Статья
6357 12 апреля 2021 14:08

Координационный центр правительства: структурные перестановки

В апреле в российском правительстве начал работу Координационный центр — структура, целью которой является регулирование работы всех органов исполнительной власти, в том числе в регионах, над срочными задачами и инцидентами. Аналогов этой принципиально новой структуры ранее не существовало. Эксперты ожидают, что она сильно изменит схему управления федеральной власти. Заявленный функционал Координационного центра достаточно обширен, однако с момента начала работы он еще не успел никак себя проявить. «Актуальные комментарии» разбирались, зачем правительству нужны структурные перестановки.

Аппаратная победа Мишустина

Постановление правительства № 171 о создании «Координационного центра правительства РФ» было подписано премьер-министром Михаилом Мишустиным 12 февраля, а  опубликовано 22 февраля.

Новая структура должна привести к укреплению позиций премьера Мишустина, если, конечно, она будет работать так, как планируется, считает политолог Павел Салин.

«В рамках латентной борьбы потенциальных преемников котировки Мишустина серьезно повысились, и он пытается расширить свою ресурсную базу. Но делает это неявно, бьет по окружению своих противовесов в правительстве и пытается подобрать под себя ресурсы, которые существовали, но не в концентрированном виде», — отметил политолог.

Руководителем Координационного центра был назначен 26 февраля вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Его кандидатуру в этой должности утвердил Мишустин.

«Это будет абсолютно новый, передовой механизм взаимодействия федеральных и региональных ведомств в режиме реального времени с использованием современных цифровых технологий. Это и анализ поступающих данных, и управление инцидентами, многоканальная система обратной связи с населением, и многое другое. Нам важно понимать проблемы на местах, слышать потребности граждан, чтобы принимать грамотные и своевременные решения. И я прошу всех руководителей цифровой трансформации наладить оперативную связь со специалистами центра по текущим и „горящим“ вопросам», — заявил Чернышенко сразу после назначения.

Функционал

Задача новой структуры — в режиме реального времени обеспечивать взаимодействие федеральных министерств и ведомств, а также регионов и организаций, так как подобные общегосударственные задачи требуют от правительства точного анализа и принятия верного решения.

«В целях обеспечения оперативных и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций при разрешении инцидентов (штатных и нештатных ситуаций) и реализации приоритетных задач образовать Координационный центр правительства РФ», — говорится в постановлении.

Под «инцидентами» имеются в виду ситуации, возникающие в рамках деятельности органов государственной власти, требующие по указанию премьера или вице-премьеров РФ «немедленного реагирования и оперативного разрешения».

Координационный центр должен стать межведомственной экспертно-аналитической цифровой платформой, которая будет активно реагировать на проблемы, возникающие в экономическом секторе, а также в социальной сфере.

Деятельность организации построена на современных цифровых технологиях.

Структура

Организационно-техническое обеспечение деятельности новой структуры возложено на Аналитический центр при правительстве. Минцифры должно создать информационную систему управления инцидентами. Федеральным органам власти предписана передача данных и интеграция государственных информационных систем исполнительной власти, которые могут потребоваться для работы Координационного центра. То же самое рекомендуется сделать органам исполнительной власти регионов.

Стратегическое управление центра будет осуществлять премьер-министр, однако его непосредственным руководителем будет вице-премьер. На эту должность и был назначен Чернышенко.

В рамках Координационного центра будет сформирована стратегическая группа, которая займется контролем исполнения поручений, которые будут выполняться при помощи центра. Кроме того, в работе Координационного центра будет принимать участие проектная группа, которая займется управлением и реализацией приоритетных задач правительства. Состав обеих групп будет утверждать глава Координационного центра.

Центр создан на фоне массового сокращения структуры госаппарата. В середине января премьер подписал постановление, в соответствии с которым численность структурных подразделений в министерствах будет составлять не меньше 40 штатных единиц, служб и агентств — не менее 25 единиц. Отделов в составе департамента или управления может быть не менее пяти единиц, а в составе самостоятельного отдела — не менее десяти. В обеспечивающих подразделениях (кадры, бухгалтерия и тому подобное) смогут работать не более 30% от общей численности сотрудников.

Кроме того, в аппарате правительства произойдут структурные изменения, будут упразднены четыре департамента: здравоохранения и социального развития, департамент промышленности, энергетики и транспорта, а также департамент регионального развития и инфраструктуры. Они будут раздроблены на семь новых департаментов: здравоохранения, промышленности, регионального развития, социального развития, строительства, транспорта и энергетики.

Оценки

Координационный центр создан как постоянно действующий орган при правительстве, что позволит реализовать механизм «единого окна», отметила советник президента Центра стратегических разработок Екатерина Бганцева.

«Министерства равнозначны и поэтому не могут самостоятельно урегулировать разногласия по межотраслевым вопросам. Аналогичные проблемы в коммуникациях наблюдаются и между субъектами РФ. Ранее спорные вопросы выносились на уровень правительства или администрации президента. Но, например, вице-премьеры рассматривают вопросы по принадлежности, так что далеко не всегда могут разрешить межведомственные противоречия», — подчеркнула эксперт.

Отрицательную оценку новой структуре дал публицист Борис Куркин в статье под названием «В правительстве РФ завелась „грибница“», опубликованной в «Московской газете».

«Создается ощущение, что действующая административная система не справляется со структурными и социально политическими вызовами, возникающими перед ней. Но вместо качественного изменения работы чиновники отвечают на это созданием новых, зачастую дублирующих структур с целью повышения коэффициента полезного действия существующих ведомств. Это только плодит бюрократию и усложняет принятие решений», — написал публицист.

По его словам, «Россия перешла в состояние бюрократического закостенения государства», при этом «действенных методов контроля бюрократии и сменяемости власти как важнейшего метода этого контроля нет».

«Создание Координационного центра — достаточно необычное явление для системы государственного управления в нашей стране, и его создание может иметь существенные последствия. Стремительное внедрение цифровизации диктует новые требования к принципам и подходам в системе государственного управления, чем и обусловлено возникновение подобных структур. Оно окажется вполне оправданным, если Координационный центр поможет преодолеть ведомственную разобщенность и выстроить новую систему взаимоотношений федеральных и региональных органов власти», — уверен руководитель Центра региональной политики ИПЭИ РАНХиГС Владимир Климанов.

Прогнозы

В результате этой реформы быстродействие при принятии оперативных решений не ускорится, а напротив, затормозится, опасаются некоторые эксперты.

«Определенная почва под такими опасениями имеется, но пока их невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. Зато известно, что Мишустин пытается выстроить такую схему работы кабмина, при которой разного рода стыковочные вопросы будут решаться не путем собирания разрозненных совещаний вовлеченных лиц, а с помощью специального инструмента, который всегда будет наготове», — сказала бывшая до января этого года начальником управления в АНО «Аналитический Центр при Правительстве РФ» Татьяна Радченко.

По мнению экспертов РАНХиГС, главный вопрос заключается в том, насколько у центра будет достаточно ресурсов, каковы будут его реальные полномочия и как он сумеет преодолеть бюрократические процедуры, чтобы обеспечить оперативное исполнение принятых решений.

«Фактически центр уже существует с мая 2020 года. Именно тогда была создана специальная структура при правительстве для отработки возникающих чрезвычайных ситуаций. В частности, решались вопросы о невыплатах врачам, работающим с COVID-пациентами, снабжении горячим питанием школьников младших классов и ликвидации дефицита лекарственных препаратов. Отсюда возникает еще один вопрос — а что же министерства? Не справляются с этими далеко не „чрезвычайными вопросами“?», — задают вопрос эксперты РАНХиГС.

Кроме этого, перед центром поставлена задача координации деятельности всех исполнительных органов власти по вертикали. Однако это непростая задача, так как министерства если не явно, то скрытно будут стараться сохранить свою монополию.
3 апреля 2024 Главное
Россия адаптировалась к давлению извне: главное из отчета Мишустина в Госдуме
 Россия адаптировалась к давлению извне: главное из отчета Мишустина в Госдуме Экономика России адаптировалась к давлению со стороны западных стран и демонстрирует рост, несмотря на санкции, заявил премьер-министр Мишустин 3 апреля, выступая с ежегодным отчетом в Госдуме. Он также отметил, что попытки Запада...
3 апреля 2024 Анонс  Отчет правительства в Госдуме 3 апреля планируется выступление Мишустина в Госдуме с ежегодным отчетом о работе правительства.  11 августа 2023 Новости  Устойчивый рост: Мишустин о текущем состоянии экономики России Экономика России адаптировалась к вызовам и показала устойчивый рост, сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин 11 августа на совещании по экономическим вопросам. По его словам, рост экономической системы РФ связан с внутренним спросом, который увеличился благодаря своевременным действиям правительства. «Актуальные комментарии» подготовили обзор главных заявлений председателя кабмина РФ.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".