Статья
2408 17 июня 2020 9:39

Коронавирус перевернул представления о климате

Поскольку COVID-19 продолжает разрушать мировой экономический и политический порядок, глобальному движению по изменению климата предстоит сделать выбор: усвоить уроки пандемии или провалиться. С одной стороны, изоляция из-за Covid-19 привела к самому резкому сокращению выбросов за всю историю: согласно данным Международного энергетического агентства, глобальные выбросы СО2 в 2020 году, согласно прогнозам, сократятся почти на 8% по сравнению с 2019 годом. По данным Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде, это практически полностью соответствует тому, что нам необходимо. По оценкам ЮНЕП, в период с 2020 по 2030 год выбросы должны будут ежегодно снижаться на 7,6%, с тем чтобы у мира была хоть какая-то возможность удерживать среднюю температуру от повышения более чем на 1,5℃, пишет WSJ.

Как сказала в апреле сооснователь группы экологов Extinction Rebellion Клэр Фаррелл, «вещи, которые мы просто не можем изменить, когда мы были на улицах в прошлом году, вполне могут (необходимо!) измениться, если мы решим расставить приоритеты. Коронавирус показывает нам, что по крайней мере это возможно».

Тем не менее, г-жа Фаррелл предостерегает от преждевременных празднований. «Люди используют этот кризис, чтобы отпраздновать сокращение выбросов, когда правда в том, что им нужно будет сократить гораздо больше, чем коронавирус заставил их, если мы хотим, чтобы у нас был шанс».

На самом деле все еще хуже. Большинство мер, которые привели к сокращению выбросов, не являются экономически устойчивыми. Экономический ущерб, причиняемый ограничениями, является настолько жестоким, что политические лидеры во всем мире настаивают на том, чтобы вновь открыть свою экономику по мере того, как пандемия продолжает свирепствовать. Трудно себе представить, что страны испытают столько потрясений и боли, чтобы предотвратить будущие угрозы для планеты.

Даже такая богатая страна, как США, не может позволить себе бессрочные блокировки. В таких странах, как Индия, Пакистан, Россия, Египет, Мексика и Бразилия, власти сняли ограничения, несмотря на распространение пандемии. Как сказал министр-координатор по экономическим вопросам Индонезии Эрланга Хартато, «мы не можем оставаться дома до следующего года. Появится больше голодных людей, и они разозлятся».

«Мы должны идти к новой нормальной жизни, потому что от этого зависит национальная экономика и благосостояние народа», — говорит президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор. Или, как писал в Твиттере премьер-министр Пакистана Имран Хан, «Мы стремились к полной изоляции, не думая о последствиях для наемных работников, уличных торговцах, рабочих, все из которых сталкиваются с нищетой и голодом... Да простит нас Аллах». Это плохие новости. Но есть и хорошие новости: не все изменения, которые нужно сделать, будут восприниматься общественностью как жертвы.

Covid продемонстрировал, что США могут обойтись при гораздо меньших затратах времени. До 62% американцев имеют работу, которая может быть выполнена удаленно; если бы большинство этих рабочих приходили в офис только три или меньше раз в неделю, мир был бы более здоровым и счастливым местом. Даже те сотрудники, которым все еще необходимо добираться до места работы, выиграют от этого, поскольку сокращение поездок в час пик означает более быстрые поездки для всех. Да, ничто не заменит личное общение, и да, лишь немногие учреждения и офисы могут быть полностью переведены на удаленную работу. Но десятки тысяч компаний занимались своим обычным бизнесом во время пандемии с легкостью, что было бы невозможно 20 лет назад.

Ежедневные поездки являются одним из самых больших неудобств в современной жизни, при этом средний американец теряет 99 часов в год из-за дорожных пробок. Некоторые находят способы продуктивно использовать задержки, но в целом это потерянное время. Исследователи говорят, что длительные поездки на работу снижают удовлетворенность работой и жизнью, связаны с повышенным стрессом и депрессией, и одновременно снижают посещаемость и снижают производительность. Родители теряют время со своими детьми. Особенно страдают молодые семьи, которые зачастую вынуждены жить на большом удалении от центральных городов, чтобы найти доступное жилье. Пожилые работники, которые могут продолжать работать иначе, могут быть вынуждены уйти на пенсию раньше из-за физических требований, связанных с поездками на работу. Инвалиды лишены многих профессиональных возможностей. Более бедные люди часто совершают самые продолжительные и трудные поездки на работу.

Проблема перегруженности транспортных потоков носит глобальный характер, и во многих развивающихся странах она гораздо хуже, чем в США. Такие города, как Рио-де-Жанейро, Стамбул, Богата и Сан-Паулу, находятся в гораздо худшем положении, чем Нью-Йорк. Эти и многие другие города могут извлечь пользу из развития телеработы в целях сокращения времени, затрачиваемого на поездки и перегруженности, и они могут делать это самостоятельно без иностранной помощи.

Кампания по «сокращению поездок на работу» во всем мире не решит проблему климата. Восемнадцать процентов выбросов во всем мире приходится на автомобильный транспорт, и сокращение даже на 25 процентов в год будет составлять лишь 4,5 процента, что несколько превышает половину 7,6 процента годового сокращения выбросов, рекомендованного ЮНЕП.
Но это только начало, и оно указывает на путь, по которому движение за климат должно следовать, если оно надеется на успех. Пандемия научила мир тому, что способность человека жертвовать, даже перед лицом серьезной опасности, имеет пределы. Это неудобная истина, которую климатическое движение не может игнорировать.

Источник
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".