Статья
753 1 октября 2010 13:11

КС Украины отменил политреформу 2004 года

Конституционный суд Украины признал неконституционным закон «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 8 декабря 2004 года № 2222-V (так называемая политреформа 2004 года) в связи с нарушением процедуры его рассмотрения и принятия.

Это решение КС, принятое 30 сентября, обнародовал сегодня председатель суда Анатолий Головин, передает «Интерфакс».

Согласно вердикту КС, закон № 2222-V утратил силу со дня принятия данного решения, то есть с 30 сентября.

В решении КС говорится: «Конституционный суд исходит из того, что признание неконституционным закона 2222 в связи с нарушением процедуры его рассмотрения и принятия означает возобновление действия предыдущей редакции норм Конституции, которые были изменены, дополнены и исключены законом 2222».

Решение КС является обязательным к выполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.

С представлением по данному вопросу в КС обратились 252 народных депутата, входящих в парламентскую коалицию.

В своем представлении депутаты просили признать данный закон полностью неконституционным в связи с нарушением установленной Конституцией процедуры его рассмотрения и принятия.

По мнению авторов ходатайства, основанием для признания закона №2222-V неконституционным в целом является нарушение установленной Конституцией процедуры его рассмотрения и принятия, поскольку соответствующий законопроект «О внесении изменений в Конституцию Украины» с определенными поправками был рассмотрен и принят Верховной Радой без обязательного в таком случае заключения КС о соответствии требованиям статьей 157 и 158 Основного закона. В принятом законе депутаты утвердили ряд статей в новой редакции, относительно законопроекта, ранее согласованного с КС (№4180).

Действующая Конституция Украины принята 28 июня 1996 года. Внесенные в 2004 году изменения в Основной закон вступили в силу в 2006 году.
Верховная рада приняла закон 2222-4 8 декабря 2004 года в разгар «оранжевой революции».

Принятый закон вошел в историю под названием «четыре двойки» и резко изменил конституцию страны.

Согласно «двойкам», президент лишался права самостоятельно назначать и отправлять в отставку силовых министров, глав областных и районных администраций, а главное не мог отныне самостоятельно предлагать кандидатуру премьер-министра и увольнять его.

В результате реформы резко возрастала роль парламента, так как назначение и отставка ключевых министров стала прерогативой парламентского большинства.

Благодаря политической реформе в свое время стала возможной мирная передача власти от действовавшего президента Леонида Кучмы к лидеру оппозиции Виктору Ющенко.

Ющенко, возглавлявший Украину с 2005 до начала 2010 года, хотел вернуть себе часть полномочий, однако ему это не удалось.

 2010 году новый президент страны Виктор Янукович также заявил о намерении добиться отмены конституционных поправок 2004 года и укрепить президентские полномочия.

Президент Украины пообещал проводить конституционную реформу в стране путем широкого общественного диалога. В процессе конституционной реформы Украина будет идти путем легитимных решений, заверил украинский лидер.

Янукович сказал на 7-й Ялтинской ежегодной встрече 1 октябряк: «Украина была и остается составляющей единого европейского демократичного пространства. Учитывая грустные уроки прошлого, мы будем идти путем широкого общественного диалога и легитимных решений. Хочу заверить, что дальнейший конституционный транзит Украины будет связан только лишь с усилением представительской демократии и укрепления местного самоуправления, гарантиями защиты прав и свобод человека».

По мнению кандидата политических наук, заместителя генерального директора ЦПКР Александра Шатилова, «украинская политика традиционно отличалась гибкостью. Ко всему прочему законодательство, основной закон страны зачастую правился в угоду политическим амбициям и тем или иным раскладам сил».

Александр Шатилов заявил в интервью «Актуальным комментариям»: «С одной стороны это (подобная гибкость - АК), возможно, и не плохо, потому что в условиях нестабильности и политического раскола страны такая позиция позволяла снимать прямые противоречия, выводить их в правовую область и там как-то фиксировать определенные реалии, которые существовали на тот или иной момент.

В связи с тем, что на президентских выборах одержал победу Виктор Янукович, он относительно укрепил свои позиции на Украине, соответственно, в этой ситуации реалии 2004 года стали неактуальными, и поэтому, я так полагаю, скорее с подачи как раз команды действующего президента, решили с принципами этой коалиционной реформы распрощаться.

И здесь можно сказать, что с одной стороны решение в угоду политической целесообразности, с другой стороны, надо сказать, что эти изменения фиксируют те реалии, которые существуют на данный момент. А на данный момент у власти находится Янукович со своей командой, и он форматирует основной запрос в соответствии со своими приоритетами и своими интересами. В случае, если когда-либо Янукович и представители его команды потеряют власть - я думаю, что и тогда конституция не будет фетишом, будет дорисована уже новыми победителями».

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".