Статья
25 Февраля 2011 9:26

Культурный вектор

<p><strong><em>Генеральный директор группы компаний «Главкино» и советник президента Оргкомитета Сочи-2014 Илья Бачурин в эксклюзивном интервью «Актуальным комментариям» </em></strong><strong><em>утверждает, что светлое будущее ждет нас в интернете. </em></strong><br />
<strong><br />
Илья, у вас столько сфер деятельности, что выделить одну конкретную почти невозможно. Давайте начнем сначала – 1993 год. Первый концерт иностранной звезды… Даже не просто звезды, а короля - Майкла Джексона (Michael Jackson). Как это было?</strong><br />
<br />
Начнем с того, что до этого «привозов» не было. Только в 1989 году на фестиваль молодежи приезжал Бон Джови (Bon Jovi). Не было никаких навыков и опыта общения с западными артистами. У нас были самые жесткие и тяжелые финансовые условия по сравнению с другими организаторами туров. <br />
<br />
<strong>Как вообще пришло в голову ввязаться в подобное?</strong><br />
<br />
Было ощущение, что такое мероприятие необходимо. Был колоссальный энтузиазм организаторов, но абсолютно не оправдалась продажа билетов. В первые дни был продан весь VIP, разошлись самые дешевые билеты в танцевальную зону на стадионе (около $10 за билет), остальные сидячие места раздавались в детские дома и волонтерам-военным, которые специально переоделись в штатское. Мы переоценили спрос: сто тысяч зрителей даже на короля прийти не могло.<br />
<br />
<strong>Получается, публика была не готова?</strong><br />
<br />
Простой пример первых коммерческих кинотеатров. Они многие месяцы пустовали. Людям было непонятно, за что они платят 200-300 рублей. Менталитет диктовал, что лучше купитьVHS-кассету или диск и посмотреть его несколько раз, нежели потратить деньги на процесс качественного времяпрепровождения. Куда привычней был просмотр телевизора, а поход куда-то был исключением из правил. Объяснить и привить потребность в подобном досуге количеству зрителей, которые могли бы заполнить «Олимпийский», было невозможно. В итоге, было продано чуть больше половины билетов.<br />
<strong><br />
А если говорить о техническом исполнении?</strong><br />
<br />
Все было прекрасно, без сбоев. Практически всю аппаратуру привезли с собой. Имели место дипломатические накладки. Тогда про Россию мало кто знал, и все прилетали просто без виз. И я сам лично, благодаря консулу, встречал людей в аэропорту, проводя через границу гостей не то что без визы, а практически без сканирования паспорта, то есть как будто они и не были в стране. Иначе концерта бы не состоялось. Можете себе такое сейчас представить?<br />
<strong><br />
С трудом. А дальше была «Станция 2000», музыкальное вещание Первого канала, MTV-Россия и Фабрика звезд. Целое поколение выросло на этих форматах, причем тут важнее не возраст, а вкусовые предпочтения. Сейчас, последние 3-4 года, почти нет новых музыкальных героев...</strong><br />
<br />
Существует несколько причин застоя. Во-первых, творческий кризис. Во-вторых, специфика нашего музыкального вещания и СМИ, ориентированного на финансовую составляющую и коммерческие проекты. В итоге, мы получаем поток платежеспособных героев, не обремененных талантом, которые не могут оставить после себя след в музыкальной истории. Но главное – изменение рынка доставки музыкального контента и его потребления. <br />
<strong><br />
Вы имеете в виду интернет?</strong><br />
<br />
Естественно. Видео ушло из телевизора в мониторы компьютеров. Музыка теперь живет в интернете, а не в эфире. Эфирные теле- и аудио- музыкальные каналы – уже рудименты, которым осталось жить считанные годы. На привычных музыкальных телеканалах практически не осталось музыкального контента, они все больше стремятся к развлечениям, транслируя шоу, сериалы и анимацию. Даже столь популярные телесериалы до сих пор смотрят по телевизору, потому что широта каналов доставки еще не позволяет загрузить их в современные компактные гаджеты, и не всем хочется смотреть некачественный интернет-перевод из торрентов.<br />
<br />
<strong>Значит, и время музыкальных видеоклипов кануло в Лету. Да простит нас Майкл Джексон и $10.000.000, потраченных на клип «Jam».</strong><br />
<br />
Эта тенденция уже давно очевидна на Западе, здесь, опять, все дело в доставке и скорости потребления. Даже нынешние музыкальные столпы, как The Muse, снимают клипы почти на handycam – по-другому нет смысла. Надо учитывать, что произведенный продукт в первую очередь будет распространен в интернете. Кстати, еще одна проблема, что все наши артисты пытаются быть хорошими и правильными, не учитывая того, насколько востребована антиэстетика. <br />
<strong><br />
Но элемент «живого» выступления ничем не заменишь. Даже не говоря о концертах, театр ведь не собирается вымирать в ближайшее время.</strong><br />
<br />
Этот жанр в нашей стране последние года полтора как ожил. Лучший пример этому - Чеховский фестиваль. Нам еще очень далеко до мирового уровня. Театр – квинтэссенция современного шоу, и мы этим искусством не обладаем. Наш театр – собрание пенсионеров, а светлые головы, как Вырыпаев и Серебренников, просто тонут в этой серой массе. В театрах существует своя мафия, там сплошное похоронное бюро. Много вы знаете руководителей театров моложе шестидесяти лет? Чего от них ждать... В театре нужна революция, чтобы впустить туда молодых.<br />
<strong><br />
Есть же Бархатов, например.</strong><br />
<br />
А еще много можете вспомнить таких героев, а главное руководителей театров, как Гергиев, согласных подвинуться на троне и не бояться быть подсиженным? Вообще, театр у нас сохранился за счет тех самых ортодоксов, которые ради идеи делали его во время застоя.<br />
<strong><br />
Кино, значит, тоже при смерти?</strong><br />
<br />
Кино затратнее в производстве. Его сложнее поддерживать в сложные времена. А если задуматься, то кино – сильнейший носитель идеологии и ресурс для инвестиций. Сейчас от нашей киноиндустрии осталась пена. Это как виноградник – только много лет ухода может дать хорошие плоды.<br />
<br />
<strong>Получается, что «Мосфильм» реанимировать нет смысла? «Главкино» будет ему заменой?</strong><br />
<br />
Главкино и Мосфильм – разные субстанции. Хотя обе являются мощными производственными площадками.<br />
<strong><br />
То есть у нас недостаток талантов и качественных проектов и одновременно перезагруженность производственных баз? Они все ушли под сериалы?</strong><br />
<br />
Спрос требует несложного телепродукта для масс. <br />
<br />
<strong>И все опять сводится к культуре потребления...</strong><br />
<br />
К сожалению, так и есть. Шаг за шагом, от музыки до кино – это очевидно. Общество заточено под весьма средний по качеству продукт. При этом наша власть в лице президента и премьера достаточно четко формулируют векторы развития общества. Дело в донесении до масс, зачастую слова теряют свой первоначальный смысл и доходят до народа в «размытой» форме. Чиновники не могут передать людям правильный месседж, здесь должны включаться так называемые decision maker’ы – медийные лица, которые своим примером могут задать правильное направление движения. <br />
<strong><br />
Вы - один из них...</strong><br />
<br />
Мне не стыдно за то, что я делаю. К примеру, на базе «Главкино» уже работает школа сценаристов. И это - только начало. <br />
<strong><br />
Сейчас образование доступно не для всех, хотя бы по причине финансов.</strong><br />
<br />
У нас есть проект с Федором Бондарчуком. Интернет портал кролик.ру – своего рода ВГИК в интернете. Из-за кризиса он заморозился, потому что хочется или делать хорошо и масштабно, или не делать вообще.<br />
<strong><br />
Пожалуй, осталась последняя незатронутая веха в вашей биографии – Олимпиада в Сочи в 2014 году. Судя по прошлогоднему hangover’у в Ванкувере, от церемоний через три года стоит ждать настоящего российского размаха.</strong><br />
<br />
После Пекина об этом сложно говорить, даже некорректно. Китайские церемонии еще долго останутся самыми масштабными. Количество людей, задействованных в массовке, вряд ли удастся кому-либо превзойти. Тем более, что это были военные, репетировавшие три года. У нас и не стоит количественной задачи. <br />
<strong><br />
Волонтеры приветствуются?</strong><br />
<br />
Это целый сегмент, их тысячи. Некоторые работают в офисе уже сейчас, в основном студенты. Это хорошая тенденция и отработанный на прошлых олимпиадах механизм. Мы его с удовольствием используем. <br />
<br />
<strong>Парадокс: во всем мире hangover Сочи-2014 был признан одним из лучших в истории, но у нас пресса практически не осветила этот колоссальный по размаху проект. Чего только стоило обсуждение открывающего видео. Сколько «комплиментов» досталось создателям и Водяновой...</strong><br />
<br />
Набор ценностей, который мы предложили в видео и в самом шоу, оказался понятным для мирового сообщества, а в России практически не было реакции. <br />
<strong><br />
Да, только много обсуждений балерины на сноуборде...</strong><br />
<br />
Наши ограниченные СМИ посчитали, что если к этому ролику причастен главный режиссер Первого канала Андрей Болтенко и первоканальная команда продакшна и постпродакшна, то и освещать это - дело главного федерального. Поэтому восхищалась образами новой России только западная пресса.<br />
<br />
<strong>Какой канал возьмет на себя основную нагрузку вещания во время Олимпиады?</strong><br />
<br />
В основном, «Россия-2». Отдельный канал создавать нет смысла – слишком дорогие права вещания. И, безусловно, Первый канал.<br />
<strong><br />
А кто входит в креативную команду?</strong><br />
<br />
Золотой срез российских и иностранных креаторов. Продакшн будет западный. Говоря про выбор, тут все просто – просто лучшие кадры.</p>
<p><em>Беседовали Мария Потоцкая и Татьяна Роднянская.</em></p>
2 Декабря 2016 Анонс  Заседание с гуманитарным уклоном 2 декабря в Санкт-Петербурге в «Президентской библиотеке имени Б.Н.Ельцина» состоится совместное заседание Совета при президенте России по культуре и искусству и Совета при президенте России по русскому языку. 30 Октября 2016 Главное  Мединский извинился за Аристархова Министр культуры Владимир Мединский, сообщили в пресс-службе министерства, принёс извинения Константину Райкину за действия своего заместителя. Ранее художественный руководитель «Сатирикона» обвинил Аристархова в использовании неподобающего лексикона. 10 Октября 2016 Главное
Путин едет в Париж
 Путин едет в Париж 19 октября состоится однодневный визит Владимира Путина во Францию, Лидеры двух стран  обсудят ситуацию в Украине, а также положение дел в Сирии, заявил глава Министерства иностранных дел РФ Сергей Лавров. 
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".