Статья
18 Сентября 2009 0:05

Кукла и карлик

Модное эссе о христианских корнях марксизма и революционном ядре христианства или кратко о том, где зарыто перверсивное ядро.

Комментарии экспертов
<p>Жижек напоминает журналиста в поисках сюжета. Перед ним на столе лежит набор инструментов. Вот гегелевская диалектика, вот марксизм, вот лакановская версия психоанализа. Неутомимый словенский естествоиспытатель препарирует этими своими щипцами и иголками буквально все, что под руку попадется. Начиная от взаимоотношений товарищей Сталина и Пастернака и заканчивая шоколадным яйцом «Киндерсюрприз». В книге «Кукла и карлик», английское издание которой впервые увидело свет в 2003 году, Жижеку попадается христианство. И он с энтузиазмом принялся сводить с ним счеты.</p>

<p>Нет, Жижек не является атеистом. Его прочтение христианства чуть более сложное. Основной тезис книги состоит в том, христианство стало условием возможности марксизма, а точнее — что марксистский опыт возможен лишь как постхристианский. И напротив, внутри христианства Жижек находит революционное ядро.</p>

<p>Некоторые главы книги при этом отчетливо напоминают брошюры диакона Андрея Кураева. Особенно та, в которой Жижек яростно обрушивается на милитаристский буддизм и утверждает уникальность христианства через цитаты из Честертона. Впрочем, на мой взгляд, интерес представляет не столько содержание книги Жижека, сколько его методология, которая не меняется от книги к книге.</p>

<p>В сущности, Жижек умудряется уже в течение многих лет заниматься самоцитированием: анекдоты, примеры, сцены из фильмов кочуют по его текстам, а Лаканом, как выясняется, можно объяснять абсолютно все, в том числе крестные муки Христа. Примечательно, что там, где другие авторы непременно скатились бы в пошлость (как в случае с психоаналитическим прочтением Христа), Жижеку со своими баснями остается удерживаться на тонкой грани, отделяющей «веселую науку» от профанического бреда.</p>

<p>Мне кажется, что данная работа, благодаря своим небольшим размерам, является неплохим введением как в «философию Жижека», так и в современную стилистику мышления вообще. Жижек демонстрирует, как еще не стыдно мыслить сегодня. Вот его рецепт: взять скандальную тему (религия в данном случае), вскрыть ее связи с актуальной массовой культурой, присыпать анекдотами, провести аналогии с сексом и Сталиным. А после этого выкидывать трюки, вполне стандартные, но эффектные для новых читателей, а следовательно — реализующие цель автора, атакующего доксу.</p>

<p>Короткий пример трюка: что если брак между мужчиной и женщиной, сохраняющих верность друг друга, является самой невероятной сексуальной дерзостью и соблазном современного мира?</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".