Статья
2099 19 декабря 2008 0:01

Консультации по ПРО

В Москве прошли российско-польские консультации по вопросу о размещении объектов ПРО США в Польше. Польшу представлял заместитель министра иностранных дел этой страны Пржемыслав Груджинский. В ходе диалога были также затронуты актуальные вопросы международной безопасности и нераспространения ядерного оружия. По сообщению пресс-службы МИД, состоялся «откровенный и полезный разговор, позволивший детально сопоставить позиции сторон по обсуждавшимся проблемам». По итогам консультаций достигнута договорённость о продолжении диалога в будущем.

Консультации между США, Россией и Польшей были согласованы министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым и госсекретарём США Кондолизой Райс в ноябре. 15 декабря уже состоялись российско-американские консультации, в которых США представлял и.о. заместителя госсекретаря Джон Руд.

Избранный президент США Барак Обама заявлял о том, что позитивное решение о размещении позиционного района ПРО в Польше и Чехии будет принято в случае, если будет доказана эффективность и целесообразность нового комплекса.

Комментарии экспертов

От новой американской администрации можно ожидать изменения отношения к системе ПРО и изменения отношения к России в связи с ПРО. И в этом случае третий позиционный район ПРО действительно может стать предметом переговоров и дипломатического торга. Сейчас его монтаж уже не выглядит столь определённым, каким он выглядел при предыдущей администрации. В связи с этим можно ожидать некоего прогресса, хотя я не думаю, что какие-то судьбоносные решения будут приняты прямо сейчас. Смена администрации в США всё-таки ещё не произошла, действующий президент США – Джордж Буш. Какие-то новости возможны только после января. Когда Обама вступит в должность, когда в США поймут, чего они хотят, тогда можно будет уже ожидать решений.

Сохранение Гейтса во главе американского оборонного ведомства отчасти означает преемственность подходов. США во многом сохранят свою текущую позицию, продолжат вести активные операции по всему миру. Но акценты несколько изменятся. В частности, операция в Ираке, скорее всего, будет постепенно свёрнута в соответствии с обещанием Обамы. В Афганистане операция напротив будет разворачиваться и приобретать более крупные масштабы. Нельзя исключать и возникновения каких-то новых очагов, но резких изменений не будет.

Варшава в вопросе о ПРО демонстрирует стремление найти точки соприкосновения с Москвой, чтобы обезопасить себя от возможного симметричного ответа в виде размещения в Калининградской области ракетных комплексов «Искандер-М». С одной стороны, такой шаг демонстрирует намерение польского руководства перевести взаимоотношения с РФ в более конструктивное русло (нельзя забывать, что ещё осенью Польша входила в число самых непримиримых критиков России в связи с событиями в Грузии и Южной Осетии). С другой стороны, ставка на консультации свидетельствует о желании затянуть время в условиях все большей неопределенности по вопросу реализации проекта противоракетной обороны Соединенных Штатов в Европе.

Росту неопределенности способствует как предстоящая в январе 2009 года смена администрации в Белом доме (а позиция будущего кабинета Барака Обамы по ПРО не так однозначна, чем у его республиканских предшественников), так и нежелание нижней палаты чешского парламента ратифицировать соглашение с США. Нельзя забывать и о затяжном кризисе американской финансовой системы. В случае если его негативные последствия не будут преодолены до середины 2009 года, то свои наступательные «аппетиты» в военной сфере Белому дому волей-неволей придется ограничивать. И нельзя исключать, что в условиях бюджетной экономии демократическому кабинету будет уже не до противоракет в Польше.

Однако переоценивать стремление Вашингтона «отыграть назад» при этом не следует. Даже в ситуации сохранения финансового кризиса администрация Обамы вряд ли пойдет на аннулирование ранее достигнутых с Варшавой соглашений. Другое дело, что вполне вероятным может оказаться сценарий, когда размещение противоракет под Слупском будет отсрочено на неопределенный период. В пользу него может сыграть и итоговый расклад сил между «ястребами» и «голубями» во внешнеполитическом пуле избранного президента. В частности, нельзя исключать, что в случае если позиции сторонников «мягкого» внешнеполитического курса в демократическом кабинете окажутся весомее, чем у их оппонентов, Белый дом отодвинет вопрос о ПРО на второй план в своей международной повестке дня.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".