Статья
1849 2 Апреля 2020 11:15

Коронавирус возможностей

После финансового кризиса 2008 года мы с трудом узнали, что происходит, когда правительства наводняют экономику безусловной ликвидностью, а не создают основу для устойчивого и всеобъемлющего восстановления. Теперь, когда идет еще более серьезный кризис, мы не должны повторять ту же ошибку, отмечает в статье Project Syndicate Мариана Маццукато — профессор экономики инноваций и общественной ценности и директор Института инноваций и общественных целей UCL (IIPP).

Капитализм сталкивается как минимум с тремя основными кризисами. Кризис в области здравоохранения, вызванный пандемией, быстро вызвал экономический кризис с еще неизвестными последствиями для финансовой стабильности, и все это разворачивается на фоне климатического кризиса, который не может быть урегулирован в обычном режиме. Еще два месяца назад в средствах массовой информации было много пугающих образов потрясенных пожарных, а не перегруженных медицинских работников.

Этот тройной кризис выявил несколько проблем, связанных с тем, как мы строим капитализм, и все эти проблемы должны быть решены одновременно с решением чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения. В противном случае мы будем просто решать проблемы в одном месте, а в другом — создавать новые. Подобная ситуация уже была в 2008 году. Политики наводнили мир ликвидностью, вместо хороших инвестиционных возможностей. В результате деньги оказались в финансовом секторе, который был (и остается) непригодным для этой цели.

Кризис COVID-19 показывает много недостатков в наших экономических структурах, и в первую очередь — нестабильный характер трудовой деятельности, обусловленный подъемом экономики и продолжающимся десятилетиями ослабление позиций трудящихся. Дистанционная работа просто не подходит для большинства работников, и, хотя правительства оказывают некоторую помощь гражданам, работающих по контрактам, самозанятые могут оказаться в невыгодном положении.

Хуже того, правительства в настоящее время предоставляют кредиты предприятиям в то время, когда долг некоторых государств находится на самом высоком уровне. В Соединенных Штатах общий долг домохозяйств непосредственно перед текущим кризисом составлял 14,15 трлн долларов. Это на 1,5 трлн долларов выше, чем в 2008 году (в номинальном выражении). И именно высокий частный долг вызвал мировой финансовый кризис.

К сожалению, за последнее десятилетие многие страны стремились к экономии, как будто проблема была в государственном долге. Результатом такой политики стало разрушение институтов государственного сектора, которые необходимы нам для преодоления таких кризисов, как эпидемия коронавируса. С 2015 года Великобритания сократила бюджеты общественного здравоохранения на 1 млрд. Фунтов стерлингов (1,2 млрд. Долл. США), увеличив бремя обучения врачей (многие из которых покинули Национальную службу здравоохранения) и уменьшив долгосрочные инвестиции, необходимые для обеспечения лечения пациентов в безопасных, современных, полностью укомплектованных учреждениях. В США, где никогда не было должным образом финансируемой системы общественного здравоохранения, администрация Трампа настойчиво пытается сократить финансирование и потенциал Центров по контролю и профилактике заболеваний и другие важные учреждения.

Вдобавок ко всему деловой сектор извлекает выгоду из экономики, вознаграждая акционеров посредством схем обратного выкупа акций, вместо того, чтобы укреплять долгосрочный рост за счет инвестиций в исследования и разработки, заработную плату, и обучение персонала. В результате домохозяйства были истощены финансовыми подушками, из-за чего стало сложнее позволить себе основные товары, такие как жилье и образование.

Плохая новость заключается в том, что кризис COVID-19 усугубляет все эти проблемы. Хорошей новостью является то, что мы можем использовать текущее чрезвычайное положение, чтобы начать строить более инклюзивную и устойчивую экономику. Дело не в том, чтобы отложить или заблокировать государственную поддержку, а в том, чтобы правильно ее структурировать. Мы должны избегать ошибок эпохи после 2008 года, когда корпорации получили еще большую прибыль после окончания кризиса, но это не способствовало надежному и всеобъемлющему восстановлению.

Теперь, когда государство снова стало играть ведущую роль, оно должно быть воспринято как герой, а не как наивный ребенок. Это означает, что государство должно предоставить незамедлительные решения, но разработав их таким образом, чтобы они соответствовали общественным интересам в долгосрочной перспективе.

Например, могут быть приняты специальные условия для государственной поддержки бизнеса. Фирмам, получающих финансовую помощь, следует попросить сохранить и обеспечить работников, чтобы после окончания кризиса они инвестировали в обучение работников и улучшение условий труда. Более того, например, как в Дании, правительство должно поддерживать предприятия, чтобы они продолжали выплачивать заработную плату, даже если работники не работают, одновременно помогая домашним хозяйствам удерживать свои доходы, предотвращая распространение вируса и облегчая для предприятий возобновление производства после кризиса.

Когда дело доходит до домашних хозяйств, правительства должны смотреть не только на кредиты, но и на возможность облегчения бремени задолженности, особенно с учетом нынешнего высокого уровня частного долга. Как минимум, платежи кредиторов должны быть заморожены до тех пор, пока не будет разрешен непосредственный экономический кризис, и прямые денежные вливания будут использоваться для тех домашних хозяйств, которые остро в этом нуждаются.

США должны предложить правительственные гарантии для оплаты 80-100% заработной платы проблемных компаний, как это сделали Великобритания и многие страны Европейского союза и Азии.

Также пришло время переосмыслить государственно-частные партнерства. Усилия по разработке вакцины от COVID-19 могут стать еще одним односторонним партнерством, при котором корпорации получают огромную прибыль, продавая общественности продукт, созданный в результате исследований, финансируемых налогоплательщиками. Действительно, несмотря на значительные государственные инвестиции американских налогоплательщиков в разработку вакцин, министр здравоохранения и социальных служб США Алекс Азар недавно признал, что разработанные препараты или вакцины против COVID-19 могут быть недоступны для всех американцев.

Нам крайне необходимы государства, которые будут больше инвестировать в инновации — от искусственного интеллекта до общественного здравоохранения и возобновляемых источников энергии. Но, как напоминает нам этот кризис, нам также нужны государства, которые умеют вести переговоры, чтобы выгоды от государственных инвестиций возвращались общественности.

Комментарии для сайта Cackle
14 Июня 2020 Анонс
Смягчение режима самоизоляции в Москве
 Смягчение режима самоизоляции в Москве До 14 июня продлен режим самоизоляции в Москве, соответствующий указ опубликован на сайте мэрии. Как заявил мэр Москвы Сергей Собянин, режим самосохранения и санитарных норм в Москве будет сохраняться до появления вакцины.
4 Июня 2020 Анонс
Глобальный саммит по вакцинам
 Глобальный саммит по вакцинам 4 июня в Великобритании в формате видеоконференции пройдет глобальный саммит по вакцинам (Global Vaccine Summit 2020) Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон пригласил президента России Владимира Путина принять участие в мероприятии, сообщает пишет «Коммерсант».
3 Июля 2020 Анонс
Основная волна ЕГЭ
 Основная волна ЕГЭ 3 июля начинается основной период сдачи Единого государственного экзамена в 2020 году. Об этом сообщил министр просвещения Сергей Кравцов в эфире телеканала «Россия 24». Однако предварительно также пройдут пробные ЕГЭ без участия школьников.
© 2008 - 2020 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".