Статья
2389 30 октября 2017 13:13

Кто сыграет в выборы?

Геймификация выборов — относительно новая технология не только для России, но и всего мира. Какой опыт применения игровых технологий в кампаниях есть уже сейчас, и будут ли использованы игры на предстоящих президентских выборах в России?

Мировой опыт и тенденции

На прошедших президентских выборах в США активно использовались различные политические игры. От простых браузерных образовательных игр, задача которых состояла в том, чтобы показать, как распределяются голоса выборщиков по штатам, до более сложных компьютерных и мобильных игр, сделанных в жанре политического симулятора.

И пусть американские выборы 2016 года были ознаменованы триумфом больших данных и микротаргетингом, игры стали одной из технологий, повлиявших на итоговый результат. Недавно CNN даже сообщило о том, что Россия пыталась повлиять на выборы в США через мобильную игру Pokemon Go. И хоть явных доказательств представлено не было, теоретическая возможность манипуляций через подобные игры, конечно, существует.

Геймификация позволяет по-другому взглянуть и на традиционные политические технологии. Например, BBC называет массовое применение технологии «от двери до двери» одной из пяти причин, по которой Макрон победил на президентских выборах во Франции. Эта технология может оказаться намного более эффективной при использовании элементов геймификации и стимулирования волонтеров и сотрудников штаба за счет игровых элементов (достижения и квесты).

Сама же технология геймификации выборов является относительно новой и пока трудно сказать, как сильно она влияет на итоговый результат выборов (точно так же как и в случае с использованием больших данных). Тем не менее, попытки по созданию политических игр предпринимаются не только в США и Европе, но и в России.

Роль политических игр в России

Если рассматривать отечественный сегмент политических игр, то их можно поделить на две большие группы: содержание и действие. Главная задача игр из первой группы — донесение какой-либо информации до пользователя. Через сюжет, через какие-либо игровые сцены, элементы анимации, героев и множества других акцентов.

Чаще всего такой технологией пользуются СМИ. Но зачем разрабатывать целую игру, чтобы донести какой-то месседж до аудитории, ведь можно написать колонку или статью на заданную тему? Сегодня среди медиа идет жесткая конкуренция за внимание пользователей. В интернете так много вещей, на которые можно отвлечься, что текст на 10 тысяч знаков, пусть даже самый правильный и выверенный, соберет намного меньше просмотров, чем небольшая инфографика, видео или другой цифровой контент. В борьбе за читателя в ход идут все средства: развлекательные тесты, объяснение материала в гифках, и даже браузерные игры.

Моду на браузерные игры по политической тематике задал паблик «Лентач», среди его самых известных игр «Многоходовочка» (скандальная игра даже была заблокирована) и «Воры и офшоры». Затем тренд подхватили и другие медиа, потому что технология показала свою эффективность. Во-первых, за игрой пользователь может провести гораздо больше времени на сайте, чем за чтением статьи. Во-вторых, некоторые месседжи могут считаться даже незаметно для игрока. В-третьих, если игра оказалась действительно хорошей, то шанс, что пользователь ей поделится с друзьями, значительно выше, чем в случае с текстом статьи.

Содержательные политические игры становятся все сложнее и уже выходят за рамки браузеров. Например, российские разработчики создали мобильную игру «Империя», посвященную истории России. Недавно в ней была анонсирована кампания о первых сроках Путина «Путин. Начало», которая имела такой успех, что авторы работают над продолжением.

Игры, побуждающие пользователя совершить какое-то действие в реальном мире, значительно меньше развиты в политической сфере. Пожалуй, самой успешной неполитической игрой такого плана является Pokemon Go. Возможно, именно поэтому американцы решили использовать эту игру для обвинения России во вмешательстве в выборы.

Единственным представителем жанра политических игр в России, направленных на действие, можно назвать геотаргетированную сеть, которую использовал на выборах мэра Москвы в 2013 году штаб Навального. «Любой желающий мог „захватить силами добра“ свой дом — ежедневно выполнять небольшие задания штаба. Например, проверить доставку газеты или сходить за ней на кубы, поговорить с соседями и друзьями о выборах и так далее», — говорилось в описании сервиса.

Но за 4 года мобильные технологии сделали огромный шаг вперед. Улучшилась зона покрытия и скорость интернета, развивается технология дополненной реальности, которая делает игру еще более интересной. Сами устройства могут воспроизводить намного более сложные игры. Все это открывает большой простор для разработчиков и политтехнологов.

Варианты использования

Мобильные технологии сегодня развиты настолько, что ограничениями выступают лишь бюджет и фантазия штаба.

Среди наиболее вероятных сценариев для геймификации — создание мобильной игры с дополненной реальностью, которая позволит игрокам выполнять задания штаба и зарабатывать при этом внутриигровую валюту, варианты ее конвертации могут быть самыми разными: от получения призов до перевода в реальные деньги. У каждого штаба есть штат, который занимается разносом газет, агитацией на улице, обходом квартир и многими другими полевыми задачами, так вот эту нагрузку можно значительно снизить за счет подобной игры.

Проблемы реализации

Самой очевидной проблемой является ресурсоемкость создания игры. Даже самая простая браузерная игра — это трудоемкий процесс, который отнимет не один десяток человеко-часов. Если же мы говорим о более серьезной игре, которая должна побуждать играющего к каким-либо действиям, то процесс создания многократно усложняется. При этом реальный эффект на итоговый результат выборов не столь очевиден.

Любой глава штаба скажет, что условные 10 тысяч долларов лучше потратить на печать простой агитации, чем на создание политической игры: в игру поиграют школьники и на выборы не придут, а агитационную газету прочитает бабушка и проголосует за кандидата. Кроме того, такие технологии могут дать кандидату дополнительных 1-2%, не более. Если бы эти голоса были решающими, то, конечно, кандидаты хватались за любую возможность их заработать. На ближайших президентских выборах все довольно предсказуемо, 1-2% не окажутся решающими.

Единственным мотивационным фактором может оказаться имиджевая составляющая и игра на перспективу. Кандидат, который решится на использование такой технологии, во-первых, быстрее всех ей овладеет и на следующих выборах окажется в более выигрышном положении, во-вторых, заявит о себе в молодежной среде.

Кто их может сделать?

Совершенно точно, СМИ сделают несколько браузерных игр по теме выборов. Это будут содержательные игры, которые объяснят программы кандидатов, покажут схожие и различные высказывания и т.д.

Штаб Путина, который в 2017 году активно взаимодействовал с молодежью, может продолжить эту линию и создать игру для молодежного электората.

Собчак, объявившая свою кампанию политическим шоу, тоже должна быть заинтересована в применении новых и нестандартных решений. Политическая игра может стать одним из составных элементов этого шоу.

Несмотря на то, что Навальный, скорее всего, не будет зарегистрирован, можно ждать игры и от его штаба. Во-первых, Волков уже обкатывал эту технологию в 2013 году. Во-вторых, штаб Навального уже проводил хакатон среди разработчиков и, возможно, проведет еще один, где и будет разработана новая игра.

Ожидать чего-то подобного от представителей «старой гвардии» не приходится. Но если попытки все же будут предприняты, то велика вероятность получить обратный эффект, как в случае с «Дебаттлом» от справедливороссов на парламентских выборах 2016 года.

Совершенно точно, что в этой кампании игры не будут иметь определяющего значения, но уже на следующих выборах эта технология будет более значимой, поэтому пробовать нужно уже сейчас. Кроме того, игры выполняют не только функцию донесения информации или побуждения к действию. Пользователи в процессе игры генерируют огромное количество данных: местонахождение, личные предпочтения, время активности, социальные характеристики играющего. А как показали американские выборы, данные — новое золото.

Михаил Карягин, политолог
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".