Крымская история
Президент России Владимир Путин поручил кабмину совместно с Российским историческим обществом (РИО) дополнить новый учебник отечественной истории информацией о роли Крыма и Севастополя в судьбе российского государства. Задача должна быть выполнена до 15 августа.
Политолог Павел Данилин о поручении президента, исторических интерпретациях и их влиянии на настоящее и будущее страны.
«Я не вижу никакой проблемы в том, чтобы успеть подготовить в сжатые сроки данные о Крыме для единого учебника по истории. Речь идет о дополнительной главе, в которой кратко будет рассказываться, как Крым присоединили к Российской империи, как затем при Советском Союзе он был передан Украинской Социалистической Республике, в каком положении находился в Незалежной Украине и почему граждане полуострова решили стать гражданами России. Для этого даже нет необходимости использовать крымских историков, хотя и они могли бы этим заняться. В любом случае для этого достаточно нескольких дней, еще на согласование уйдет какое-то время. За две недели вполне можно успеть.
Жаркие споры относительно единого учебника истории совсем не удивляют. Я в свое время сам написал учебник истории, и он тоже вызывал очень бурные обсуждения. Но я абсолютно убежден, что нужен единый учебник истории. Кроме того, нужен один учебник математики и один учебник русского языка. Не должно быть чересполосицы.
Гуманитарные науки, безусловно, имеют более значимую идеологическую нагрузку. Как мы видим в Украине, оболванивание населения посредством преподавания псевдоистории существенным образом повлияло на мнение молодых украинцев.
Мне кажется, что на коротком временном промежутке та ложь, которую украинские историки вкладывают в головы людям, может давать определенный результат. Но в долгосрочной перспективе результат плачевный - вырастает агрессивное, националистически настроенное молодое поколение. Странно, что сейчас некоторые удивляются, почему на Украине идет гражданская война. Ложь, конечно, по Геббельсу - лучшее оружие, но в результате она потом оборачивается и против того государства, которое занимается историческими махинациями.
Я не считаю, что тема Крыма попадает в список "трудных вопросов" отечественной истории, вызывающих сложности при преподавании. Ничего сложного здесь не вижу, никаких трудностей здесь нет: надо просто честно рассказать, что Украина – это несостоявшееся государство, в котором проводилась политика чуть ли не апартеида, в результате чего жители целого полуострова решили вернуться обратно и стать гражданами России».