодательно закрепляют содержания понятия «исчерпания  внутригосударственных средств правовой защиты», передает <a href="http://www.interfax.ru/">«Интерфакс»</a>.</p>
<p>«В целом предлагается подход, в соответствии с которым  внутригосударственные средства правовой защиты считаются исчерпанными,  если по заявлению заинтересованного лица имеется вступивший в законную  силу судебный акт Верховного Суда РФ либо Высшего Арбитражного Суда РФ и  производство по делу окончено», - пояснил сенатор.</p>
<p>Как пишет сегодня газета <a href="http://www.kommersant.ru/">«Коммерсант»</a>,  Торшин предлагает не пересматривать дела, решения по которым были  вынесены в соответствии с федеральными законами, которые ЕСПЧ признал  нарушающими Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных  свобод. Этот документ был частично ратифицирован Госдумой в 1998 году.</p>
<p>Основанием для внесения законопроекта послужило рассмотренное ЕСПЧ  дело «Константин Маркин против России». Истец, капитан российской армии  Константин Маркин, разведенный отец троих детей, обратился в ЕСПЧ в  связи с тем, что ему было отказано в предоставлении отпуска по уходу за  детьми. По мнению Маркина, таким образом его права были нарушены по  половому признаку. Ранее Конституционный суд в закрытом определении  постановил, что законы РФ, лишающие военнослужащих-мужчин отпуска по  уходу за детьми, соответствуют российской Конституции, обсуловлены  требованиями обороноспособности страны, а также национальными  традициями. ЕСПЧ с такой постановкой вопроса не согласился, признав 7  октября прошлого года, что отказ в предоставлении отпуска нарушает ст.  14 Конвенции («Запрещение дискриминации»).</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".