Статья
12 Августа 2011 22:04

Кризис мультикультурализма

Кризис мультикультурализма
Фото: Shutterstock

<p>Несмотря на августовскую жару и сезон отпусков, прошедшая неделя выдалась достаточно беспокойной. И дело не только в лихорадочно скачущих финансовых рынках. Впервые за многие десятилетия спокойный и благопристойный Лондон оказался охвачен пожарами и бунтами. К концу недели в маленькой и спокойной Эстонии в Министерстве обороны неизвестный захватил заложников. В ходе спецоперации нападавший погиб.</p>
<p>Однако на следующий день международные СМИ обсуждали версию, что 54-летний гражданин Эстонии Карен Драмбян мог пойти на такой экстравагантный протест в знак протеста против национальной политики.</p>
<p>Как сообщают эстонские СМИ, Драмбян в своих публикациях от 2009 года резко критиковал власти за оскорбительное, по его мнению, отношение к некоренному населению и пассивность русскоязычных жителей.</p>
<p>«Мы смиренно молчали, когда нас называли безродными оккупантами, и безропотно подчинялись, когда с нас сдирали три шкуры, взамен не давая ничего, кроме временного права на жизнь. Нас заставляли каяться за чужие грехи, жить с постоянным чувством вины перед титульной нацией и мы повиновались. Мы находили для себя тысячу причин для того, чтобы не идти на выборы, а идущие отдавали голоса, пряник сулящим лицемера», - писал он на портале Slavia.ee, сообщает «Интерфакс».</p>
<p>Описывая отношение властей к национальным меньшинствам, Драмбян приходил к выводу, что «эстонское правительство уже выбрало гражданскую войну».</p>
<p>СМИ также приводят цитаты из публикаций Драмбяна в уже не существующей газете «Вести дня».</p>
<p>«Мы вынуждены терпеть - потому что, в отличие от европейцев, хоть и знаем цену эстонской демократии, но надежда умирает последней. А еще терпим, благодаря уникальной способности русского человека терпеть, терпеть из последних сил, скрипя зубами, но терпеть, пока есть что терять...», - считал Драмбян.</p>
<p>По данным местных СМИ, он баллотировался в депутаты города Маарду, но не прошел выборы.</p>
<p>Официальных комментариев, относительно мотивов действий Драмбяна пока неизвестны.</p>
<p>Однако некоторые аналитики считают, что Драмбян намеренно выбрал для своего протеста Министерство обороны. Его возглавляет бывший ранее дважды премьер-министром Март Лаар, которого многие считают идеологом эстонского национализма, так как он активно лоббировал законы, ущемляющие права национальных меньшинств, автор ряда книг об эстонских эсэсовцах и т.п.</p>
<p>Аналитики предполагают, что выходец из аристократической армянской семьи, человек с обостренным чувством собственного достоинства, Драмбян активно противостоял политике властей. К тому же у него возникли в последнее время финансовые и семейные сложности, что и могло стать причиной подобного протеста.</p>
<p>Кандидат политических наук, заместитель генерального директора ЦПКР Александр Шатилов не исключает, что поводом для такого незаконного протеста Драмбяна мог стать национальный вопрос.</p>
<p>В интервью с «Актуальными комментариями» он напомнил, что в странах Прибалтики есть серьезные проблемы между коренным населением и русскоязычными, которые до сих пор не получили гражданства из-за несовершенного знания национального языка.</p>
<p>«Обычно представители русскоязычных диаспор предпочитали бороться легальными мерами. То есть пытались создавать собственные политические организации и бороться за места в парламенте, апеллировать к институтам Евросоюза, чтобы те повлияли на политику Эстонии и Латвии», - отметил эксперт.</p>
<p>При этом он не исключил, что есть люди, которые считают подобные меры неэффективными, так как Латвия и Эстония, в общем-то, проводит целенаправленную, достаточно жесткую политику по дискриминации национальных меньшинств.</p>
<p>И в этом контексте эксперт считает, что человек вполне мог решить выступить в качестве такого буревестника, принести себя в жертву, в жертву, чтобы обратить внимание и России и Евросоюза и других ведущих государств мира на проблемы с нарушением прав собственно национальных меньшинств в Эстонии.</p>
<p>При этом эксперт отметил, что эстонский сценарий не слишком схож с норвежским, так как мотивы у Брейвика были несколько другие. Напомним, чуть меньше месяца назад, 22 июля норвежец <a href="http://actualcomment.ru/theme/1947/">Андерс Беринг Брейвик </a>совершил в Осло двойной теракт – в Осло и острове Утойя, в результате в результате чего погибли 97 человек. Он сейчас находится в заключении и под наблюдением психиатров.</p>
<p>СМИ отмечают, что террорист, придерживающийся ультраправой националистической идеологии, осудил политику мультикультурализма и призвал бороться с исламизацией Европы.</p>
<p>Уже тогда эксперты заговорили о кризисе мультикультурализма.</p>
<p>По мнению же заместителя декана факультета политологии ВШЭ Леонида Полякова, случай в Эстонии, не смотря на тио, что никто из заложников не пострадал, является зеркальным отражением произошедшего в Норвегии. Зеркало, как известно, показывает все наоборот, пояснил эксперт. Норвежский стрелок протестовал против политики мультикультурализма, чтобы Норвегия продолжала наращивать многоэтничность. Он, убивая своих соотечественников, выступал за то Норвегия собственно была для норвежцев. В Эстонии, как отметил эксперт, - этот случай выступления противоположной стороны, это крик отчаяния человека, который оказывается в плотной среде, где нет места инородцу, где, по сути дела, человек, если он не принадлежит к коренному народу, чувствует себя чужим отщепенцем.</p>
<p>«Можно действительно сказать, что ситуация в которой находится европейские государства, европейские нации, (эстонцы, конечно, себя причисляют к европейскому сообществу) она очень сложная, и даже трагична», - отметил Поляков.</p>
<p>Он подчеркнул, что конфликт нарастает и со стороны коренных народов, и со стороны так называем меньшинств, мигрантов и т.д.</p>
<p>Эксперт отметил, что события в Лондоне – лишнее тому подтверждение.</p>
<p>Как сообщали «<a href="http://actualcomment.ru/theme/1969/">Актуальные комментарии</a>», в столице Великобритании и других городах страны прокатилась волна беспорядков.  Молодежь грабила и поджигала магазины. В результате беспорядков и столкновений с полицией погибли пять человек.</p>
<p>Не смотря на то, что поводом для акций протеста стало убийство полицейскими 29-летнего жителя Тоттенхэма Марка Дуггала, эксперты отмечают, что проблема гораздо глубже. Таким образов выражала свой протест в основном молодежь из среды мигрантов.</p>
<p>Эксперты на страницах западных СМИ высказывали мнение, что причины беспорядков - обездоленность и маргинализация молодежи из трущоб. Отсутствие у них экономических возможностей.</p>
<p>Однако власти пытаются опровергнуть, что истоки беспорядков лежат в миграционной и национальной политике.</p>
<p>Однако мало у кого остаются сомнения, что уличные беспорядкив Лондоне - одно из следствий политики мультикультурализма и социального расслоения общества. Таку точку зрения высказал «Актуальным комментариям» публицист Максим Кононенко.</p>
<p>Все эти события выплескиваются в связи с тем, что накопилось раздражение, - полагает он.</p>
<p>«Эстония националистическим государством является уже 20 лет, но до этого там подобных вещей не происходило. В Норвегии подобных прецедентов вообще не было. Произошедшее, скорее всего, связано не только с национальной политикой, к которой люди так или иначе привыкли. Ведь не смотря на фашистские марши в Эстонии русскоязычные люди не возвращаются в Россию. Но сейчас людям стало плохо жить и в чисто экономическом отношении. И они как бы вот это свое раздражение выплескивают в виде протестов против национализма», – сказал Кононенко.</p>
<p>Он высказал предположение, что в связи с финансовым кризисом в Европе подобные инциденты, скорее всего, будут повторяться.</p>
<p>Финансовые потрясения стараются предотвратить на самом высоком уровне лидеры всех ведущих экономик мира. Как перестраивать и совершенствовать европейскую систему мультикультурализма – пока не совсем ясно. Разве что слышны голоса экспертов, что сама теория мултикультурализма верна и приемлема, но нуждается в реформировании.</p>
<p>Так Поляков отмечает, что действительно, Европа строилась на очень прочном основании - либеральном постулате универсальных прав человека. Европа строилась на признании того что человек как таковой независимо от расы, вероисповедания, пола и других признаков является абсолютной ценностью, но и одновременно несет абсолютную ответственность. По его словам, принцип мультикультурализма, по сути, дела оказался предательством принципов либерализма.</p>
<p>«Мультикультурализм означает некую исключительность для отдельных групп. Если человек окрашен, скажем, в черный цвет, то он как бы исключается из общих правил и общих норм - ему разрешается то, что нельзя другому. Это так называемый принцип позитивной дискриминации», - объяснил Поляков. Это повлекло недовольство многих европейцев, а и с другой стороны все меньше удовлетворения у тех меньшинств, которые не интегрируются в общество.</p>
<p>Поляков уверен, что методы мультикультурализма должны быть радикально пересмотрены.</p>
<p>Эксперт отметил, что есть два пути реформирования. Первый подразумевает, что действительно нужно жестко идти по пути ассимиляции. То есть, борьбы с любыми проявлениями такого этнического, расовой или религиозного коллективизма. Это означает не рассматривать определенные группы как некие привилегированные сообщества. Второй вариант - жестко вообще поставить вопрос о миграции, что означает, что Европа должна изолироваться и исключить поток новых мигрантов. Между таким выбором состоит современная Европа, считает эксперт.</p>
Комментарии экспертов
<p>Случай в Эстонии как бы является зеркальным отражением того, что произошло в Норвегии. Зеркало, как известно, показывает все наоборот. Норвежский стрелок протестовал против политики мультикультурализма, против того чтобы Норвегия продолжала наращивать многоэтничность. Он выступал за то, чтобы, собственно говоря, Норвегия была для норвежцев.</p>
<p>В Эстонии, собственно говоря, это - выступление противоположной стороны, это крик отчаяния человека, который оказывается в плотной среде где место инородцу, по сути дела, нет, где человек, если он не принадлежит к коренному народу, чувствует себя чужим отщепенцем.</p>
<p>Так что ситуация, в которой находится европейские государства, европейские нации,( а эстонцы, конечно, себя причисляют к европейскому сообществу) - очень сложная. Она трагичная для обеих сторон – и коренных жителей и других этносов. Население Европы начинает все больше разочаровываться в принципе мульткультурализма. Приходит понимание, что достигнут предел совместимости. Мне кажется, политики до сих пор неспособны высказать ничего определенного, как нужно менять эту систему.</p>
<p>Если взять современную Англию, где слышны отголоски бессмысленного и варварского бунта, там ведь тоже риторика властей заключается в том, чтобы все проблемы мультикультурализма скрыть под саркофагом преступности. Но это как раз уход от проблемы. И в этом смысле, как мне кажется, этот отчаянный человек который протестовал в Эстонии в Министерстве обороны - это новый вызов.</p>
<p>Я не уверен, что эстонские власти откажутся от своей политики жесткого такого апартеида, разграничения на граждан и не граждан в основном по такому этническому признаку. Но мне кажется, это тревожный сигнал.</p>
<p>Потому что если прибалтийские власти, скажем, конкретно будут продолжать в Эстонии идти в том же направлении, то я не исключаю, что возможна эскалация такого рода протеста. И возможен такой всплеск отчаяния, который приведет к человеческим жертвам.</p>
<p>Почему мутикультурализм испытывает кризис? Действительно, Европа строилась на очень прочном основании - на либеральном постулате универсальных прав человека. Собственно, либерализм в этом и состоит. Он провозглашает личность конечной инстанцией - свободной и ответственной. Европа строилась на признании того, что человек как таковой, независимо от расы, вероисповедания, пола и других признаков является абсолютной ценностью, но и одновременно несет абсолютную ответственность.</p>
<p>А принцип мультикультурализма, по сути,, оказался предательством принципов либерализма. Мультикультурализм означает некую исключительность для отдельных групп. То есть, принцип индивидуальности в данном случае уступает принципу сообщества. Если человек окрашен, скажем, в черный цвет то он как бы исключается из общих правил, ему разрешается то, что другим нельзя. Это - так называемый принцип позитивной дискриминации. И подобная практика и привела к тому, что возникло недовольство многих европейцев. В другой стороны это все меньше удовлетворения вызывает у тех меньшинств, которые не интегрируются, а стремятся замкнуться в своем культурном поле.</p>
<p>Поэтому этот принцип мультикультурализма должен быть радикально пересмотрен.</p>
<p>Причем, есть два пути. Либо действительно нужно жестко идти по пути ассимиляции, то есть борьбы с любыми проявлениями такого этнического, расового или религиозного коллективизма, не рассматривать определенные группы как некие привилегированные сообщества. Это означает, что следует любого человека рассматривать только как индивидуального гражданина и жестко пресекать действия, основанные коллективизме. Либо жестко поставить вопрос о пределах миграции, и, по сути, начать как бы изолироваться, исключить поток новых мигрантов. Вот между каким выбором состоит современная Европа.<br />
 </p>
<p>Сценарий в Эстонии, на мой взгляд, не слишком схож с норвежским, так как у потому что Брейвика были несколько другие мотивы. Что касается Эстонии, то, что в странах Прибалтики есть серьезные проблемы между коренным населением и русскоязычными, которые до сих пор не получили гражданства из-за несовершенного знания национального языка.</p>
<p>Правда, обычно представители русскоязычных диаспор предпочитали бороться легальными мерами. То есть пытались создавать собственные политические организации и бороться за места в парламенте, апеллировать к институтам Евросоюза, чтобы те повлияли на политику Эстонии и Латвии.</p>
<p>Наверное, есть люди, которые считают подобные меры неэффективными, так как Латвия и Эстония, в общем-то, проводит целенаправленную, достаточно жесткую политику по дискриминации национальных меньшинств. Так что человек вполне мог решить выступить в качестве такого буревестника, принести себя в жертву, в жертву, чтобы обратить внимание и России и Евросоюза и других ведущих государств мира на проблемы с нарушением прав собственно национальных меньшинств в Эстонии.</p>
<p>Сейчас в Европе, на мой взгляд, есть две опасные тенденции. Первая связана с тем, что терпит крах идея мультикультурности и многонациональности. Это приводит к росту национализма практически повсеместно, причем как среди больших, так и малых народов. И это зачастую приводит к тому. что эти межнациональные противоречия выплескиваются в столкновения и конфликты.</p>
<p>В то же время происходит такое очень на самом деле тревожное обособление наций и народов. И их во многом, как мне кажется, подталкивает идея толерантности. Ведь идея толерантности предполагает не столько взаимодействия, взаимное партнерство народов, сколько просто терпимое отношение по отношению к другим. Но не более того!. То есть, фактически все терпимо смотрят друг на друга в прицел автомата, так как не предполагается какое-то реальное органичное сотрудничество.</p>
<p>Второй момент связан с невозможностью изменения системы . Это касается как мультукультурализма, так и политической, экономической, социальной. Это зачастую толкает некоторых людей на радикальные действия.</p>
<p>Причем, действуют такие отчаявшиеся люди как правило в одиночку. И это опасно. Если еще с терроризмом со стороны организаций спецслужбы научились хоть как-то бороться, то как вычислить террориста-одиночку? Его действия предсказать практически невозможно. И это тоже опасная тенденция современности.</p>
<p>Ведь на культе индивидуализации личности и выстроена практически вся либеральная система Запада. Она предполагает эмансипацию личности и ее обособление, ее автономное существование. В этих условиях зачастую человек, который остается вне как бы такой поддержки со стороны других членов общества, который ощущают свое одиночество, ненужность и рефлексирует по этому поводу, в общем-то является потенциальным радикалом, который может либо взорвать бомбу, либо выйти на улицу разгромить какой-нибудь магазин и т.д. То есть такого рода эмансипация личности, его автономность во многом провоцирует стихийный протест одиночек.</p>
<p>Раздражение, которое долго копилось – выплескивается на улицу. Как в фильме «С меня хватит»: когда человека все достало он пошел громит и убивать.</p>
<p>Эстония националистическим государством является уже 20 лет, но до этого там подобных вещей не происходило. В Норвегии подобных прецедентов вообще не было. Произошедшее, скорее всего, связано не только с национальной политикой, к которой люди так или иначе привыкли. Ведь не смотря на фашистские марши в Эстонии русскоязычные люди не возвращаются в Россию. Но сейчас людям стало плохо жить и в чисто экономическом отношении. И они как бы вот это свое раздражение выплескивают в виде протестов против национализма.</p>
<p>Вполне возможно, что такое будет происходить сплошь и рядом по Европе, поскольку там есть люди, которые все потеряли в экономическом смысле и которым терять больше нечего. Они будут выступать тем или иным образом, но говорить, что протестуют против национальной политики, против мультикультурализма. На самом деле всем всегда движет только деньги. Если бы все они были довольны своей жизнью, никто не выступал бы против национальной политики.</p>
<p>Другое дело, что когда тебе нечего есть, ты должен кого-то в этом обвинить. Конечно, - не себя. Поэтому обвиняют в таких ситуациях евреев, русских, мусульман, кого угодно. Это совершено обычное дело.</p>
<p>Думаю, что самое страшное – впереди. Сейчас хотя бы протестанты говорят - я против того или другого выступаю. Но со всем культом индивидуальности личности вполне могут появиться люди, которые начнут убивать или взрывать просто так. Декадентство, которое сейчас происходит в Европе еще даст миру о себе знать и мы насмотримся брейвиков.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".