Статья
31 Июля 2009 17:50

Кризис дорогого стоит

<p class="text">Эксперты МВФ посчитали, что борьба с кризисом уже стоила миру 11 трлн долларов. Львиная доля этих трат пришлась на развитые страны. По мнению фонда, такие расходы на стабилизацию экономики скажутся на дефиците их бюджета, в том числе и в долгосрочной перспективе. В дальнейшем это приведет к росту государственного долга. В отдельных случаях он превысит 100% ВВП. К 2014 году, к примеру, Япония будет должна 239% ВВП.</p>

<p class="text">Крах кредитного пузыря стоил мировой экономике более 11 трлн долларов. Такое мнение высказали представители Международного валютного фонда (МВФ), сообщает <a href=http://vz.ru target=_blank>деловая газета «ВЗГЛЯД»</a> со ссылкой на BBC News.</p>

<p class="text">По данным организации, правительства развитых государств потратили на поддержку финансового сектора 9,2 трлн долларов, еще 1,6 трлн пришлось на долю развивающихся стран.</p>

<p class="text">Такие огромные вложения не могут сказаться на ключевых экономических показателях. Общий бюджетный дефицит двадцати самых экономически развитых стран мира составит 10,2% от их валового внутреннего продукта (ВВП). Это — худший показатель со времен Второй мировой войны.</p>

<p class="text">Тройку «лидеров» в текущем году составляют США — их дефицит бюджета составит 13,5% ВВП, Великобритания (11,6%) и Япония (10,8%).</p>

<p class="text">В 2010 году, по мнению экспертов фонда, лидировать будет Великобритания — ее госказна недосчитается 13,3% ВВП, в то время, как США уменьшат этот показатель до 9,7%.</p>

<p class="text">Стоит также заметить, что случившийся прошлой осенью крах кредитной системы приведет к огромному росту государственного долга, считают в МВФ. Так, в 2014 году Япония будет должна сумму, равную 239% своего ВВП, Италия — 132%, США — 119%, а Великобритания — 99,7%.</p>

<p class="text">По мнению экспертов Фонда, странам следует стремиться уменьшить дефициты своих бюджетов в долгосрочной перспективе, что, впрочем, приведет к росту налогового бремени здесь и сейчас.</p>

<p class="text">«Неясно, какая модель лежит в основе прогнозов МВФ», — считает президент консалтинговой компании НЕОКОН Михаил Хазин. По его мнению, ни МВФ, ни Всемирный банк не показывают, на чем основываются их прогнозы и рекомендации.</p>
Комментарии экспертов
<p class="text">Начав бороться с кризисом, правительства ведущих экономик мира вспомнили о кейнсианских рецептах стимулирования экономики. Речь идет о масштабном наращивании государственных расходов для увеличения спроса.</p>

<p class="text">Правительства пытаются искусственным путем возобновить деловую активность. Издержками такой политики естественно является увеличение государственного долга. Получается, что антикризисная политика оплачивается инвесторами и странами, обладающими значительными валютными резервами. Они финансируют увеличивающийся государственный долг. При этом эффективность данных мер вызывает споры у экономистов. Увеличение государственного долга не будет проблемой, если рост экономики в будущем опередит объемы внешних заимствований. Если рост экономики не будет поспевать за растущим долгом, то обслуживания долга станет для развитых стран большой проблемой. Им придется столкнуться с ситуацией, когда все больший объем бюджета придется тратить на его обслуживание. Учитывая тот факт, что развитым странам придется столкнуться с проблемой старения населения, все большая часть государственных расходов будет направляться на финансирование социальных расходов. Все остальные расходы придется урезать.</p>

<p class="text">Альтернатива текущей антикризисной политики состояла бы в значительном сокращении государственных расходов, то есть прекращение искусственного стимулирования экономики, отказ от прямой финансовой поддержки бизнеса, уменьшение социальных обязательств, сокращение оборонных расходов и сокращение налогового бремени на бизнес. Бизнесу пришлось бы самому перестроиться и ликвидировать неэффективные инвестиции. Но это было бы расценено гражданами как «невмешательство» со стороны государства, как снятие с себя ответственности за происходящее, а различными группами интересов, чье благополучие связано с государством, — как угроза своему существованию. В то же время такая политика способствовала бы более быстрой ликвидации неэффективных производств и ошибочных инвестиций. Экономика смогла бы быстрее перестроиться. Однако это вряд ли нашло бы широкую поддержку среди населения развитых стран.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".