Статья
4152 16 июля 2020 17:21

Коронавирус бьет по торговым центрам: как изменится торговля

Московские торговые центры возвращаются к показателям кризисного периода 2014–2015 годов после длительного сокращения уровня вакантных площадей. Из-за снижения активности арендаторов доля свободных помещений заметно увеличивается. По прогнозам JLL, в конце года показатель достигнет 10%. Динамика выхода международных брендов в Россию показывает исторический минимум, а российские торговые сети откладывают открытие своих магазинов.

Основной причиной увеличения количества свободных мест стали ограничения на работу торговых центров из-за пандемии COVID-19. На динамику увеличения доли свободных площадей также влияет открытие новых объектов: в этом году в столице было введено в эксплуатацию 142 тыс. кв. м новых торговых площадей.

Согласно Knight Frank, большинство ритейлеров передумали выходить на рынок или расширяться в этом году. Например, 12Storeez отложил открытие нескольких магазинов, было объявлено, что торговые марки Alexander Terekhov и Terekhov Girl будут закрыты. Анна Никандрова, партнер Colliers International, предполагает, что доля свободных площадей на рынке незначительно изменится к концу года. В качественных и популярных торговых центрах практически не будет свободного места, в то время как в проблемных объектах от 25 до 30% площадей окажутся пустыми.

Корреспондент «Актуальных комментариев» поговорил с бизнесменом Алексеем Третьяковым о том, что ждет торговые центры в будущем.

— Сомневаюсь, что торговые центры уйдут в прошлое, потому что у каждой торговой формы есть свои плюсы и минусы. Для кого-то останется удобен формат офлайн торговли в виде торгового центра. Другое дело, что их количество может сократиться. Это более вероятно, потому что сейчас существует много факторов, которые оказывают влияние на их существование: рухнул рубль, возможно, не в последний раз, последствия коронавируса. Все это ведет к тому, что у народа значительно уменьшилось количество средств, а значит такая форма досуга, которую нам навязывают, как шоппинг, уже станет не очень популярной.

Сложно сейчас говорить, насколько у нас сократится офлайн торговля. Очень важный момент сводится к тому, когда им разрешат работать. Может быть, мы говорим сейчас о «грядущих покойниках», если они не будут работать еще ближайшие месяцы. В таком случае открываться просто будет некому. Не важно, работает торговый центр или нет, но определенная константа расходов постоянно существует. Возможно, многие хозяева торговых центров просто обанкротятся.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".