Статья
7 Ноября 2011 14:14

Кристин Лагард в Москве

<p><strong>Актуальные вопросы мировой экономики и итоги саммита «большой двадцатки» обсудил президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с директором-распорядителем Международного валютного фонда Кристин Лагард в Москве. </strong></p>
<p>«У нас есть возможность обменяться впечатлениями о текущей жизни, по актуальным вопросам мировой экономики, по итогам саммита "двадцатки"», - сказал глава государства, открывая встречу.</p>
<p>Президент вспомнил, как Лагард сопровождала его в поездках во время государственного визита в Париж до ее назначения на новую должность. «Теперь у вас новая очень интересная работа, и, прежде всего, хотел бы пожелать вам успехов и удачи, потому что от того, как работает Международный валютный фонд, оказалось, кое-что в мире зависит», - отметил Медведев.</p>
<p><strong>Кристин Лагард, со своей стороны, отметила, что России необходимо восстанавливать и наращивать свои резервы в условиях волатильности на финансовых рынках и неопределенности перспектив мировой экономики.</strong></p>
<p>«Мы считаем, что основной задачей в таких условиях будет восстановление и наращивание резервов бюджета, пока цена на нефть сохраняется на высоком уровне», - сказала Лагард, выступая с лекцией в Государственном университете Минфина РФ в Москве.</p>
<p>По ее словам, у России есть некоторые факторы уязвимости, которые  связаны, в частности, с возможным резким снижением цены на нефть. «Представьте, что цены на биржевые товары, в том числе на нефть, резко снижаются… Цены на нефть иногда беспорядочно изменяются, и такая ситуация может произойти. Или представьте ситуацию в крупных европейских банках, которые приняли решение вывести свои операции из России», - сказала глава МВФ. Подобные ситуации, отметила она, создают проблемы для ликвидности в финансовой системе.</p>
<p><strong>Наращивание государственных расходов, особенно в преддверии выборов, создает риски для российской экономики, считает также директор-распорядитель МВФ</strong>.</p>
<p> «Как друг России - а как человек, получивший Орден Дружбы от руководства России, я могу себя считать другом России, - могу вам сказать, что рост государственных расходов - это не очень хорошее явление, особенно в период перед выборами», - сказала она, выступая с лекцией в Государственном университете Минфина. Глава МВФ особо отметила, что российским властям следует обратить пристальное внимание на снижение инфляции. По словам Лагард, «это заложит основу для стабильности и предсказуемости в экономике».</p>
<p><strong>Отметим, что во встрече с главой МВФ принимали участие помощник президента РФ Аркадий Дворкович, и.о. министра финансов Антон Силуанов, исполнительный директор от РФ в МВФ Алексей Можин и другие. <br />
</strong><br />
«У нас много вопросов о помощи Европе и об управлении фондом», - написал накануне встречи в своем микроблоге в «Twitter» помощник президента РФ Аркадий Дворкович.<br />
<br />
В свою очередь другой источник в Кремле заявил ранее «Интерфаксу», что во время визита главы МВФ в Москву «планируется обсудить актуальные вопросы современной глобальной экономики и финансов, предпринимаемые международным сообществом усилия по их стабилизации и преодолению кризисных тенденций, в том числе в контексте итогов саммита «Группы двадцати» в Каннах, а также дальнейшие шаги по реформированию мировой финансовой системы».<br />
<br />
Он напомнил, что Россия является крупным акционером МВФ, активно участвует в усилиях мирового сообщества по реформированию мировой финансово-экономической системы с целью приведения ее в соответствие с современными реалиями, связанными, в первую очередь, со смещением центра экономической активности в быстроразвивающиеся страны, прежде всего, БРИКС.<br />
<br />
«В частности, выступаем за безусловное выполнение обязательств, принятых на саммите «Группы двадцати» в Сеуле в ноябре 2010, о реализации договоренностей по квотам и реформе управления МВФ, что позволяет существенно увеличить совокупный вес в Фонде России и других стран БРИКС», - отметил собеседник «Интерфакса».<br />
<br />
В январе 2005 года Российская Федерация полностью погасила свою задолженность перед МВФ и с этого времени выступает в качестве кредитора этого международного финансового института. Россия также является участницей Новых соглашений о заимствованиях - финансового механизма МВФ, в рамках которого страны с относительно стабильным финансовым положением предоставляют Фонду дополнительные финансовые ресурсы для последующего кредитования нуждающихся стран.<br />
<br />
МВФ в целом позитивно оценивает проводимую в России экономическую политику. В сентябре Фонд выпустил очередной доклад о состоянии российской финансовой системы, в котором отмечаются очевидные успехи нашей страны в сохранении финансовой стабильности в условиях глобального финансово-экономического кризиса.<br />
<br />
Кристин Лагард впервые после своего избрания на пост главы фонда посетит Москву 7 ноября, где, как ожидается, встретится с Дмитрием Медведевым, а также прочтет лекцию в госуниверситете Минфина и проведет пресс-конференцию в центральном офисе «Интерфакса».<br />
<br />
Как отметили в Минфине РФ, Россия станет первой страной, которую Лагард посетит с официальным визитом в своей нынешней должности.<br />
<br />
Кристин Лагард возглавила МВФ в июле текущего года, сменив Доминика Стросс-Кана, возглавлявшего МВФ с ноября 2007 по май 2011 года. Он, в отличие от своих предшественников - Мишеля Камдессю и Родриго Рато, Россию так и не посетил.<br />
<br />
Россия поддержала назначение Лагард, занимавшей пост министра экономики и финансов Франции, и не стала, в отличие от предыдущих выборов директора-распорядителя фонда, выдвигать альтернативную кандидатуру. Лагард, в свою очередь, заявляла, что выступает за усиление влияния развивающихся стран в МВФ.</p>
Комментарии экспертов
<p>Визит нового главы МВФ в Россию – это программный визит. Его нужно рассматривать в пакете вместе с визитом в Китай. Мне кажется, это событие характерное, знаковое. Оно свидетельствует о том, что роль развивающихся рынков и растущих экономик, таких как китайская и российская, сейчас переоценивается. Особенно  это проявилось в  ситуации, когда такой классический анклав современного капитализма как Западная Европа, Европейский Союз находится в некотором подвешенном положении. На помощь могут прийти те страны, которые  еще лет 20-30 назад даже и в перспективе не рассматривались как некие партнеры, доноры и помощники. Так что это, конечно, очень существенное событие, которое сигнализирует, что мир в экономическом смысле, по крайней мере, очень существенно поменялся.</p>
<p>Что касается возможностей России реально помогать, то на этот счет есть разные экспертные оценки, разные школы экономические их по-разному оценивают, саму вероятность, и необходимость, и возможность какой-то реальной помощи. Но можно сказать так, что эта помощь возможна. В конце концов, это ведь не благотворительность, это просто вопрос прагматичного собственной выгоды и имеющихся у нас валютных резервов. Это ж все равно, в конечном счете, займ, который должен окупиться, принести какую-то выгоду. Но, кроме того, что помощь Европе со стороны России можно рассматривать как прагматичную инвестицию, важно обозначить, конечно, и роль России в том, что она может выступать в качестве одного из гарантов и стабилизаторов экономической стабильности Европейского Союза. Так что здесь такая комбинация и экономических интересов, и в то же время неких политических ориентиров. Это тоже важно учитывать.</p>
<p>Что касается совета, который Кристин Лагард дала нам, в том смысле, что, учитывая нестабильность глобальную на рынках, надо переходить к стратегии  такого воздержания от промышленного развития наращивать свои резерв,  это, конечно, спорно. В принципе, эта стратегия принесла успех, когда мы попали в тяжелую кризисную ситуацию в конце 2008 года. Действительно, наши резервы спасли Россию от очень многих бед. Не будь стабилизационного фонда на тот момент в размере где-то около 650 миллиардов долларов, нам пришлось бы очень туго. Наверное, ударило бы также сильно, как и во время дефолта 1998 года. Но дело в том, если постоянно ориентироваться на глобальную нестабильность и заниматься вот таким вот резервированием, а не думать, как диверсифицировать и развивать нашу экономику, то стратегически мы окажемся все-таки в проигрыше. Скопим мы, условно, триллион золотовалютных резервов, и что? Что с ними делать? Опять же, если главная задача состоит в том, чтобы каким-то образом сбалансировать экономику и уйти от роли сырьевого придатка развитых стран, то это нужно делать сейчас, нужно делать сегодня. Поэтому, с благодарностью принимая совет Кристин Лагард, нам все-таки нужно ставить конкретные цели перед собой, иметь собственные интересы и думать своей головой.</p>
<p>Следует отметить, что Российская Федерация может вложить денежные средства в поддержку европейских стран. Уже было заявлено о внесении десяти миллиардов, и сейчас важно определить по какому механизму это будет осуществляться. Судя по всему, Москва может принять участие в деятельности антикризисного фонда. При этом, учитывая, что его размер будет тогда увеличен до одного триллиона, десять миллиардов – это, конечно, небольшая сумма. Поэтому, скорее всего, Москва будет участвовать консолидированно, то есть с денежными средствами Китая и других развивающихся стран, в том числе нефтедобывающих. </p>
<p>Поэтому основное направление – это поддержка стран как таковых. Формат поддержки может быть разным. Во-первых, возможен выкуп через фонд долгов. Во-вторых, что более вероятно, можно осуществить финансирование кредитов или гарантий для финансовой системы Европы. В-третьих, могут быть различные формы участия в покупке активов. Например, Греция в следующем году объявила программу приватизации на 20 миллиардов. В этом году программа приватизации - тридцать миллиардов. Понятно, что эти средства должны пойти, в том числе, на погашение долга и исполнение данных обязательств. Москва может поучаствовать в приватизации. Однако здесь с большой долей вероятности Европейский союз не даст контроль стратегических активов. И, скорее всего, ограничится блок-пакетами. Поэтому по одному из таких сценариев может начать действовать Москва. </p>
<p>Наконец, вполне возможно разместить в большей степени  золотовалютные резервы в евро, тем самым поддержав европейскую валюту. Это основные схемы развития событий, которые могут быть реализованы в ближайшие полгода. </p>
<p>Понятно, что это не первый этап увеличения роста  развивающихся стран в МВФ и основных институтов международной финансовой системы. Здесь Лагард поэтому преследует определенные цели. Во-первых, увеличение доли развивающихся стран происходят пропорционально увеличениям их участия в спасении экономик, то есть непосредственно в финансовых ресурсах МВФ. Поэтому Лагард, конечно же, рассчитывает на финансирование по линии развивающихся стран. </p>
<p>Второй момент: увеличение участия развивающихся стран, как правило, происходит в небольших объемах. И все равно контроль над стратегическими  организациями останется в руках у европейских и американских политико-экономических кругов. </p>
<p>Напомню, что традиционно Всемирный банк возглавляют представители Северной Америки, а Европа, (Лагард тому классическое подтверждение) - МВФ. Поэтому, мне представляется, что Китай, Россия и другие страны активизируют свое участие в международных институтах только в том случае, если их доля будет увеличена не номинально, а до серьезных размеров, которые позволят участвовать в принятии решений фонда. </p>
<p>Наконец, третий момент заключается в том, что развивающиеся страны и так создают свои институты влияния, финансовые институты развития регионального характера. И чтобы не оказаться за пределами новых трендов, то есть, практически, сохранить позиции Всемирного банка в вопросах финансирования и поддержки различных регионов и стран, Лаганрд пытается договориться именно с ключевыми игроками, которые эти фонды создают. </p>
<p>Москва создала антикризисный фонд в рамках ЕврАзЭС. Китай тоже имеет свои институты влияния. Понятно, что уже сейчас страны, которые находятся в орбите этих крупных игроков, например, страны СНГ или Юго-Восточной Азии ( Киргизия, Украина, Белоруссия), если говорить про Российскую Федерацию, уже обращаются не в МВФ большей степени, а именно в антикризисные фонды этих стран. Поэтому если сейчас не договориться с развивающимися странами, то в долгосрочной перспективе можно просто остаться, с одной стороны, без финансовой и политической поддержки, а с другой стороны без спроса на инвестиции по линии и Всемирно банка и МВФ.</p>
<p>Прежде всего, предметом переговоров с Кристин Лагард является выполнение обязательств МВФ по реформированию. Была договоренность о том, что будет увеличена доля голосов МВФ у стран БРИКС. Необходимо, чтобы эти обещания были доведены до конца. Понятно, что Россия должна увеличить свой процент голосов. </p>
<p>Что касается помощи Европе, Россия выразила готовность «большой двадцатке» предоставить МВФ десять миллиардов. Вопрос в том, в какой мере это будет учтено в голосах, в какой мере это будет учтено в назначении представителей России на ведущие посты, поскольку с Китаем это продвинулось. Представитель Китая стал первым заместителем Кристин Лагард. Вопрос теперь об увеличении роли России. </p>
<p>Безусловно, будет обсуждаться вопрос усиления роли МВФ в урегулировании европейского кризиса: мониторинг, поддержка и так далее. </p>
<p>Стоит напомнить, что Кристин Лагард заявила, что у нее есть идея, как Россия может воспользоваться ростом цен на нефть и существующей экономической ситуацией. Будет интересно послушать. В России идет острая дискуссия относительно новой модели экономического роста. В МВФ вполне квалифицированные эксперты. Если они чего-нибудь осмысленное скажут, это будет очень полезно. </p>
<p>К тому же Россия уже высказала готовность выделить в стабфонд по спасению Европы десять миллиардов. Это вполне значительный взнос. Китай предоставляет больше ста миллиардов. Мы все-таки меньшая экономика и у нас не такие золотовалютные резервы. </p>
<p>Безусловно, роль России в мировой экономике будет увеличиваться. Она уже и сегодня достаточно велика. От позиции России в значительной мере зависят цены на энергоносители. Россия – первый экспортер в мире нефти и первый экспортер газа. Понятно, что роль России очень существенна в условиях того, не упадет ли мир в глобальный кризис. Поэтому Россия не зависит от ОПЕК, она выступает компенсатором в значительной мере и не дает ОПЕК сильно манипулировать ценами. Поэтому роль России так велика. Но сегодня все-таки речь идет о деньгах для глобальной экономики, необходимо затыкать финансовые бреши, нужно собирать средства для этого, и главная задача Лагард. </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".