Статья
1741 7 ноября 2011 14:14

Кристин Лагард в Москве

Актуальные вопросы мировой экономики и итоги саммита «большой двадцатки» обсудил президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с директором-распорядителем Международного валютного фонда Кристин Лагард в Москве.

«У нас есть возможность обменяться впечатлениями о текущей жизни, по актуальным вопросам мировой экономики, по итогам саммита "двадцатки"», - сказал глава государства, открывая встречу.

Президент вспомнил, как Лагард сопровождала его в поездках во время государственного визита в Париж до ее назначения на новую должность. «Теперь у вас новая очень интересная работа, и, прежде всего, хотел бы пожелать вам успехов и удачи, потому что от того, как работает Международный валютный фонд, оказалось, кое-что в мире зависит», - отметил Медведев.

Кристин Лагард, со своей стороны, отметила, что России необходимо восстанавливать и наращивать свои резервы в условиях волатильности на финансовых рынках и неопределенности перспектив мировой экономики.

«Мы считаем, что основной задачей в таких условиях будет восстановление и наращивание резервов бюджета, пока цена на нефть сохраняется на высоком уровне», - сказала Лагард, выступая с лекцией в Государственном университете Минфина РФ в Москве.

По ее словам, у России есть некоторые факторы уязвимости, которые  связаны, в частности, с возможным резким снижением цены на нефть. «Представьте, что цены на биржевые товары, в том числе на нефть, резко снижаются… Цены на нефть иногда беспорядочно изменяются, и такая ситуация может произойти. Или представьте ситуацию в крупных европейских банках, которые приняли решение вывести свои операции из России», - сказала глава МВФ. Подобные ситуации, отметила она, создают проблемы для ликвидности в финансовой системе.

Наращивание государственных расходов, особенно в преддверии выборов, создает риски для российской экономики, считает также директор-распорядитель МВФ.

 «Как друг России - а как человек, получивший Орден Дружбы от руководства России, я могу себя считать другом России, - могу вам сказать, что рост государственных расходов - это не очень хорошее явление, особенно в период перед выборами», - сказала она, выступая с лекцией в Государственном университете Минфина. Глава МВФ особо отметила, что российским властям следует обратить пристальное внимание на снижение инфляции. По словам Лагард, «это заложит основу для стабильности и предсказуемости в экономике».

Отметим, что во встрече с главой МВФ принимали участие помощник президента РФ Аркадий Дворкович, и.о. министра финансов Антон Силуанов, исполнительный директор от РФ в МВФ Алексей Можин и другие.

«У нас много вопросов о помощи Европе и об управлении фондом», - написал накануне встречи в своем микроблоге в «Twitter» помощник президента РФ Аркадий Дворкович.

В свою очередь другой источник в Кремле заявил ранее «Интерфаксу», что во время визита главы МВФ в Москву «планируется обсудить актуальные вопросы современной глобальной экономики и финансов, предпринимаемые международным сообществом усилия по их стабилизации и преодолению кризисных тенденций, в том числе в контексте итогов саммита «Группы двадцати» в Каннах, а также дальнейшие шаги по реформированию мировой финансовой системы».

Он напомнил, что Россия является крупным акционером МВФ, активно участвует в усилиях мирового сообщества по реформированию мировой финансово-экономической системы с целью приведения ее в соответствие с современными реалиями, связанными, в первую очередь, со смещением центра экономической активности в быстроразвивающиеся страны, прежде всего, БРИКС.

«В частности, выступаем за безусловное выполнение обязательств, принятых на саммите «Группы двадцати» в Сеуле в ноябре 2010, о реализации договоренностей по квотам и реформе управления МВФ, что позволяет существенно увеличить совокупный вес в Фонде России и других стран БРИКС», - отметил собеседник «Интерфакса».

В январе 2005 года Российская Федерация полностью погасила свою задолженность перед МВФ и с этого времени выступает в качестве кредитора этого международного финансового института. Россия также является участницей Новых соглашений о заимствованиях - финансового механизма МВФ, в рамках которого страны с относительно стабильным финансовым положением предоставляют Фонду дополнительные финансовые ресурсы для последующего кредитования нуждающихся стран.

МВФ в целом позитивно оценивает проводимую в России экономическую политику. В сентябре Фонд выпустил очередной доклад о состоянии российской финансовой системы, в котором отмечаются очевидные успехи нашей страны в сохранении финансовой стабильности в условиях глобального финансово-экономического кризиса.

Кристин Лагард впервые после своего избрания на пост главы фонда посетит Москву 7 ноября, где, как ожидается, встретится с Дмитрием Медведевым, а также прочтет лекцию в госуниверситете Минфина и проведет пресс-конференцию в центральном офисе «Интерфакса».

Как отметили в Минфине РФ, Россия станет первой страной, которую Лагард посетит с официальным визитом в своей нынешней должности.

Кристин Лагард возглавила МВФ в июле текущего года, сменив Доминика Стросс-Кана, возглавлявшего МВФ с ноября 2007 по май 2011 года. Он, в отличие от своих предшественников - Мишеля Камдессю и Родриго Рато, Россию так и не посетил.

Россия поддержала назначение Лагард, занимавшей пост министра экономики и финансов Франции, и не стала, в отличие от предыдущих выборов директора-распорядителя фонда, выдвигать альтернативную кандидатуру. Лагард, в свою очередь, заявляла, что выступает за усиление влияния развивающихся стран в МВФ.

Комментарии экспертов

Визит нового главы МВФ в Россию – это программный визит. Его нужно рассматривать в пакете вместе с визитом в Китай. Мне кажется, это событие характерное, знаковое. Оно свидетельствует о том, что роль развивающихся рынков и растущих экономик, таких как китайская и российская, сейчас переоценивается. Особенно  это проявилось в  ситуации, когда такой классический анклав современного капитализма как Западная Европа, Европейский Союз находится в некотором подвешенном положении. На помощь могут прийти те страны, которые  еще лет 20-30 назад даже и в перспективе не рассматривались как некие партнеры, доноры и помощники. Так что это, конечно, очень существенное событие, которое сигнализирует, что мир в экономическом смысле, по крайней мере, очень существенно поменялся.

Что касается возможностей России реально помогать, то на этот счет есть разные экспертные оценки, разные школы экономические их по-разному оценивают, саму вероятность, и необходимость, и возможность какой-то реальной помощи. Но можно сказать так, что эта помощь возможна. В конце концов, это ведь не благотворительность, это просто вопрос прагматичного собственной выгоды и имеющихся у нас валютных резервов. Это ж все равно, в конечном счете, займ, который должен окупиться, принести какую-то выгоду. Но, кроме того, что помощь Европе со стороны России можно рассматривать как прагматичную инвестицию, важно обозначить, конечно, и роль России в том, что она может выступать в качестве одного из гарантов и стабилизаторов экономической стабильности Европейского Союза. Так что здесь такая комбинация и экономических интересов, и в то же время неких политических ориентиров. Это тоже важно учитывать.

Что касается совета, который Кристин Лагард дала нам, в том смысле, что, учитывая нестабильность глобальную на рынках, надо переходить к стратегии  такого воздержания от промышленного развития наращивать свои резерв,  это, конечно, спорно. В принципе, эта стратегия принесла успех, когда мы попали в тяжелую кризисную ситуацию в конце 2008 года. Действительно, наши резервы спасли Россию от очень многих бед. Не будь стабилизационного фонда на тот момент в размере где-то около 650 миллиардов долларов, нам пришлось бы очень туго. Наверное, ударило бы также сильно, как и во время дефолта 1998 года. Но дело в том, если постоянно ориентироваться на глобальную нестабильность и заниматься вот таким вот резервированием, а не думать, как диверсифицировать и развивать нашу экономику, то стратегически мы окажемся все-таки в проигрыше. Скопим мы, условно, триллион золотовалютных резервов, и что? Что с ними делать? Опять же, если главная задача состоит в том, чтобы каким-то образом сбалансировать экономику и уйти от роли сырьевого придатка развитых стран, то это нужно делать сейчас, нужно делать сегодня. Поэтому, с благодарностью принимая совет Кристин Лагард, нам все-таки нужно ставить конкретные цели перед собой, иметь собственные интересы и думать своей головой.

Следует отметить, что Российская Федерация может вложить денежные средства в поддержку европейских стран. Уже было заявлено о внесении десяти миллиардов, и сейчас важно определить по какому механизму это будет осуществляться. Судя по всему, Москва может принять участие в деятельности антикризисного фонда. При этом, учитывая, что его размер будет тогда увеличен до одного триллиона, десять миллиардов – это, конечно, небольшая сумма. Поэтому, скорее всего, Москва будет участвовать консолидированно, то есть с денежными средствами Китая и других развивающихся стран, в том числе нефтедобывающих.

Поэтому основное направление – это поддержка стран как таковых. Формат поддержки может быть разным. Во-первых, возможен выкуп через фонд долгов. Во-вторых, что более вероятно, можно осуществить финансирование кредитов или гарантий для финансовой системы Европы. В-третьих, могут быть различные формы участия в покупке активов. Например, Греция в следующем году объявила программу приватизации на 20 миллиардов. В этом году программа приватизации - тридцать миллиардов. Понятно, что эти средства должны пойти, в том числе, на погашение долга и исполнение данных обязательств. Москва может поучаствовать в приватизации. Однако здесь с большой долей вероятности Европейский союз не даст контроль стратегических активов. И, скорее всего, ограничится блок-пакетами. Поэтому по одному из таких сценариев может начать действовать Москва.

Наконец, вполне возможно разместить в большей степени  золотовалютные резервы в евро, тем самым поддержав европейскую валюту. Это основные схемы развития событий, которые могут быть реализованы в ближайшие полгода.

Понятно, что это не первый этап увеличения роста  развивающихся стран в МВФ и основных институтов международной финансовой системы. Здесь Лагард поэтому преследует определенные цели. Во-первых, увеличение доли развивающихся стран происходят пропорционально увеличениям их участия в спасении экономик, то есть непосредственно в финансовых ресурсах МВФ. Поэтому Лагард, конечно же, рассчитывает на финансирование по линии развивающихся стран.

Второй момент: увеличение участия развивающихся стран, как правило, происходит в небольших объемах. И все равно контроль над стратегическими  организациями останется в руках у европейских и американских политико-экономических кругов.

Напомню, что традиционно Всемирный банк возглавляют представители Северной Америки, а Европа, (Лагард тому классическое подтверждение) - МВФ. Поэтому, мне представляется, что Китай, Россия и другие страны активизируют свое участие в международных институтах только в том случае, если их доля будет увеличена не номинально, а до серьезных размеров, которые позволят участвовать в принятии решений фонда.

Наконец, третий момент заключается в том, что развивающиеся страны и так создают свои институты влияния, финансовые институты развития регионального характера. И чтобы не оказаться за пределами новых трендов, то есть, практически, сохранить позиции Всемирного банка в вопросах финансирования и поддержки различных регионов и стран, Лаганрд пытается договориться именно с ключевыми игроками, которые эти фонды создают.

Москва создала антикризисный фонд в рамках ЕврАзЭС. Китай тоже имеет свои институты влияния. Понятно, что уже сейчас страны, которые находятся в орбите этих крупных игроков, например, страны СНГ или Юго-Восточной Азии ( Киргизия, Украина, Белоруссия), если говорить про Российскую Федерацию, уже обращаются не в МВФ большей степени, а именно в антикризисные фонды этих стран. Поэтому если сейчас не договориться с развивающимися странами, то в долгосрочной перспективе можно просто остаться, с одной стороны, без финансовой и политической поддержки, а с другой стороны без спроса на инвестиции по линии и Всемирно банка и МВФ.

Прежде всего, предметом переговоров с Кристин Лагард является выполнение обязательств МВФ по реформированию. Была договоренность о том, что будет увеличена доля голосов МВФ у стран БРИКС. Необходимо, чтобы эти обещания были доведены до конца. Понятно, что Россия должна увеличить свой процент голосов.

Что касается помощи Европе, Россия выразила готовность «большой двадцатке» предоставить МВФ десять миллиардов. Вопрос в том, в какой мере это будет учтено в голосах, в какой мере это будет учтено в назначении представителей России на ведущие посты, поскольку с Китаем это продвинулось. Представитель Китая стал первым заместителем Кристин Лагард. Вопрос теперь об увеличении роли России.

Безусловно, будет обсуждаться вопрос усиления роли МВФ в урегулировании европейского кризиса: мониторинг, поддержка и так далее.

Стоит напомнить, что Кристин Лагард заявила, что у нее есть идея, как Россия может воспользоваться ростом цен на нефть и существующей экономической ситуацией. Будет интересно послушать. В России идет острая дискуссия относительно новой модели экономического роста. В МВФ вполне квалифицированные эксперты. Если они чего-нибудь осмысленное скажут, это будет очень полезно.

К тому же Россия уже высказала готовность выделить в стабфонд по спасению Европы десять миллиардов. Это вполне значительный взнос. Китай предоставляет больше ста миллиардов. Мы все-таки меньшая экономика и у нас не такие золотовалютные резервы.

Безусловно, роль России в мировой экономике будет увеличиваться. Она уже и сегодня достаточно велика. От позиции России в значительной мере зависят цены на энергоносители. Россия – первый экспортер в мире нефти и первый экспортер газа. Понятно, что роль России очень существенна в условиях того, не упадет ли мир в глобальный кризис. Поэтому Россия не зависит от ОПЕК, она выступает компенсатором в значительной мере и не дает ОПЕК сильно манипулировать ценами. Поэтому роль России так велика. Но сегодня все-таки речь идет о деньгах для глобальной экономики, необходимо затыкать финансовые бреши, нужно собирать средства для этого, и главная задача Лагард.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".