Статья
2175 26 июня 2014 10:10

Конституция Порошенко

Петр Порошенко подготовил поправки в конституцию страны, предусматривающие ограничение полномочий главы государства.

Речь идёт также о децентрализации власти и расширении полномочий регионов.

Предполагается, что на следующей неделе Рада примет изменения. Президент Украины также отметил, что представит новые изменения в конституцию страны в Страсбурге на выступлении в ПАСЕ.

«Коммерсантъ» со ссылкой на источники пишет, что будут расширены полномочия территориальных общин и местных советов. Статус русского языка не изменится.

«Я не хочу, - цитирует слова президента РИА – Новости, - чтобы когда-либо ещё языковой и культурный вопросы раскалывали страну и использовались горе-политиками для того, чтобы раздразнить людей». Агентство напоминает, что ранее специальная комиссия Верховной рады разработала ещё несколько вариантов изменений в конституцию страны. Все они переданы в Венецианскую комиссию Совета Европы.

Напомним, выступая в парламенте 19 июня, Порошенко заявил, что является сторонником парламентско-президентской формы правления. «Я в очередной раз заявляю, что являюсь сторонником парламентско-президентской формы правления. Мне достаточно полномочий, которые определены действующей конституцией», - сказал президент.

Если поправки будут приняты, то глава государства лишится права назначать судей, предлагать парламенту кандидатуры на должности министров иностранных дел и обороны. Формирование кабинета министров будет проводиться с согласия законодателей. Хотя правительство будет подотчётно президенту, контролировать его работу будет только парламент.

Премьер будет назначаться по предложению коалиции парламентского большинства, от президента потребуется только согласование.

В свою очередь коалиция будет состоять не из фракций, а из отдельных депутатов.

В документе прописана новая процедура импичмента. Теперь причиной для импичмента может стать «наличие в действиях президента признаков состава преступления». Для запуска процедуры необходимо будет заручиться поддержкой 150 народных депутатов Рады против 226, требуемых ранее. Для вынесения решения нужно согласие двух третей парламента.

Президент сможет распустить парламент только в одном случае - если Верховная Рада за 60 дней не сможет сформировать правительство.

Порошенко победил на выборах президента Украины с 53,86% голосов. Децентрализация власти в стране была одним из основных пунктов его предвыборной программы. Как отмечают эксперты, представленная концепция не соответствует требованиям сторонников федерализации.

Децентрализация власти на Украине также является одним из пунктов мирного плана, разработанного Порошенко для урегулирования конфликта на востоке страны. Правда, стороны по-прежнему обвиняют друг друга в срыве соглашения о перемирии. В результате Порошенко заявил, что режим прекращения огня может быть отменён.

Проект же децентрализации власти эксперты оценивали как не очень внятный. Прояснилась ли картина сейчас и как изменения в конституцию повлияют на политическую ситуацию в стране? На эти и другие вопросы  «Актуальным комментариям» ответили эксперты и политики.

Комментарии экспертов

Главный вопрос заключается в том, в какой степени представители Донецкой и Луганской Народных республик готовы на компромиссы, какой у них политический план, насколько он соответствует интересам России и имеющимся для компромисса ресурсам Киева. Потому что, разумеется, идет торговля, идут очень долгие переговоры.

Я не думаю, что лидеры юго-востока сразу согласятся на предложение Порошенко. Естественно, они будут стараться выторговать для себя максимум возможного. Но, тем не менее, процесс пошел, мы видим, что переговоры идут, несмотря на то, что все понимают: будут провокации, попытки разрушить переговорный процесс.

Если президенты России и Украины тверды в своем желании продолжать переговорный процесс, кровопролитие можно остановить.

России очевидно война не нужна, здесь даже сомнений быть не может. А что касается Украины, тут много вопросов. Но, если все-таки мы исходим из того, что нынешнему президенту Украины придется разгребать ситуацию и в экономике, и в политике, устранять затянувшийся гражданский конфликт, то можно надеяться, что война ему тоже не нужна. Если Путин и Порошенко тверды в желании достичь мира, то влияние разных субъектов, которые не хотят прекращать этот конфликт, можно редуцировать, перевести в стадию замирания.

Политическая формула, предложенная Порошенко для этого замирания – не федерализация, а децентрализация – не очень хороша. Именно зафиксированные в Конституции изменения, позволяющие регионам (в частности юго-востоку) самоопределиться дают возможность избежать неприятностей в будущем.

Нужны какие-то гарантии. Мы видим, что некоторые представители американской администрации, спикеры, вдруг заговорили о федеративной Украине. Я думаю, что для самой Украины и конкретно для этих двух регионов было бы очень полезно добиться реальной федерализации.

Понятно, Порошенко не может прямо сейчас на это пойти, и, возможно, в этом смысле переговоры затянутся. Но я надеюсь, на Украине наступит внутриполитическая стабилизация, и тогда, возможно, мы увидим через полгода реальное движение Украины в сторону федерализации, а отсюда вытекает и нейтральный статус страны. Это то, что России нужно, ничего большего она и не хотела.

Те поправки, которые внёс Порошенко, недостаточны были даже в самый мирный период, ещё до свержения Януковича. Фактически,  это - попытка незначительно децентрализовать власть и дать её не президентским назначенцам, а олигархическим элитам украинских регионов, которые, разумеется, смогут у себя организовать губернаторские выборы.

При этом гарантий русскому и русскоязычному населению поправки не дают никаких. Статус русского языка там, в общем, понижен по сравнению даже с тем, который был при Януковиче и который отменила Рада в первом этапе переворота. То есть никаких гарантий прав русскоязычного населения вообще не включается.

Но, самое главное, есть внутренние противоречия с посылом по децентрализации, что обусловлено поправками и изменением характера республики Украины. Дело в том, что Порошенко сейчас пытается позиционировать себя в качестве единственного адекватного надёжного партнера и переговорщика России и юго-востока. А с другой стороны, вводится практически парламентская республика.

Скажем, в нынешнем парламенте, в нынешнем составе Рады радикалы (то есть, откровенные неонацисты типа «Партии свободы»), имеют ощутимое большинство. Нет никаких гарантий, что в будущем парламенте, с учётом того, что выборы планируются в сентябре, в обстановке психоза это парламентское большинство как неонацистское ещё больше не укрепится. И, соответственно, в условиях трансформации Украины из президентской республики в парламентскую приведёт только к тому, что Рада будет принимать всё новые какие-то безумные законы, а киевский режим будет ссылаться на то, что всенародно избранная Рада по конституции имеет преимущества, а мы ничего не можем поделать, у нас демократия и т.д.

В данном случае, уход в парламентскую республику – это некое освобождение себя от ответственности, так как имеет место  предоставление свободы действий откровенно радикальным неонацистским силам. Соответственно, нынешний конституционный план Порошенко для дела умиротворения, скорее, вреден, чем полезен.

Порошенко обещал децентрализацию. И он должен умиротворить восток каким-то образом, пусть даже символическими жестами. Он, конечно, не пойдёт на федерализацию, так как это будет означать фактически развал страны. Но он лоббирует увеличение полномочий Рады и регионов в противовес центру, при этом сохраняя достаточное количество рычагов в своих руках.

Это жест - абсолютно политический, и в ряду других должен сыграть на понижение градуса. Так же, как фактическое разрешение на русский язык в качестве второго в стране (но не в качестве второго государственного, это не будет так формулироваться). Но, тем не менее, наверняка закроют глаза на его использование в качестве реально второго государственного. Хотя на востоке, кстати, и говорили все по-русски, и никто против этого ничего не имел. Теперь это будет в большей степени легализовано.

Что касается последних решений в России относительно Украины, то они направлены, безусловно на диалог. Путин сам попросил дать ему разрешение на ввод войск на Украину и сам попросил его отозвать. Понятно, что Совет Федерации делает абсолютно всё, что скажет Путин, президент страны. Если президент сегодня передумает и снова попросит вернуть ему разрешение, то Совет Федерации его вернёт. Поэтому здесь речь идёт тоже о чисто символических жестах. Путин даёт понять Западу, что он воевать не собирается.

Как это воспринимает Запад? Там оценивают всё очень спокойно. С одной стороны, отмечают: очень хорошо, что не будет открытой войны и что Путин на этом стоит, и это подчеркивает, и демонстрирует это. С другой стороны, они ждут от Путина других шагов. Они  добиваются, чтобы Москва перестала поддерживать повстанцев, или сепаратистов, или ополченцев, это не важно, как их называть, в Донецкой и Луганской областях. Пока через границу идёт военная техника, пока идут люди, добровольцы, Запад не изменит отношение к Путину и к России. 

Кроме того, на Западе, конечно, следят за ситуацией в наших средствах массовой информации, и пока идёт абсолютная, стопроцентная поддержка людей, которые руководят оппозицией по отношению к Киеву на востоке страны, и пока идёт очень жесткая, за гранью враждебности, критика киевского руководства (за исключением, пожалуй, Порошенко, хотя ему тоже достается), Запад своего отношения к нам не изменит.

Готова ли к такому Россия? На мой взгляд, пока нет. В этом случае Луганск и Донецк очень быстро проиграют, Порошенко выиграет, и это будет воспринято как политическое поражение Путина. К тому же все люди, которые сейчас воюют в Донецке и Луганске, пойдут в Россию. И здесь тоже мало никому не покажется. 

Порошенко просто фонтанирует планами – от мирного урегулирования на юго-востоке до конституционных реформ. К этому его обязывает злоба политического дня Украины. Самым рациональным кодом поведения для ведущего политика страны, оказавшейся на грани системного развала, была бы исключительная концентрация на первостепенных государственных задачах.

В нынешней Украине нет более приоритетной задачи, чем реальное, а не задекларированное в ультимативном тоне прекращение боевых действий на юго-востоке и запуск диалога с его лидерами. Вести сразу две судьбоносные для страны темы в эффективном ключе киевским властям не удастся. Ни одна, даже самая продуманная конституционная реформа, разворачиваемая в период гражданской войны, не может дать на своём выходе дееспособный результат. Всегда найдутся внутренние силы, причём, вовсе не обязательно из пылающего юго-востока, которые оспорят саму идею проведения конституционных изменений параллельно интенсивным боестолкновениям в отдельно взятых регионах.

Пока у Порошенко не очень получается вырулить на скорейшие перевыборы Рады. Внутренние голоса, а также внешние партнёры настаивают на следующей очерёдности украинских реформ. Сперва изменения в конституцию, реализация шагов, подпадающих под логику «децентрализации власти». И только потом – новые парламентские выборы. Экс-президенты Украины Кравчук, Кучма и Ющенко выступили с обращением к Порошенко взять за основу именно данную последовательность действий. Того же мнения придерживается американская администрация и европейский «комиссариат». Подготовка текста новой редакции парламентско-президентской модели украинской конституции видится им универсальным средством разрешения конфликта с самопровозглашённой Новороссией. Типичное нарушение причинно-следственных связей, подмена причин последствиями. Это классический случай, когда больной уже длительное время находится в реанимации, а его продолжают лечить от второстепенных недугов.

Многое, что нынче озвучивается, не будет востребовано политической практикой Украины. Декларации Порошенко о децентрализации, расширении полномочий регионов, языковых прав местных общин, налоговых послаблений на местах, готовности поделиться реальной властью с новой Радой и правительством – важны для понимания, условно говоря, «оперативной политической ситуации» в Киеве. Но никак не в качестве устоявшегося алгоритма настроя киевских властей на реальные реформы в стране. В эти два дня Порошенко посещает Страсбург и Брюссель. Во Франции он будет держать речь в Совете Европы, в столице Евросоюза – 27 июня ставить подпись под экономическим блоком ассоциативного соглашения с ЕС. Таким образом, европейская командировка президента требует соответствующих деклараций о решительном продвижении конституционных реформ.

О том, что на юго-востоке продолжается кровопролитие, набирает размах гуманитарная катастрофа, за эти два дня Порошенко постарается отвлечься…

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".