Комментарий
31 Января 2010 0:00

Культурное бремя

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров
<p>Ровно сорок лет назад переводчик-синхронист при ООН прислал знаменитому британскому писателю и общественному деятелю письмо, в котором утверждалось, будто в государстве Гаити регулярно похищают детей и пускают их на мясные консервы. Эту информацию переводчик, по его словам, получил от папского нунция. </p>
<p>Писатель ответил 2 февраля 1970 г. </p>
<div><em>«Дорогой мистер Спектор! </em></div>
<div><em> </em></div>
<div><em>Мне как-то трудновато проглотить консервированных детишек, хотя, разумеется, в республике Гаити возможно чуть ли не любое безобразие. Впрочем, и эмиссары Ватикана порой отличаются чрезмерной легковерностью. Насколько мне известно (и если ситуация не изменилась в самое последнее время), в Гаити вообще нет нунция с тех пор, как Папа Док изгнал последнего, а есть лишь своего рода местоблюститель. Я собираюсь переслать Ваше письмо своим друзьям, которые куда лучше моего ориентируются в тамошней ситуации, но лично мне кажется, что предавать огласке такую страшилку было бы в высшей степени неразумно. Ее очевидная неправдоподобность лишь подорвет доверие к рассказам очевидцев о подлинных ужасах, там творящихся. </em></div>
<div><em> </em></div>
<div><em>Искренне Ваш,</em></div>
<div><em>Грэм Грин» </em></div>
<div> </div>
<div>А всего через несколько месяцев, летом 1970 года, – после так называемого «самолетного дела» (оно же «Операция «Свадьба») – началась массовая еврейская эмиграция из СССР не только в Израиль (или в США), но и в страны куда более экзотические. Самые отмороженные устремились, например, в Южную Родезию, где каждому белому иммигранту сулили колоссальные подъемные, включая ферму, загодя превращенную в крепость, сельхозтехнику, стрелковое оружие, миномет и бронетранспортер. </div>
<div> </div>
<div>В Южной Родезии, охваченной массовым восстанием коренного населения, иммигрантов из евреев считали белыми, тогда как в соседней и братской ЮАР, на штыки которой и опирался южнородезийский режим, им отводилось лишь третье место на шкале тамошнего апартеида: после белых и китайцев, но перед индусами, цветными и черными аборигенами. Да и жить евреям разрешалось только в Кейптауне. </div>
<div> </div>
<div>Что происходит сейчас в ЮАР, лучше всего описано в нобелевском романе Джозефа Кутзее «Бесчестье». Примерно то же самое происходит и в Зимбабве, как теперь называется некогда созданная Сэсилом Родсом и названная в его честь Южная Родезия. В только что вышедшем фильме Клинта Иствуда «Invictus» – о том, как Нельсон Мандела, едва придя к власти, спасает главный предмет национальной гордости – сборную по регби, состоящую сплошь из белых африканеров, – дело, напротив, заканчивается межнациональным и межрасовым согласием. Хотя, скажем, в недавнем «Девятом районе» Нила Бломкампа мы – на примере двухметровых креветок – наблюдали нечто иное. Остается утешаться тем, что сомнительное удовольствие поучаствовать в чемпионате мира по футболу на тамошних стадионах нашим парням хоть из «Арсенала», хоть из «Зенита» не грозит. </div>
<div> </div>
<div>На острове Гаити, о котором мы узнали прежде всего из романа все того же Грина «Комедианты», белых вырезали еще двести с лишним лет назад. Именно этим примером и вдохновлялся вожак негритянского восстания в США, которому американский писатель Уильям Стайрон посвятил исторический роман «Признания Ната Тэрнера». Вожака этого, естественно, поймали и вместе с ближайшими сподвижниками повесили. А остальных мятежных рабов роздали немногим выжившим из числа бывших (и будущих) хозяев. </div>
<div> </div>
<div>В советское время один из переводчиков шекспировской «Бури» разразился статьей о том, что эта трагикомедия имеет антиколониальную направленность, а в образе Калибана предугадан чуть ли не сам Фидель Кастро. Эту идею поддержали, пусть и несколько сконфуженно, отечественные латиноамериканисты. Потом всё это мало-помалу рассосалось. </div>
<div> </div>
<div>А знаменитое стихотворение Редьярда Киплинга, название которого перефразировано в заголовке данной колонки, посвящено отнюдь не британскому колониализму, певцом которого он по праву слыл, а, напротив, американскому империализму (неоколониализму) по конкретному поводу захвата Филиппин. </div>
<div> </div>
<div>То есть «править тупой толпою то дьяволов, то людей» и не ждать никаких «наград, кроме ненависти пасомых стад» поэт призвал американцев, прежде всего, в сейсмоопасных зонах. </div>
<div> </div>
<div>Как в воду глядел!</div>
<div> </div>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".