Статья
26 18 Сентября 2009 0:05

Кукла и карлик

Модное эссе о христианских корнях марксизма и революционном ядре христианства или кратко о том, где зарыто перверсивное ядро.

Комментарии экспертов

Жижек напоминает журналиста в поисках сюжета. Перед ним на столе лежит набор инструментов. Вот гегелевская диалектика, вот марксизм, вот лакановская версия психоанализа. Неутомимый словенский естествоиспытатель препарирует этими своими щипцами и иголками буквально все, что под руку попадется. Начиная от взаимоотношений товарищей Сталина и Пастернака и заканчивая шоколадным яйцом «Киндерсюрприз». В книге «Кукла и карлик», английское издание которой впервые увидело свет в 2003 году, Жижеку попадается христианство. И он с энтузиазмом принялся сводить с ним счеты.

Нет, Жижек не является атеистом. Его прочтение христианства чуть более сложное. Основной тезис книги состоит в том, христианство стало условием возможности марксизма, а точнее — что марксистский опыт возможен лишь как постхристианский. И напротив, внутри христианства Жижек находит революционное ядро.

Некоторые главы книги при этом отчетливо напоминают брошюры диакона Андрея Кураева. Особенно та, в которой Жижек яростно обрушивается на милитаристский буддизм и утверждает уникальность христианства через цитаты из Честертона. Впрочем, на мой взгляд, интерес представляет не столько содержание книги Жижека, сколько его методология, которая не меняется от книги к книге.

В сущности, Жижек умудряется уже в течение многих лет заниматься самоцитированием: анекдоты, примеры, сцены из фильмов кочуют по его текстам, а Лаканом, как выясняется, можно объяснять абсолютно все, в том числе крестные муки Христа. Примечательно, что там, где другие авторы непременно скатились бы в пошлость (как в случае с психоаналитическим прочтением Христа), Жижеку со своими баснями остается удерживаться на тонкой грани, отделяющей «веселую науку» от профанического бреда.

Мне кажется, что данная работа, благодаря своим небольшим размерам, является неплохим введением как в «философию Жижека», так и в современную стилистику мышления вообще. Жижек демонстрирует, как еще не стыдно мыслить сегодня. Вот его рецепт: взять скандальную тему (религия в данном случае), вскрыть ее связи с актуальной массовой культурой, присыпать анекдотами, провести аналогии с сексом и Сталиным. А после этого выкидывать трюки, вполне стандартные, но эффектные для новых читателей, а следовательно — реализующие цель автора, атакующего доксу.

Короткий пример трюка: что если брак между мужчиной и женщиной, сохраняющих верность друг друга, является самой невероятной сексуальной дерзостью и соблазном современного мира?


© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".