Статья
1879 6 апреля 2011 17:46

Кудрин доволен бюджетом

Министр финансов Алексей Кудрин убеждал сегодня депутатов в правильности экономического курса страны. В качестве доводов глава Минфина огласил данные по макроэкономическим показателям. Так, по его словам, в России наметилась положительная динамика роста промышленного производства в первом квартале этого года. «Показатели говорят о том, что у нас неплохой тренд выхода из кризиса», - отметил он, сообщают «Вести.ру».

Глава Минфина уточнил, что прирост обрабатывающего производства составил 11,8%. Так, производство транспортных средств и оборудования выросло на 70%,  а добыча полезных ископаемых - на 3,4%. Однако она не будет основным источником и драйвером роста, заметил Кудрин. «Поэтому мы будем менять структуру нашей экономики, переходя к более высоким темпам роста не нефтегазового сектора, что является целью работы нашего правительства», - подчеркнул министр.

При этом дополнительные доходы бюджета, возникающие при росте мировых цен на нефть и газ, будут направлены на решение социальных вопросов, пояснил Кудрин. По его словам, кроме произошедшего с 1 апреля повышения пенсий,  «если индекс инфляции превысит к августу 6%, можно заложить повышение осенью пенсий еще на 6,9%». «Помимо повышения зарплат бюджетникам с 1 июня на 6,5% можно вернуться осенью к дополнительной индексации зарплат бюджетникам», - считает Кудрин.

Говоря о банковских активах, министр финансов отметил, что их прирост за прошедший год составил 14,9%, а в январе и феврале этого года он составляет 0,2%. Прирост кредитов за это время составил 2%. Такие показатели – это следствие действий правительства по поддержке финансового сектора в период кризиса, заявил Кудрин. «То, что мы сделали, помогло пережить кризис финансовому сектору – он уже стал отдавать в виде прироста кредитов», – пояснил министр.

Тем не менее, растет просрочка по кредитам населения, она составляет 7,1% от общего числа взятых кредитов. Сохраняется и отток капитала: по предварительным данным, в первом квартале он составляет 21,3 миллиарда долларов. «У нас еще есть над чем работать по привлечению инвестиций», – констатировал глава Минфина.

Касаясь темы исполнения бюджета, Кудрин отметил, что профицит бюджета в первом квартале составил 1% к ВВП, «и это впервые за последние годы». По его словам, «неплохое» исполнение бюджета отчасти связано с ростом цен на нефть и газ. Как прогнозирует министр, дефицит бюджета России в 2011 году при цене на нефть $105 за баррель составит 1-1,4% ВВП.

Относительно статьи расходов, Кудрин добавил, что в текущем году государственный бюджет может получить дополнительные нефтегазовые доходы, которые могут составить более 1,1 триллиона рублей. Не нефтегазовые доходы, по прогнозу вице-премьера, могут составить 301 миллиард рублей. Чтобы учесть дополнительные доходы Мингфину придется внести поправки в федеральный бюджет 2011 года. Сейчас министерство занимается их подготовкой.
 
«Почти на 300 миллиардов рублей уже уточнений, которые мы должны будем учесть. Для других аппетитов средств нет, но зарплаты учителей, дополнительная индексация пенсий, поддержка сельского хозяйства и малого бизнеса, лесные пожары и стипендии - все эти позиции мы сможем учесть в дополнительных поправках, которые внесем в ближайшие недели в Госдуму», - сказал он.
 
Депутат от «Справедливой  России» Оксана Дмитриева в который раз  раскритиковала работу Минфина. По ее мнению, необходима срочная корректировка федерального бюджета. «На последнем заседании правительства премьер не мог найти 60 миллиардов рублей на индексацию зарплаты учителей и ремонт школ. Мы эти 60 миллиардов нашли», - заявила Дмитриева.

По ее словам, в бюджете на текущий год заложена ошибочная цена на нефть. Не было никакой необходимости во внешних займах, считает Дмитриева, для того, чтобы покрыть дефицит, составляющий 1, 8 триллиона рублей. Покрыть этот долг, по мнению представительницы фракции «Справедливая Россия», возможно было из средств Стабфонда. По словам Оксаны Дмитриевой, сейчас у государства появился «реальный шанс прорваться, не осуществляя займы, не увеличивая госдолг». Мешает этому, как считает парламентарий, «непрофессионализм или корыстный умысел» Минфина.  

Дефицит средств на социальные нужды привел к росту страховых взносов, увеличению нагрузки на бизнес. Это, в свою очередь, вызывает недовольство предпринимателей. Алексею Кудрин пришлось объяснять депутатам и этот момент.

По его словам, повышение ставки до 34% было «существенным шагом вперед по формированию страховой системы пенсий, сейчас же мы делаем небольшой шаг назад, возвращаясь к распределительной системе», передаёт «Интерфакс».
Министр отметил, что в настоящее время рассматривается только один мотив снижения ставки: предприятиям, у которых базовые зарплаты работников составляют около 30 тыс. рублей в месяц, очень тяжело платить такой уровень страховых взносов.

Но, по его словам, пенсионные права тоже начисляются именно на интервал зарплат до 463 тыс. рублей в год. «Всем гражданам, которые за жизнь имеют зарплату меньше 30 тыс. рублей в месяц, в первую очередь нужна эта пенсия в будущем, и именно с этих взносов накапливаются их пенсионные права», - отметил Кудрин.

При сокращении ставки страховых взносов в меньшем объеме будут накапливаться и пенсионные права на будущую пенсию, заявил министр. «Тех же, кого мы сейчас нагрузим (расширяя диапазон применения ставки страховых взносов на более высокие зарплаты), работников финансового сектора, нефтегазового сектора, у них будут накапливаться права на будущую пенсию, когда они уже сейчас участвуют в корпоративных программах по пенсионному страхованию», - сказал Кудрин.

По его словам, принимая решение о повышении страховых взносов, правительство РФ как раз и учитывало аспект величины будущей пенсии граждан, имеющих невысокую зарплату. «Теперь же, когда нам говорят предприниматели, что "нам трудно столько за работника платить, такие пенсионные права им создавать", мы, получается, уходим на ухудшение пенсионных прав работников в будущем», - подчеркнул министр.

Таким образом, отметил Кудрин, нельзя повышение ставки страховых взносов до 34% рассматривать как «крупную ошибку». По его мнению, такое решение продвигало вперед формирование страховой пенсионной системы. В итоге, по всей видимости, министру финансов удалось убедить депутатов в правильности курса министерства и парламентское большинство осталось довольно его выступлением. «Министр финансов говорил о финансовой политике страны с глубоким знанием дела», - заявил журналистам первый вице-спикер Госдумы от фракции «Единой России» Олег Морозов.

По его словам, в качестве важнейшего аргумента правильности позиции правительства и министерства Алексей Кудрин привел результаты их деятельности. «Например, наиболее оптимальную стратегию для выхода страны из финансово-экономического кризиса, аргумент о том, как размещались средства в наиболее трудные годы, и как эти средства потом работали на укрепление финансовой системы», - пояснил парламентарий.

По мнению Олега Морозова, это достаточно серьезное доказательство того, что в целом финансовая политика страны «имеет под собой серьезную экспертно-научную основу и развивается в правильном направлении». Первый вице-спикер подчеркнул, что практически по всем заданным вопросам министр дал точные и убедительные ответы. «Поэтому я оцениваю этот "правительственный час" как положительный момент в работе правительства и сотрудничестве его с Государственной Думой», - добавил Олег Морозов.

Комментарии экспертов

О состоянии дел в экономике надо судить по тому, что происходит с реальным доходами населения. У нас считаются социально незащищенными пенсионеры, а на самом деле в последнее время наиболее социально незащищенными оказались бюджетники, причем, работающие в самых жизненно и социально важных отраслях – прежде всего, в здравоохранении и системе образования. Возможно, по каким-то макроэкономическим позициям мы из кризиса и выходим, но если посмотреть на то, что происходит с доходами бюджетников в регионах, прежде всего доходами врачей и учителей, то они сокращаются самым радикальным образом.

Правительство в своих оценках как правило ориентируется на чистую зарплату, в то время как люди основные свои доходы все последние годы получали за счет различного рода надбавок и именно эти надбавки подпали под жесточайшее сокращение.

С точки зрения цены на нефть ситуация здорово меняется, это правда. Но второй частью правды является то, что людей, которые чувствуют себя обездоленными и испытывают затруднения в доходах, становится все больше и больше.

Что касается инвестиционного климата, то он связан не с объемом денег, а прежде всего с устойчивостью правил игры. Кроме того, для многих представителей бизнеса принципиальной проблемой является даже не столько и не только законодательная база или так громко обсуждаемая коррупция, а такой  фактор, как цены естественных монополистов.

 Поэтому вопрос не только в деньгах,  лозунгом  нулевых можно считеть «бабло побеждает зло», но появление денег в бюджете сегодня не должно привести к попыткам восстановления в жизни этой логики. Фактически в нулевые мы очень часто реальные проблемы просто затыкали деньгами и откладывали многие структурные и другие преобразования на потом. Прошел кризис и вместо того, чтобы сокращать неэффективные производства и давать погибать тем производствам, которые должны естественным образом отмереть, мы этого не сделали. В какой-то момент за это тоже придется расплачиваться. Поэтому я бы не стал сводить обсуждаемую тема экономического роста к  теме появления новых доходов.

Доходы создают возможности какие-то вещи сделать более быстро и менее болезненно. Но ключевой проблемой является не столько бюджет развития или что-то такое, потому что если вы посмотрите, то на самом деле огромное количество разного рода проектов просто несостоятельны. Скорее мы имеем дефицит предложения качественных проектов, в которые можно было бы вложить средства и которые дали бы хорошую отдачу и двинули бы экономическую модернизацию и так далее.

Речь же не только и не столько о деньгах - ведь в авиационную промышленность, которую совершенно справедливо критиковал на прошлой неделе президент Медведев, вложены колоссальные деньги. Тем не менее отдача оказалась далека от той, на которую рассчитывало государство, когда все это осуществляло, поэтому вопрос совсем не в деньгах, а в том, что в этой ситуации должна проводиться определенная коррекция   экономической политики. Собственно, в этом направлении достаточно активно думает правительство и не случайно создана рабочая группа при активном участии академии госслужбы и высшей школы экономики, которые как раз и озабочены проблемой того каким образом можно обеспечить опережающий рост.
 

Согласен с главой Минфина, 397 миллиардов рублей в бюджете ближайшей трехлетки направлены у нас на поддержку субъектов РФ, и, естественно, этого недостаточно.

Уменьшение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34% до 26% также не увеличит расходы субъектов, а уменьшит их. Потому что средняя зарплата в регионах составляет примерно 30 тысяч рублей в месяц. Как правило, средняя зарплата бюджетника меньше 30 000 в месяц, и поэтому для субъектов уменьшение страховых взносов приведет к уменьшению расходов. Скажу еще, что 20% зарплат в торговле превышает 460 000 рублей в год. Примерно 20% заработных плат в транспортной сфере тоже выше этого порога. 20% заработных плат в строительстве выше этой суммы. Поэтому субъекты на низких зарплатах будет экономить значительно.

Сейчас же мы уменьшаем ставку для тех, у кого месячный доход меньше 30 000 рублей. Значит, у них будут меньше накопления на счету будущей пенсии, а вот те, кого мы сейчас нагрузим – работников финансового и нефтегазового сектора – у них останутся права на благополучное будущее, они уже сейчас участвуют по корпоративным схемам в своем будущем пенсионном накоплении. Мы сделали небольшой шаг назад возвратясь к распределительной системе. Теперь не накапливание прав в первую очередь будет иметь роль, а сколько будет работающих через 20-30 лет и смогут ли они потом через распределительные механизмы обеспечить достойной пенсией нынешних граждан, которые сейчас работают, но через 20-30 лет выйдут на пенсию. Не известно, достаточно ли их будет.

Демографическая ситуация говорит, что их, тех будущих работников будет недостаточно. Придется увеличивать налоги, чтобы обеспечить сбалансированную пенсионную систему.

Мы можем оценить итоги 2010 года. Когда мы принимали бюджет в октябре 2009 года, правительство прогнозировало цену на нефть 58 долларов за баррель, наш прогноз был 70, факт – 78 долларов.

Теперь посмотрим доходы – правительство планировало доходы 6 триллионов 950 миллиардов, наш прогноз и наш альтернативный бюджет -  8 триллионов 206 миллиардов, по факту собрали 8 триллионов 300 миллиардов.

Ндочет дохода – это недозапланированные расходы, это недоиндексация заработных плат бюджетников, на которых якобы не было денег, хотя деньги были, это недофинансирование систем ЖКХ, на которых якобы денег не было, но деньги были, это конец удушающие малый бизнес и обрабатывающую промышленность  в 34% социальные взносы.

Это дополнительные расходы бюджета, каким образом они возникают при таких ошибках? Планируется дефицит около 3 триллионов рублей, при том, что на самом деле дефицит получается в 1 триллион 800 миллиардов, но планируются-то заимствования под дефицит в 3 триллиона и поэтому не было никакой необходимости в займах.
На то, чтобы покрыть дефицит в 1,8 триллиона рублей вполне хватало резервного  фонда. Но при этом у нас  есть прирост долга, есть займы, есть расходы на обслуживание долга.

Казалось бы, сейчас у страны опять шанс подняться, прорваться, осуществить инновационный сдвиг, финансировать нашу социальную сферу – поэтому надо немедленно индексировать бюджет, закладывать суммы на бюджетников. Закладывать инвестиции, вложения в инновации - но не тут то было. Но при этом надо не осуществлять займы, не осуществлять госдолг, не увеличивать расходы на обслуживание долга. Бюджет за два месяца исполнен с профицитом, дефицита никакого нет. При этом не могут найти 60 миллиардов для поддержки школ – мы эти 60 миллиардов уже нашли.

Значит, дефицита нет, а источники покрытия этого дефицита есть и прирост долга есть за первые 2 месяца порядка 150 миллиарда рублей. Спрашивается, зачем при профицитном бюджете осуществлять заимствования? А потому, что они были запланированы. А почему они были запланированы? А потому что ошиблись в расчетах. А почему ошиблись в расчетах? А для того чтобы запланировать заимствование и осуществить любимую операцию министерства финансов.
 

24 марта 2023 Анонс  Исключение акций российских компаний из листинга биржи Nasdaq 24 марта американская биржа Nasdaq исключит из листинга акции российских компаний Yandex N.V., Ozon Holdings Plc, Qiwi Plc и HeadHunter Group Plc, если они не обжалуют это решение. 13 марта 2023 Новости  Закрытие крупных банков в США: оценки экспертов Власти США из-за системных рисков закрыли второй крупный банк — Signature Bank. Несколькими днями ранее стало известно о закрытии банка Silicon Valley Bank. Эксперты указывают на разные причины банковского коллапса. Приведет ли это к глобальному кризису, будет ли повторение ситуации 2008 года и как эта ситуация оценивается не только экономистами, но и политологами — в нашем материале. 9 сентября 2022 Новости
Экономическая свобода в мире: ежегодный доклад Cato Institute
 Экономическая свобода в мире: ежегодный доклад Cato Institute Американский аналитический центр Cato Institute представил 26-й выпуск ежегодного рейтинга Economic Freedom of the World («Экономическая свобода в мире»). В рейтинге оцениваются 165 стран и территорий на 2020 год — самый последний год, за который доступны данные.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".