Статья
3413 9 июня 2017 10:38

Культурный потенциал БРИКС

Вчера в Пекине стартовал первый медиафорум БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). На церемонии открытия говорилось о важной роли медиа в контексте сотрудничества и успешной работы группы стран.      

В последние годы мы часто слышим о сотрудничестве стран этого объединения в различных областях. Но как правило, вести, которые доносятся с полей форумов и кулуарных встреч лидеров клуба касаются экономической повестки, создания Банка Развития, общей позиции по различным глобальным вопросам. Не секрет, что в настоящее время очень высок уровень взаимного влияния политики и искусства, что в свою очередь наводит на мысли о рассмотрении культурного потенциала БРИКС. В данном случае - взглянуть на рынки произведений искусства в странах БРИКС через призму политики.                                                                                          

 Совместный экономический потенциал всех членов данного объединения стран достаточно высок и характеризует БРИКС, как фактор влияния. Но если об интеллектуальных ресурсах Индии и природных ресурсах России в контексте объединения сказано уже очень много, то культурные ресурсы и соответствующий вектор общих интересов остаётся без внимания. Каков же уровень совместного влияния стран БРИКС в контексте мирового арт-рынка?                                                                          

В 2003-2013 Бразилия переживала настоящий экономический взлет. Смена политического режима, экспорт нефти. С ростом благосостояния рос и интерес к прекрасному, местные художники стали участвовать в глобальных выставочных проектах, а покупатели с северо-американского континента стали частыми гостями крупнейших аукционов. В настоящий момент Бразилия переживает не самые простые времена в экономическом и политическом отношении. Внутренний арт-рынок в настоящий момент находится в неудовлетворительном положении, в основном галереи рассчитаны на иностранных инвесторов и покупателей.

Арт - рынок в России в настоящий момент находится на стадии своего становления и развития. Слишком мало времени прошло с 90-х годов, когда такое понятия стало использоваться в контексте отечественных художественных реалий. Проблема заключается в том, что у нас все еще не выстроена четкая структура и схема работы всех компонентов рынка торговли произведениями искусства, которая уже несколько веков успешно функционирует на Западе. Законодательный аспект функционирования художественного рынка в России тоже далек не идеален и требует множества правок и уточнений. Стоит отметить, что динамика отечественного арт-рынка все же имеет положительную тенденцию:  за последние годы возросло количество аукционных домов и художественных галерей. Самый же активный интерес со стороны отечественных покупателей искусства пришелся на период с 2008 по 2014 год. Сейчас мы чаще слышим об успехах отечественного искусства на международных биеннале, чем о громких приобретениях местных коллекционеров.  

Арт-рынок  Индии вплоть до начала XXI века являлся нестабильным, несмотря на растущее число галерей.  Лишь в начале нового столетия,  художественный рынок Индии обрел чуть большую устойчивость и значимость благодаря основанию нескольких аукционных домов. Но развитие его, начавшееся примерно с середины 2000 годов шло слишком быстро, привнося в культурную политику страны слишком глобальные изменения.  Некоторые открывшиеся галереи не смогли функционировать в условиях кризиса 2008 года. Произошла переориентация с искусства национального и классического на модернизм и новейшие направления в области искусства актуального. Несмотря на то, что общие продажи искусства в Индии по прежнему находятся на не самом высоком уровне, в настоящий момент он считается одним из самых стабильно и предсказуемо развивающихся рынков.

Современная культурная ситуация в Поднебесной прямо пропорциональна ее стремительному экономическому росту. Пекин по праву является одной из ведущих столиц современного искусства после Нью-Йорка с огромными оборотами капитала. В 2014 году китайский рынок искусства и вовсе обогнал показатели американского, а два дальневосточных аукционных дома вошли в пятерку крупнейших и самых влиятельных аукционов мира. Покупатели из Китая также частенько вкладывают свои активы в произведения искусства высочайшей категории. Можно говорить о том, что из всех стран БРИКС, опыт Китая в области развития культурной составляющей на международных художественных торгах самый богатый, но нельзя закрыть глаза на наличие энного количества подводных камней.

Так мы не можем гвоорить об абсолютной прозрачности информации касающейся торговли искусством и предметами роскоши и не учитытвать факт того, что официальные данные касающихся внутренних китайских торгов частенько завышаются.

Арт-рынок ЮАР входит в топ-50 ведущих мировых художественных рынков. Являясь развивающимся, южно-африканский сегмент мирового рынка произведений искусств несомненно занимает ведущее положение на Африканском континенте. Пожалуй рано делать прогнозы и предсказывать его дальнейшее развитие, но мы видим, что у многих ведущих западных коллекционеров и меценатов за последние годы сильно возрос интерес к искусству Африки, причем искусству современному. Так, недавно открывшаяся в парижском Louis Vuitton Foundation выставка произведений классических и современных африканских художников только подогрела «аппетиты» покупателей на международных торгах.

Мы видим, что общий потенциал  стран БРИКС в контексте рынка произведений искусства довольно высок. Но потенциал этот видится именно в совместном развитии. Конечно, огромный процент данного показателя отводится арт-рынку Китая. Наименьшим весом на настоящий момент, обладает художественный рынок Бразилии, который никак не может преодолеть «барьер» из внутренних политических неурядиц. Тут, как говорится, не до искусства. Существует общая для всех местных рынков искусства тенденция: ориентация на современное искусство и  продажа работ молодых художников. Активная совместная деятельность стран-участниц клуба в различных сферах, в том числе культуры и искусства дает надежду на то, что развивающиеся рынки остальных участников получат дополнительную поддержку. Если обратиться к отчетам форумов БРИКС за прошедшие годы, ясно, что страны неоднократно заявляли о своих намерениях развивать единую консолидированную позицию по культурным аспектам, говоря об этой сфере, как об одной из важнейших.

Пока проведение взаимных лет культуры в странах БРИКС стали, фактически, единственными совместными культурными мероприятиями. Но если клуб стран все же решит объединить усилия в этой области, можно будет решить множество проблем, стоящих перед отдельными художественными рынками стран. И если в ближайшее время мы услышим о совместных торгах или открытии общего аукционного дома или культурного центра стран БРИКС, это будет очень грамотных ход по наращиванию общего культурного потенциала.

Автор: Валерия Блиничева

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".