Комментарий
14 Октября 2010 10:41

Куда капает цент

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров

Полемика, развернувшаяся вокруг песни Сергея Шнурова «Химкинский лес», в очередной раз выявила недодуманность и непропеченность наших не размышлений даже, а предпочтений и ощущений. Как по команде текст и музыку данной песни признали исключительно слабыми, меж тем как до «Химкинского леса» ко всему творчеству Шнура (в рамках групп «Ленинград» и «Рубль» и отдельно в кино) оценочных категорий просто-напросто не применяли. Поэту и музыканту тут же напомнили о куршевельских вечеринках и прочих корпоративчиках, то есть выдали ему «отрицательную характеристику», в связи с чем куда легче оказалось обвинить его в выполнении тайного госзаказа. В качестве смягчающего (на иной взгляд, отягчающего) обстоятельства выдвинули и такой аргумент: Шнур де со своей тотальной иронией, со своим вечным стёбом так и остался в нулевых годах, а на дворе, мол, десятые,  и это - время новой серьезности. Поэтому, Сережа, повесь бутсы на гвоздик (или в более жесткой и специфически шнуровской версии: отдай жену дяде, а сам иди к бляди): ты со своими насмешками не вписался в очередной общественно-исторический поворот.

Логика подобных рассуждений весьма сомнительна. Никакой «новой серьезности» в обществе не наблюдается, скорее уж, «новая бедность» (бедность, разумеется, относительная), во многом и спровоцировавшая нынешнее обострение (зачеркнуто – классовой) межвидовой и внутривидовой борьбы. Пряников всё не хватает на всех, по слову Окуджавы, - пряников как реальных (то есть в реальном денежном выражении), так и символических. В искусстве – а ведь и Шнур, и его оппоненты проходят все же по ведомству искусства – символический капитал более-менее легко конвертируется в «пиастры, пиастры, пиастры»; причем упомянутый в «Химкинском лесе» цент капает далеко не из одного-единственного крана.

Политической оппозиции у нас нет; хорошо это или плохо, но дело обстоит именно так. Есть некий вполне комфортабельный ее симулякр. Политическая оппозиция предполагает хотя бы в дальней перспективе борьбу за власть – и подскажите, пожалуйста, кто у нас ее, если без дураков, ведет. Диссидентства в традиционном советском понимании этого слова нет тоже, потому что диссидентство предполагает уголовное преследование инакомыслящих по политическому принципу, чего у нас вроде бы нет тоже. Если же говорить о безобидном по последствиям (прежде всего для самого катающегося как сыр в масле «диссидента») вольнодумстве, то едва ли не главным инакомыслящим – как минимум в рамках своей тусовки – оказывается как раз Шнур.

Символический капитал можно сегодня претворить в капающий цент одним из двух способов. Госзаказ (чаще всего опосредованный, но порой и прямой) – и его куда четче и строже вербализованная противоположность. Как сказал мне семнадцать лет назад, приглашая к сотрудничеству в своем журнале,  один из главных тогдашних оппозиционеров, ставший впоследствии чуть ли не основным столпом второго ельцинского срока: «Мы вынуждены платить хорошо, потому что они - (палец вверх, в потолок) - платят еще больше!» И платил он потом действительно хорошо.

У средневековых гностиков имелось одно любопытное убеждение. В одно и то же состояние (полного блаженства) можно впасть двумя способами: отправившись вверх, по лестнице ангельских чинов, общим числом девять, или устремившись вниз, по лестнице смертных грехов, общим числом семь. «Нижняя дорога» короче – и поэтому для большинства куда привлекательнее, но вообще-то обе дороги - одно и  тоже. Предоставляю читателю самому разобраться, где «верх», а где «низ» в секуляризованном варианте данного рассуждения.

Куда четче и резче сформулировал проблему современного деятеля искусства Виктор Пелевин: ты можешь быть или клоуном у пидорасов, или пидорасом у клоунов. Однако его собственный пример доказывает ложность этой альтернативы (точнее, ее всего-навсего девяностодевятипроцентную  справедливость): символический капитал можно, оказывается,  наработать и оставаясь подлинно независимым, хотя это, разумеется, куда труднее.

Пример Сергея Шнурова – и конкретный эпизод с песней «Химкинский лес» - доказывает,на мой взгляд, то же самое: можно-то можно, но не в пример труднее.

29 Мая 2017 Новости
Навальный выпустил ответ Усманову
 Навальный выпустил ответ Усманову Алексей Навальный выпустил ответ Алишеру Усманову, который он обещал бизнесмену после выхода первого ролика 18 мая.
23 Мая 2017 Колонки
Взломать Госдуму
 Взломать Госдуму Выступление блогеров в Госдуме для многих пользователей социальных сетей стало неожиданностью. Во-первых, удивил тот факт, что власть вообще заинтересовалась молодыми лидерами мнений. Во-вторых, многие удивлялись, от чего это они не знают популярного блогера Сашу Спилберг. Поэтому событие интересно не только с политической, но и с социальной, и культурной точек зрения.
20 Мая 2017 Новости  Кризис в Белом доме. Трамп погружается в изоляцию Колумнист Reuters Джеймс Олифант констатирует неудачи новоизбранного президента в организации власти: республиканцы голосуют в Конгрессе по-своему, неудавшиеся назначения на ключевые посты в органах.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".