Статья
917 11 сентября 2010 16:55

Козел отпущения

Согласно Жирару, освободительное и одновременно разрушительное действие этого откровения продолжается и в наши дни - и эта книга служит одним из его орудий.
Комментарии экспертов

Эту книгу можно рассматривать как развернутый ответ на вопрос ребенка о причинах исчезновения василисков и драконов из нашей повседневной жизни.

Если следовать логике Жирара, то они действительно существовали и даже активно встречались с нашими недавними предками всего несколько веков назад. Разумеется, тогда они были не такими милыми и забавными как на иллюстрациях в дошкольных изданиях, и вряд ли вступали с людьми в странные разговоры из загадок и ответов, но, тем не менее, их существование для французского культуролога неоспоримо. Для того чтобы сейчас найти их следы, нужно не ковырять землю мотыгой археолога, а сосредоточить свое внимание на изучении очень небольшой группы текстов.

Речь идет о средневековых списках обвинений в отношении людей, признанных виновными в появлении чумы, неурожае, затяжных войнах и т.д. По мнению автора, люди были совершенно невиновны в преступлениях, но для обвинителей это было неважно. Их сознание в тот момент функционировало особым образом, позволяя выстраивать причинно-следственные связи спонтанно, без оглядки на реальность.

Так случалось каждый раз, когда появлялась угроза массовых насильственных смертей. Обострившиеся ожидания бедствий начинали понемногу размывать социальный порядок. Вместе с его истончением пропадали и обусловленные им рамки допустимой иллюзорности. Это приводило к тому, что воображение выскальзывало из-под цензуры здравого смысла, погружая сознание в страх и трепет перед своим произволом.

Мир подручных человеку вещей, до этого исправно охранявший и обслуживавший его, на глазах распадается на отдельные предметы. Они валятся из рук, ломаются, калечат своих хозяев и, в конце концов, начинают представлять прямую угрозу человеческому телу. Возникает ощущение собственной обнаженности, неприкрытости, навязчивой уязвимости. Окружающий мир как бесконечные заросли терновника: вязкий, ранящий, молчащий. Тело человека неестественно изогнуто, напряжено в ожидании боли. Это значит, что бессознательное уже начало пожирать пространство, разрушая или искажая до неузнаваемости связи между людьми и вещами. Все пути искривляются, удваиваются, становятся опасными и нестабильными, каждый изгиб грозит таящимся за ним чистым злом.

Теперь оно не нуждается для своего существования в телах людей. Зло здесь существует в своем самом чистом, самом резком образе: как наползающие тени по краям картины. Каждый горожанин постоянно ловит краем глаза суетливое шевеление в щелях, расщелинах или складках. Эта темнота то явит злобную рожицу, то взметнет пыль на столе, то сверкнет ядовитым зрачком. Как фон — бессловесный шепот, заставляющий каждого заподозрить в происходящем что-то мерзкое, рвотное, гнусное.

В высшей точке этих ожиданий улицы наполнялись персонажами заветных сказок — экзальтированное восприятие искажало тела реальных, давно знакомых людей и предметов. Несуществование драконов отнюдь не означает, что их нельзя увидеть. Для этого достаточно довести до истерической насыщенности восприятие, когда мир вокруг срывается на серию ослепляющих вспышек. Тогда ужасное и отвратительное начинает таиться за каждой тенью, всюду протягивает свои длинные, липкие щупальца. Все, что непривычно, странно, далеко от нормы, видится предельно мерзким, гнилостным и болезнетворным. Незнакомый язык, телесное уродство, по-особому упавший на лицо свет потрясают своей кажущейся опасностью. Человек сам начинает расцвечивать свой мир в экспрессивно-мрачных тонах, бессознательно подбирая для этого самые жгучие оттенки бордового. Обвиняемый был действительным монстром, отвратительным чудовищем, явившимся из глубин преисподни, для того чтобы терзать их тела и души.

Жирар настаивает на том, что обвинение было не фигурой речи, не метафорой и не вербальной агрессией, а именно непосредственно видимым объектом. У пойманного во время погрома еврейского врача дознаватели действительно находили следы рогов, раздвоенные копыта вместо ступней и маленький ослиный хвост. На теле молодой ведьмы все видели отметины бурной ночи, проведенной на шабаше в объятиях сатаны. Черти, колдуны, вервольфы и прочие упыри воочию стояли перед людьми, являя себя напрямую, без туманных намеков и многозначных метафор. Напряжение разрешалось в убийстве козлов отпущения, когда пролитая кровь возвращала все на свои места. Сознание вновь начинало функционировать в привычном режиме, а вместе с этим исчезали монстры и чудовища.

Умершие ложились в основание нового порядка, который со временем тоже будет снят очередным коллективным психозом. Единственно возможный выход здесь — объяснить обвинителям, что видимое ими лишь галлюцинация, результат экзальтации воображения. Долгие тысячелетия не было ни одного сообщества, где это могло бы состояться. Жирар говорит о работе множества культурных механизмов реабилитации, когда из памяти стирались все возможные намеки на несправедливость приговора. Сожженная женщина прочно удерживалась в памяти именно как ведьма, а не как неизбежный козел отпущения.

Ни в коем случае нельзя делать прозрачным эту схему выхода коллективной агрессии, так как в противном случае люди напрямую столкнуться с ограниченностью собственных сил. Это худший кошмар для человека: оказаться в мире, где бесполезны любые усилия в борьбе за собственную жизнь. На это смогли отважиться только христиане с их культом невинной жертвы. Делая акцент на ложности и ошибочности всего механизма, они снимали возможность продолжения этих действий. Как результат: кентавры и сатиры больше не выходят на улицы.

Рене Жирар, «Козел отпущения», М.: «Издательство Ивана Лимбаха», 2010 — 336 с.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".