Комментарий
29 Августа 2011 9:30

Кто сочинил Каренину?

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров
<p>Всероссийская премьера «Анны Карениной» Сергея Соловьева, начавшись в мае, растянулась на всё лето и по большому счету не состоялась вовсе. Скажем, у нас в Питере фильм показывали лишь на одном экране при – по самым оптимистическим оценкам – полупустом зале.<br />
<br />
Чему, разумеется, можно только удивляться: все прежние экранизации романа становились, выражаясь на современный лад, блокбастерами; Соловьев - знаменитый режиссер; в фильме собран звездный состав, причем для двоих всенародных любимцев – Всеволода Абдулова и Олега Янковского – «Анна Каренина» стала последней картиной. Сыграли оба, кстати, замечательно; Сергей Гармаш – тоже; Татьяна Друбич чрезвычайно органично вписалась в образ Анны; фильм, помимо всего прочего, замечательно красив, - откуда ж такой афронт?<br />
<br />
Афронт, лишь усилившийся от того, что фильм самым надежным образом спрятали от видеопиратов (не выпустив, впрочем, и на лицензионном DVD). Думаю, что драконовские меры предосторожности – не лучшая рекламная стратегия ни для «Анны Карениной» (на пару со второй «Ассой»), ни для отечественного кино в целом. Если фильма нет в общем информационном пространстве (включая, прежде всего, интернет), то его как бы нет вовсе. Одни режиссерские интервью плюс пресс-релизы плюс трейлеры и проморолики положения не спасают.<br />
<br />
Дело (в моем случае) дошло до того, что для разговора о соловьевской «Анне Карениной» захотелось после просмотра дождаться какого-нибудь дополнительного информационного повода. И такой повод наконец появился: в августовской книжке журнала «Урал» опубликована пьеса Василия Сигарева «А.Каренин». Примечательная хотя бы тем, что сам Сигарев - не только драматург, но и театральный и кинорежиссер, удостоенный ряда наград, прежде всего за фильм «Волчок»…<br />
<br />
Впрочем, пьеса «А.Каренин» при близком знакомстве разочаровывает. Она не блещет ни оригинальностью (идея сделать главным «страдальцем» Алексея Каренина была реализована на сцене ленинградского Театра имени Ленсовета еще тридцать лет назад в спектакле «Каренин. Анна. Вронский», остающемся в репертуаре по сей день), ни сколько-нибудь ощутимой злободневностью, ни чем бы то ни было другим, - хотя, безусловно, отличается определенным изяществом. Принимаясь за чтение, я ожидал чего-нибудь вроде «Розенкранц и Гольденстерн мертвы» Тома Стоппарда (по мотивам шекспировского «Гамлета»), ожидал чего-нибудь непременно постмодернистского, – но, увы…<br />
<br />
Создается впечатление, будто модному в театральных и киношных кругах человеку сначала заказали инсценировку «Анны Карениной – и он согласился не чинясь. А потом попросили у него что-нибудь в журнал – вот он и отдал обычную пресноватую инсценировку, - а там напечатали не читая. Впрочем, и читать там сейчас особо некому – после ухода знаменитого драматурга Николая Коляды с поста главного редактора «Урал» стремительно сходит с рельсов.<br />
<br />
Вернемся, однако, к фильму Сергея Соловьева. В предварительных интервью режиссер достаточно полно раскрыл свой – в общем-то последовательно реализованный – замысел. «Анну Каренину», посвященную, по слову Толстого, «мысли семейной», режиссер воспринял как первый роман Серебряного века (то есть как декаданс), что, разумеется, звучит а) красиво, б) спорно, в) невероятно рискованно.<br />
<br />
Живописным аналогом «Анны Карениной» Соловьев провозгласил творчество Дмитрия Врубеля, а вовсе не передвижников. И совершенно последовательно решил фильм в стилистике даже не столько Врубеля, сколько английских прерафаэлитов (включая и более чем затейливого Бердслея), русскими декадентами, кстати, высоко чтимых. Не говоря уж о том, что Татьяна Друбич живое воплощение именно прерафаэлитского типа женской саморазрушительной красоты.<br />
<br />
Но «Анна Каренина» все же не «Огненный ангел». Да, в романе есть страсть, есть чувственная патология, есть, наконец, наркомания (морфинизм), - и всё это в фильме Соловьева передано с усугублением. Но в романе есть и уже упомянутая мысль семейная, и мысль хозяйственная, и мысль государственная, - и есть, помимо этого, мысль социально-критическая, - и вот все это у Соловьева проваливается. Сильнее всего эта «Анна Каренина» похожа на фильм Висконти «Невинный» по роману Д*Аннунцио, - но Лев Толстой, знаете ли, это все же не Д*Аннунцио (по меньшей мере, Толстой в период сочинения «Анны Карениной» не Д*Аннунцио)…<br />
<br />
Хотя  вот Соловьев думает, что Толстой это Д*Аннунцио, - а ведь художника следует судить (только) по законам, им над собой признанным. Так заповедал Пушкин. Так что не будем судить (осуждать) маститого  кинорежиссера за прерафаэлитски-декадентскую «Анну Каренину». Но не будем судить (осуждать) и зрителя за то, что он на нее не идет.</p>
<p><strong>Виктор ТОПОРОВ</strong></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".