Статья
10 Мая 2016 18:42

Кризис для президента

Кризис для президента
Фото: Pixabay

Послушать некоторых военачальников или членов Конгресса – так американская армия вымотана и отчаянно нуждается в деньгах. После более чем десяти лет в Ираке и Афганистане, говорят они, войскам не хватает подготовки и нового вооружения, что ставит под угрозу возможность справиться с ИГ (запрещённая в России организация) и разрешить потенциальные конфликты с Россией и Китаем. 

Хотя некоторым программам действительно требуется повышение финансирования, общие затраты на ВПК (600 миллиардов долларов в год) отнюдь не малы. Проблема в том, что инвестиции всё чаще не приносят ожидаемых плодов – Пентагон, Конгресс и Белый дом принимают неверные решения, играют с бюджетом, находясь под влиянием лоббистов оборонной промышленности. На оборону сейчас тратится на 50% больше, чем до 11 сентября, и это при том, что число кадров (военные на службе и в запасе) сократилось на 6%.

В течение примерно десятилетия Пентагон имел карт-бланш на любые действия, и это привело к росту оборонного бюджета с 378 миллиардов долларов в 1998 году до 600 миллиардов в 2010. Борьба с Аль-Каидой и Талибаном принесла многомиллиардные убытки: деньги были растрачены на ненужное и неактуальное вооружение, к примеру, истребитель F-35.

В ближайшее время ситуация не изменится: в прошлом месяце комитет Палаты представителей США по вооружённым силам утвердил итоговый оборонительный бюджет на 2017 год, который составил 583 миллиарда долларов. Размер базового бюджета составит 524 миллиарда долларов, остальные 59 – так называемый «взяточный резерв» (slush fund), ежегодно возобновляемый для финансирования войн в Ираке, Афганистане и других конфликтных точках.

Мак Торнберри, член Конгресса, предположил, что следующий президент будет вынужден предложить – а Конгресс будет вынужден одобрить – повышение расходов на военную индустрию. Это чревато проблемами для военных, проходящих службу за пределами страны: они могут быть временно лишены важных ресурсов. 

Эксперты считают, что в первую очередь инвестиций требуют содержание техники, тренировка солдат и модернизация оружия с экипировкой. Эти направления были обозначены годами ранее, но Пентагон и Конгресс приняли решение инвестировать в чрезмерно дорогое «хай-тек» вооружение, откладывая на потом обслуживание уже существующего и прочие операционные расходы.

Пентагон справится и без 1700 единиц F-35, которые там собираются закупить. Пентагону нужно остудить пыл Обамы: президентская администрация планирует заменить практически весь ядерный арсенал: ракеты, субмарины, воздушную технику и боеголовки. Такой ход обойдётся стране в 1 триллион долларов. Представители оборонного сектора недавно заявили, что 22% военных баз будут не востребованы к 2019. Многие гражданские останутся без работы, однако будут проведены реформы в здравоохранении и системе закупок. Реформы назрели, и они позволят сэкономить действительно много бюджетных денег. Однако у них нет поддержки снизу: закрытие военных баз в последние годы саботировалось политиками, опасающимися разозлить избирателей ликвидацией рабочих мест.

Тодд Харрисон, эксперт в области оборонного бюджета, уверен, что поддержка численности военнослужащих на уровне около 2 миллионов человек и оплата новейших систем вооружения обойдётся на миллиарды долларов больше суммы, одобренной Конгрессом. Чтобы обороноспособность страны не пострадала, Конгрессу необходимо начать принимать жёсткие финансовые решения, чего, конечно, им бы очень не хотелось.

Перевод статьи «A Better, Not Fatter, Defense Budget», опубликованной в The New York Times 9 мая 2016 года. Сокращённая версия.

Перевёл Корнилов Павел


____________

Читайте также:

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".