Комментарий
18 Февраля 2009 10:03

Кризис и школа

Леонид Поляков политологЛеонид Поляков

Леонид Поляков
политологЛеонид Поляков
<p class="text">Судя по всему, мы настроились на долгий кризис. Говорят — года на три. Все внимание, конечно, к экономике. Как там промышленное производство? Как там с занятостью? Как с ценами на нефть? А что с рублем в «бивалютной корзине»?</p>

<p class="text">Это, конечно же, самые животрепещущие вопросы. Что называется — злоба дня. Практически в буквальном смысле. А есть еще что-нибудь, кроме «злобы»?</p>

<p class="text">И вот оглядываясь вокруг, замечаешь, что, несмотря на кризис, каждое буднее утро миллионы мальчишек и девчонок, первоклашек и выпускников, в селах и поселках, городках и мегаполисах идут — в школу. Потому что школа — как скала посреди кризисного шторма. Или — как тихая гавань, в которой можно спрятаться от всех жизненных невзгод российского взрослого мира.</p>

<p class="text">Но так ли?</p>

<p class="text">Если кризис начнет выкашивать рабочие места на градообразующих предприятиях, и тысячи семей сядут на пособия по безработице, разве это не отразится на настроении детей? Да что там, на настроении — поди-ка поучись на пустой желудок!</p>

<p class="text">Если учителя, вместо того, чтобы учить, начнут борьбу (а часть российского учительства это уже начала делать) против новой системы оплаты учительского труда, то во что превратятся уроки?</p>

<p class="text">Если движение против ЕГЭ будет нарастать, то во что превратится преподавание в старшей школе, где уже годами учебный процесс строится именно как подготовка к сдаче ЕГЭ?</p>

<p class="text">Я это все к тому, что не стоит питать иллюзий по поводу того, что уж где-где, а в школе у нас все тихо. Отнюдь. И это, кстати, очень актуальный вопрос, над которым именно в кризис поразмышлять в самый раз.</p>

<p class="text">Среди многого прочего советского по наследству нам досталась и школа. Уже успело вырасти поколение тех, кто родился в 1992 г. в новой России, в ней же пошел в школу и в ней же школу окончил. Запаса еще советской системы образования на это первое поколение россиян еще хватило. Но как для экономики губителен инерционный энерго-сырьевой сценарий «развития», так и для школы губителен постсоветский инерционный сценарий.</p>

<p class="text">Ясное понимание этого было четко выражено Дмитрием Медведевым год назад, в его выступлении на 5-м Красноярском экономическом форуме. Тогда еще кандидат в президенты говорил: «Мы должны ответить для себя, какую школу мы создаем, что это за школа будущего? Будет ли наш ребенок радоваться, встречаясь с учителем, или будет просто бояться его? Будут ли его заставлять просто зубрить, или он все-таки будет приучаться думать? Будет ли школа заниматься его воспитанием, или всем будет наплевать на то, что в школьном туалете разбросаны окурки, а иногда и просто шприцы?»</p>

<p class="text">И вот год спустя мы — все российское общество, прежде всего и в первую голову — так и не дали ответа на вопросы, заданные нашим нынешним президентом. А ведь не договорившись о том, какая школа нам нужна, мы не сможем решать конкретные проблемы. Да что там — решать! Даже правильно их поставить мы будем не в состоянии.</p>

<p class="text">Недавний пример с высшей математикой. Нужна она в школе или нет? Ответ напрямую зависит от того образа школы, который имеется в наших — взрослых — головах. Хотим школу как дисциплинарно-социализирующий институт, который при этом снабжает выпускника общей грамотностью — тогда не нужна. А если ставим амбициозную цель превращения школы в развивающее-социализирующий институт, обеспечивающий выпускника интеллектом и гражданственностью — тогда отчего бы и нет? Ведь на самом деле любая математика — это всего лишь тренировка мозгов. А мозги, вообще-то говоря — это самая главная ценность. И во все века, а в век глобализации тем более.</p>

<p class="text">Так может посреди кризиса — задумаемся о школе? Ведь на самом деле — самое время.</p>

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".