Статья
316 26 марта 2009 21:15

Кризис оздоравливает москвичей

 

Как пишет деловая газета «Взгляд», москвичи в кризис вынуждены бросать курить, пить алкогольные напитки и экономить на еде, говорится в данных социологического опроса службы Башкирова и партнеры.

Так, почти половине опрошенных жителей столицы приходится в целом сокращать расходы из-за спада экономики, а 81% из них - снижать траты на покупку продуктов питания, еще с советских времен едва ли не главную статью расходов.

Резкое замедление российской экономики во второй половине 2008 года, совпавшее с падением цен на нефть, нанесло сильный удар по потребительскому рынку РФ, отразившись на объеме и структуре спроса.

Но в необходимости сокращения расходов можно усмотреть и положительную сторону, говорят социологи. Например, каждый седьмой уже бросил курить из-за кризиса, а каждый шестой - покупать спиртное.

Кризис также вынудил москвичей меньше развлекаться: 60% уменьшили расходы на рестораны, а 52% стали реже ходить в кино или покупать более дешевые билеты.

«В более благоприятной ситуации находятся интернет-провайдеры и поставщики услуг спутникового и кабельного телевидения», - отмечают социологи.

Расходы на интернет сократили только 24% москвичей, на телевидение - 12%.

Исследование проводилось в феврале 2009 года методом телефонного опроса взрослого населения Москвы, всего было опрошено 400 человек, сообщает Reuters.

 

Комментарии экспертов

 

Экономию на сигаретах представить очень трудно - пачка сигарет в день стоит максимум 30 рублей, то есть тысячу рублей в месяц. То же самое и с водкой – если человек выпивает бутылку водки в неделю, это обходится ему ежемесячно в пределах тысячи рублей. Не очень понятно, в чем экономия. Кажется мне, что люди, которых опрашивали, обманывают.

Либо все эти люди обманывают социологические службы, либо социологические службы фальсифицируют результаты опроса. И сам соцопрос какой-то надуманный. На самом деле, думаю, в Москве никто ни на чем не экономят.

Что значит экономить на ресторане? Если человек на регулярной основе ходит есть в ресторан, это значит, что это человек достаточно обеспеченный. Он вряд ли будет экономить на этом. А если человек имеет средний или ниже среднего уровень дохода, то он не ходит ежедневно есть в ресторан. Он как ходил раз в месяц так и ходит раз в месяц и тратит там полторы – две тысячи рублей.

Обычно люди снижают те расходы, которые у них высоки. Интернет в Москве ничего не стоит, на нем нет необходимости экономить. Что значит – покупать более дешевые билеты в кино? Все нормальные люди, когда приходят в кино, покупают более дешевые билеты, а потом пересаживаются, потому что залы полупустые.

Экономия может быть на продуктах питания, это правда. Просто потому что у нас структура потребления в стране немножко кривоватая и у нас многие люди большую часть доходов тратят на еду. Кроме того, думаю, люди меньше откладывают на лето - если мы говорим о тех людях, которые целый год копят на поездку в Турцию.

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".