Статья
3704 2 апреля 2020 11:15

Коронавирус возможностей

После финансового кризиса 2008 года мы с трудом узнали, что происходит, когда правительства наводняют экономику безусловной ликвидностью, а не создают основу для устойчивого и всеобъемлющего восстановления. Теперь, когда идет еще более серьезный кризис, мы не должны повторять ту же ошибку, отмечает в статье Project Syndicate Мариана Маццукато — профессор экономики инноваций и общественной ценности и директор Института инноваций и общественных целей UCL (IIPP).

Капитализм сталкивается как минимум с тремя основными кризисами. Кризис в области здравоохранения, вызванный пандемией, быстро вызвал экономический кризис с еще неизвестными последствиями для финансовой стабильности, и все это разворачивается на фоне климатического кризиса, который не может быть урегулирован в обычном режиме. Еще два месяца назад в средствах массовой информации было много пугающих образов потрясенных пожарных, а не перегруженных медицинских работников.

Этот тройной кризис выявил несколько проблем, связанных с тем, как мы строим капитализм, и все эти проблемы должны быть решены одновременно с решением чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения. В противном случае мы будем просто решать проблемы в одном месте, а в другом — создавать новые. Подобная ситуация уже была в 2008 году. Политики наводнили мир ликвидностью, вместо хороших инвестиционных возможностей. В результате деньги оказались в финансовом секторе, который был (и остается) непригодным для этой цели.

Кризис COVID-19 показывает много недостатков в наших экономических структурах, и в первую очередь — нестабильный характер трудовой деятельности, обусловленный подъемом экономики и продолжающимся десятилетиями ослабление позиций трудящихся. Дистанционная работа просто не подходит для большинства работников, и, хотя правительства оказывают некоторую помощь гражданам, работающих по контрактам, самозанятые могут оказаться в невыгодном положении.

Хуже того, правительства в настоящее время предоставляют кредиты предприятиям в то время, когда долг некоторых государств находится на самом высоком уровне. В Соединенных Штатах общий долг домохозяйств непосредственно перед текущим кризисом составлял 14,15 трлн долларов. Это на 1,5 трлн долларов выше, чем в 2008 году (в номинальном выражении). И именно высокий частный долг вызвал мировой финансовый кризис.

К сожалению, за последнее десятилетие многие страны стремились к экономии, как будто проблема была в государственном долге. Результатом такой политики стало разрушение институтов государственного сектора, которые необходимы нам для преодоления таких кризисов, как эпидемия коронавируса. С 2015 года Великобритания сократила бюджеты общественного здравоохранения на 1 млрд. Фунтов стерлингов (1,2 млрд. Долл. США), увеличив бремя обучения врачей (многие из которых покинули Национальную службу здравоохранения) и уменьшив долгосрочные инвестиции, необходимые для обеспечения лечения пациентов в безопасных, современных, полностью укомплектованных учреждениях. В США, где никогда не было должным образом финансируемой системы общественного здравоохранения, администрация Трампа настойчиво пытается сократить финансирование и потенциал Центров по контролю и профилактике заболеваний и другие важные учреждения.

Вдобавок ко всему деловой сектор извлекает выгоду из экономики, вознаграждая акционеров посредством схем обратного выкупа акций, вместо того, чтобы укреплять долгосрочный рост за счет инвестиций в исследования и разработки, заработную плату, и обучение персонала. В результате домохозяйства были истощены финансовыми подушками, из-за чего стало сложнее позволить себе основные товары, такие как жилье и образование.

Плохая новость заключается в том, что кризис COVID-19 усугубляет все эти проблемы. Хорошей новостью является то, что мы можем использовать текущее чрезвычайное положение, чтобы начать строить более инклюзивную и устойчивую экономику. Дело не в том, чтобы отложить или заблокировать государственную поддержку, а в том, чтобы правильно ее структурировать. Мы должны избегать ошибок эпохи после 2008 года, когда корпорации получили еще большую прибыль после окончания кризиса, но это не способствовало надежному и всеобъемлющему восстановлению.

Теперь, когда государство снова стало играть ведущую роль, оно должно быть воспринято как герой, а не как наивный ребенок. Это означает, что государство должно предоставить незамедлительные решения, но разработав их таким образом, чтобы они соответствовали общественным интересам в долгосрочной перспективе.

Например, могут быть приняты специальные условия для государственной поддержки бизнеса. Фирмам, получающих финансовую помощь, следует попросить сохранить и обеспечить работников, чтобы после окончания кризиса они инвестировали в обучение работников и улучшение условий труда. Более того, например, как в Дании, правительство должно поддерживать предприятия, чтобы они продолжали выплачивать заработную плату, даже если работники не работают, одновременно помогая домашним хозяйствам удерживать свои доходы, предотвращая распространение вируса и облегчая для предприятий возобновление производства после кризиса.

Когда дело доходит до домашних хозяйств, правительства должны смотреть не только на кредиты, но и на возможность облегчения бремени задолженности, особенно с учетом нынешнего высокого уровня частного долга. Как минимум, платежи кредиторов должны быть заморожены до тех пор, пока не будет разрешен непосредственный экономический кризис, и прямые денежные вливания будут использоваться для тех домашних хозяйств, которые остро в этом нуждаются.

США должны предложить правительственные гарантии для оплаты 80-100% заработной платы проблемных компаний, как это сделали Великобритания и многие страны Европейского союза и Азии.

Также пришло время переосмыслить государственно-частные партнерства. Усилия по разработке вакцины от COVID-19 могут стать еще одним односторонним партнерством, при котором корпорации получают огромную прибыль, продавая общественности продукт, созданный в результате исследований, финансируемых налогоплательщиками. Действительно, несмотря на значительные государственные инвестиции американских налогоплательщиков в разработку вакцин, министр здравоохранения и социальных служб США Алекс Азар недавно признал, что разработанные препараты или вакцины против COVID-19 могут быть недоступны для всех американцев.

Нам крайне необходимы государства, которые будут больше инвестировать в инновации — от искусственного интеллекта до общественного здравоохранения и возобновляемых источников энергии. Но, как напоминает нам этот кризис, нам также нужны государства, которые умеют вести переговоры, чтобы выгоды от государственных инвестиций возвращались общественности.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".