Статья
2714 10 октября 2013 12:50

КС: ранее судимые имеют право баллотироваться

Конституционный суд постановил, что осужденные не могут быть навсегда лишены права баллотироваться на выборах, и предписал законодателю установить для них четкие сроки действия этого ограничения.

«Действующее законодательство ограничивает пассивное избирательное право осужденных бессрочно и необратимо. Тем самым, по сути, они навсегда лишаются своего конституционного права. Столь суровая мера не может быть оправдана одним лишь наличием у гражданина судимости. Бессрочное ограничение избирательного права возможно лишь для осужденных на пожизненный срок. В иных случаях оно не соответствует Конституции», говорится в постановлении суда.

В постановлении КС также отмечается, что оспариваемые нормы не различают степень опасности преступления, срок наказания, является ли он условным или реальным. Суд указал, что сроки запрета баллотироваться должны быть связаны со сроками судимости в рамках Уголовного кодекса. При этом суд отметил, что сам по себе запрет занимать выборные должности для лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, «преследует конституционно значимые цели». 

Прецедент возник, когда заявители выдвинули свои кандидатуры на выборах различного уровня в единый день голосования 14 октября 2012 года, однако им было отказано в регистрации со ссылкой на установленный законом запрет.

По мнению заявителей, их фактически пожизненно лишают пассивного избирательного права и полагают, что вопреки конституционному принципу дважды наказаны за совершение одного преступления. Кроме того заявители считают оспариваемую норму несоразмерной и неоправданной, поскольку она не учитывает, являлся ли назначенный судом срок лишения свободы реальным или условным, была ли  судимость кандидата снята или погашена, а также другие обстоятельства. 

КС указал федеральному законодателю на то, что сроки ограничения пассивного избирательного права осужденного должны соотноситься со сроками судимости в рамках Уголовного кодекса. В исключительных случаях за отдельные преступления (вследствие повышенной степени их общественной опасности) могут быть установлены более продолжительные сроки ограничения в разумных пределах.

Федеральный законодатель обязан также установить процессуальные гарантии, обеспечивающие восстановление пассивного избирательного права ранее судимых граждан при либерализации уголовного законодательства. В противном случае такие граждане оказываются в неравном положении с теми, у которых судимость еще не погашена или не снята, сообщается в постановлении суда.

Надлежащие изменения в законодательство должны быть внесены незамедлительно, чтобы обеспечить проведение выборов, которые будут назначены после вступления в силу настоящего Постановления Конституционного суда. 

Комментарии экспертов

Раньше судили в большинстве случаев за уголовное преступление. Сейчас судимость - это часто результат борьбы различных элитных группировок. Раньше осуждали того, кто виноват. Сейчас осуждают не только тех, кто виноват, но и тех, кто слаб. Если раньше сроки получали маргиналы - те, кто проворовался, например. То сейчас судимость получают представители элиты, и полностью отлучать их от участия в выборах неправильно. Поэтому решение КС - вполне объяснимое и даже, я бы сказал, неизбежное. Хотя, конечно, не радующее. Хорошо бы, если бы всё осталось как прежде, то есть, чтобы судимость получали не потому, что слаб, а потому, что виноват.

Общество это решение воспримет крайне негативно. Конечно, те маргинальные круги, которые были осуждены, встретят его положительно. Но это неправильно, что у нас жалеют тех, кто сидит. Хотя у большинства нормальных людей никакого сочувствия к тем, кто осужден, нет и быть не может. Большинство вообще считают, что у нас много не тех, кто сидит, а тех, кого нужно посадить. Поэтому решение КС будет воспринято с крайним раздражением, будут думать, что власть потворствует криминалитету.  

С одной стороны, если есть такое решение Конституционного суда, значит, его надо выполнять. Это первое. Второе: я лично против того, чтобы люди, которые совершили тяжкие преступления, так или иначе могли участвовать в политической жизни общества. В 90-х гг у нас была очень тяжелая ситуация, когда определенная часть законодательных органов, особенно, региональных, находилась фактически под контролем организованной преступности. В связи с этим, я считаю, что государство должно предусмотреть такого рода инструменты, когда люди, связанные с организованной преступностью, не имели возможности попасть в органы государственной власти, и в частности, в законодательные органы власти. 

Полностью я не читал это решение Конституционного суда, мне сложно судить весь текст, но я надеюсь, что юридические и судебные органы Российской Федерации предусмотрели ситуацию, когда те люди, которые сидели по тяжким преступлениям, таким как убийства, разбой, организация преступных группировок, - не смогут попасть в органы государственной власти. 

Моя точка зрения, согласно социологическим опросам, согласно и тем исследованиям, в том числе, что наш фонд исследования демократии проводит, является общей для российского общества. Население России против того, чтобы представители организованной преступности могли становиться частью политической власти.  

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".