Критерии оценки
После совещания премьер-министра с главами регионов, которое прошло 10 января в режиме видеоконференции, новую актуальность приобрел вопрос о совершенствовании системы критериев, разработанных для оценки работы глав субъектов. Отмечая недостаточную эффективность существующей системы, Владимир Путин подчеркнул, что в дальнейшем возрастет значение показателей, отражающих «рейтинг доверия» глав регионов и отношение к их работе со стороны населения.
Напомним, качество работы администраций субъектов федерации на основе представленных разными источниками данных оценивает специально созданная правительственная комиссия. Однако результаты этого процесса пока слабо соотносятся с принятием кадровых решений, что ставит под сомнение практическую целесообразность проведения столь трудоемкой процедуры. Общее число показателей превышает 300, для обработки данных было разработано специальное программное обеспечение, но получаемая картина лишь условно отражает реальное положение дел в социальной и экономической сферах региональной жизни.
Часть критериев работы региональной власти оценивается по докладам администраций субъектов, остальные параметры сопоставляются федеральными ведомствами (главным образом, Росстатом). Учитываются показатели, отражающие уровень жизни и безопасности населения, проведение на данной территории общефедеральных реформ и эффективность использования финансовых средств. Ряд критериев выглядит спорно: например, объективную сложность представляет адекватная оценка «степени доверия населения к властям региона» или выявление мнений жителей региона об эффективности работы губернатора в той или иной сфере. Использование данных социологических опросов создает возможности для искажения информационной картины, неясна и конкретная методика изучения общественного мнения, тем более, что независимые эксперты к этой работе не привлекаются. Стоит также учесть возможность «приукрашивания» статистических данных в докладах администраций субъектов, которые заочную аппаратную борьбу и стремятся формировать имидж «успешных» губернаторов в глазах федерального руководства.
Все это не добавляет объективности существующей системе оценки эффективности работы глав регионов и создает предпосылки для ее совершенствования. Вполне логично, что премьер-министр не только поддержал идею разработки новых критериев, но и поручил ответственным ведомствам ускорить этот процесс. Вероятно, поддержку на уровне правительства получит предложение руководства Минфина о значительном сокращении числа параметров для оценки работы губернаторов. Новые критерии могут быть связаны с решением задач модернизации (привлечение инвестиций, внедрение инноваций и пр.), а также мониторингом общественных настроений. Ключевая проблема при этом может быть связана с обеспечением адекватной социологической картины, отражающей реальные предпочтения жителей территорий и их представления о работе исполнительной власти. Не исключено также, что в перспективе в жизнь будет воплощена идея создания «рейтинга модернизационной успешности регионов», которую поддержал Дмитрий Медведев на заседании Госсовета в ноябре прошлого года. Смысл подобного рейтинга подразумевает, в конечном итоге, взаимосвязь достигнутых результатов (в сфере привлечения инвестиций, внедрения высоких технологий, создания инновационных производств и т.д.) с кадровыми решениями, принимаемыми Центром в отношении регионального руководства.
Оксана ГОНЧАРЕНКО, Центр политической конъюнктуры