Статья
5 Февраля 2009 8:58

Коррупция как фактор

<p>События осени 2008 г. и января 2009 г. наглядно убедили даже
сомневающихся в том, что правительство и Банк России не управляют
макроэкономическими процессами и даже не корректируют их, но просто
делают «хорошую мину при плохой игре», объявляя все происходящее
результатом своих стратегических замыслов. Это живо напоминает
поведение водителя, который на скорости в полторы сотни километров в
час бросил бы руль, чтобы автомобиль мог сам нащупать оптимальную
дорогу к дому!</p>
<p>Однако мощи официальной пропаганды в сочетании с общим доверием к
профессиональным оптимистам из инвестиционных банков пока хватает для
поддержания если и не массовой веры, то во всяком случае надежды на
чудесное возвращение назад, к «разбившемуся о быт» путинскому
процветанию и «подыманию с колен».</p>
<p>Этому во многом способствует то, что записные пессимисты и скептики
тоже предпочитают не смотреть в будущее, а бесконечно смаковать
прошлое, в первую очередь потерю более $200 млрд международных резервов
России менее чем за полгода.</p>
<p>Между тем даже самая примитивная, арифметическая оценка перспектив
2009 г. вызывает оторопь. Неизбежное сокращение международных резервов
включает в себя $141 млрд выплат по внешнему долгу, как
государственному, так и корпоративному, $45 млрд отрицательного сальдо
счета текущих операций платежного баланса (по официальному прогнозу) и
более $40 млрд чистой скупки наличной валюты населением (не стоит
забывать, что только в IV квартале 2008 г. эта скупка составила
$30,1 млрд) — всего более $226 млрд. Таким образом, к концу года
международные резервы России упадут с $427,1 млрд до менее чем
$201,1 млрд, т. е., скорее всего, окажутся несколько ниже минимально
достаточного для гарантирования управляемости валютного рынка уровня,
задаваемого критерием Редди (сумма трехмесячного импорта и годовых
выплат по внешнему долгу).</p>
<p>Однако этот прискорбный расчет не учитывает двух крайне важных для сегодняшней России обстоятельств.</p>
<p>Первое — отсутствие реального контроля за государственной помощью,
благодаря чему она не просто не доходит до реального сектора, но и в
значительной степени поступает прямиком на валютный рынок, размывая
международные резервы России. Выражающий это явление термин «финансовый
тромб», употребленный президентом Медведевым в послании Федеральному
собранию, весьма характерен, так как использовался в 1992-1993 и
1998 гг. Эта помощь необходима; единственный путь из экономической
депрессии — замещение сжимающегося коммерческого спроса увеличением
государственного, но это имеет смысл лишь при ограничении коррупции и
произвола монополий. Пока же из $171 млрд, на которые сократились
международные резервы России с 8 августа по 31 декабря 2008 г., по моей
оценке, на долю таких спекулятивных операций пришлось не менее
$45 млрд — более четверти. Сокращение международных резервов Банка
России в основном обусловлено объективно. По оценке, около $35 млрд
составила чистая скупка наличных, до $10 млрд — убыток из-за колебаний
валютных курсов. Российский бизнес выплатил по внешним долгам около
$100 млрд, $70-80 млрд из которых пришлось покупать в конечном счете у
Банка России. Однако в условиях острой нехватки ликвидности оставшиеся
более чем $45 млрд трудно объяснить чем-то иным, кроме как «протечкой»
государственной помощи на валютный рынок.</p>
<p>Государство не может ввести действенного контроля за средствами,
направляемыми на поддержку экономики, по политическим и юридическим
причинам, так как такой контроль неминуемо ограничит коррупцию, что,
насколько можно понять, станет подрывом подлинной основы
государственного строя, любовно и по кирпичику выстроенного в 2000-е гг.</p>
<p>Попытки решить проблему прекращением поддержки банковской системы
Банком России, чтобы вынудить спекулянтов продать накопленные запасы
валюты, обречены на провал (как мы уже видели в январе 2009 г.) из-за
структурной разнородности экономики. В самом деле: валюта есть у одних,
а рубли для выживания нужны совершенно другим, и игнорирование этого
простого факта при помощи предельного ужесточения финансовой политики
может, как показал опыт 90-х, поставить на грань вымирания (или
революции) всю страну, но не может ни спасти рубль, ни существенно
снизить инфляцию. Мы видели это и в 2008 г., когда беспрецедентное в
пореформенной России замедление роста денежной массы (рост всего 1,7%,
т. е. в реальном выражении денежная масса сжалась) не помогло ни
снизить инфляцию, ни укрепить рубль.</p>
<p>Усилия Банка России по ослаблению спекулятивного давления на рубль
при помощи его ослабления также «не от мира сего»: они были бы
оправданны, если бы рубль атаковала группа спекулянтов со сколь угодно
значительными, но все же ограниченными ресурсами. Однако рубль терзает
не какой-нибудь Сорос, а само российское государство — предоставлением
слабо контролируемой помощи, которая водопадами обрушивается на
валютный рынок. Ресурсы государства практически неисчерпаемы, и потому
спекулятивная атака при 26, 36 и 46 руб. за доллар будет вестись с
сопоставимой интенсивностью.</p>
<p>Поэтому расчетную сумму международных резервов на конец года следует
уменьшить еще и на величину спекуляций, пока не поддающуюся оценке, но
весьма существенную. Если предположить, что по сравнению с концом
2008 г. интенсивность спекуляций упадет вдвое (т. е. с более $9 млрд до
более $4,5 млрд в месяц), за год ущерб от них составит более $54 млрд,
а международные резервы России провалятся точно ниже уровня,
определяемого критерием Редди: до менее чем $147,1 млрд.</p>
<p>Однако второе обстоятельство, которое мы должны учитывать,
заключается в принципиальной неприменимости этого критерия к
международным резервам. Ведь он выработан для резервов национального
банка — того, что звалось «золотовалютными резервами Банка России»
(теперь — «международные резервы») и что в обычных условиях не могло
быть потрачено на решение текущих бюджетных проблем.</p>
<p>Средства резервного фонда и фонда национального благосостояния (на
1 февраля в резервном фонде — 4,86 трлн руб., в фонде национального
благосостояния — 2,99 трлн руб.) неминуемо будут использоваться на
затыкание колоссальной черной дыры, разверзающейся в федеральном
бюджете: в ноябре его дефицит составил 7,1% ВВП, в декабре вырос до
20,7% ВВП. А ведь за счет этих денег предстоит еще спасать региональные
и местные бюджеты, некоторые из них в январе собрали менее четверти
запланированных на месяц налогов!</p>
<p>Сокращение международных резервов на $40 млрд за две недели (с
$426,5 млрд на 9 января до $386,5 млрд на 23 января) и особенно их
снижение на $11,0 млрд за период с 20 по 23 января, скорее всего,
вызвано именно необходимостью спасения бюджета.</p>
<p>Расходы на эти цели могут привести к исчерпанию международных
резервов России еще до конца 2009 г. или в крайнем случае в 2010 г.</p>
<p>«Боливар не вынесет двоих»: международных резервов не хватит
одновременно и на поддержку рубля (т. е. на удовлетворение
коррупционных аппетитов при распределении необходимой государственной
помощи), и на поддержание на минимально приемлемом уровне расходов
бюджета.</p>
<p>А что делают реформаторы, когда в силу массового воровства (или по
иным причинам) у них заканчиваются деньги? То же, что они сделали в
августе 1998 г.: они честно говорят, что денег больше нет и, бросив
страну биться в очередной агонии, уезжают отдыхать на Большой Барьерный
риф, где акулы не едят их в отличие от адвокатов не из профессиональной
солидарности, но просто «из уважения», как говорят мафиози.</p>
<p>Масштабы предстоящей России обвальной девальвации пока непонятны.
Напомню, что прогнозируемый правительством в рамках «плавного
ослабления рубля» среднегодовой курс доллара в 35,1 руб. означает
удорожание доллара к концу года до более чем 40 руб., т. е. почти в
1,4 раза за год, а по сравнению с объявленным «концом девальвации»
курсом в 36 руб. — еще более чем на 13%.</p>
<p>Однако ясно, что сейчас, когда малый бизнес находится под прессом
административного произвола, средний — произвола монополий, а крупный —
под прессом внешнего долга, обвальная девальвация не окажет позитивного
воздействия на экономику, о которой грезят ничего не забывшие и ничему
не научившиеся «дефолтмахеры» образца 1998 г. Более того, она станет
началом крайне опасного системного кризиса.</p>
<p>Мы не можем его предотвратить, но обязаны к нему подготовиться — как в хозяйственном, так и в сугубо политическом плане.</p>
<p> </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".