Комментарий
1298 8 марта 2010 22:36

Лагерь победы

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров

Оскаровская церемония  завершилась вполне предсказуемо. Картина  «Повелитель бурь» Кэтрин Бигелоу  по всем статьям переиграла «Аватара»  Джеймса Кэмерона. Торжество политкорректного феминизма (бывшая жена выиграла у бывшего мужа), – но, наряду с этим, и безоговорочная победа республиканского дискурса над демократическим с находящимся в двусмысленной ситуации Бараком Обамой на заднем плане. 

По выходе «Аватара»  в российский прокат кое-кто из отечественных  любителей фантастики возроптал: замысел  фильма, дескать, украден у братьев Стругацких, начиная прямо с названия планеты Пандора. Несколько двусмысленно высказался по этому поводу и Борис Натанович Стругацкий: в суд, мол, на Кэмерона я подавать не намерен – то ли по доброте душевной, то ли по лености. 

Меж тем, куда больше оснований обвинять в плагиате у братьев Стругацких оскароносную Бигелоу: в основу фильма «Повелитель бурь» положена идея цивилизационного (хотя не обязательно цивилизованного) прогрессорства; трудно быть богом, но и сапером на чужой земле тоже не просто; наконец, находящийся под оккупацией Ирак изображен здесь, по сути дела, Зоной из «Пикника на обочине», вследствие чего бравые американские саперы, ведя себя как истинные прогрессоры, чувствуют себя вместе с тем самыми настоящими сталкерами. 

А у главного героя, как у Рэдрика Шухарта (роль которого в фильме Тарковского сыграл Кайдановский), есть и жена (Кэйт из сериала «Лост»), и ребенок, - а он все равно вновь и вновь рвется в Зону. Впрочем, с таким же успехом он мог бы оказаться Максимом Каммерером – и тогда рваться в космос. Просто человек любит свое ремесло – прогрессора, сталкера, сапера. Любит условия, в которых он может блеснуть профессиональными навыками и талантом, - чужие планеты, Зону, Ирак. Иначе говоря (именно эти слова и звучат в фильме Бигелоу), Повелитель Бурь любит войну. 

Полемика с  бывшим супругом, который в «Аватаре»  решительно осуждает прогрессорство как  таковое и (иносказательно) американскую претензию на всепланетное бремя белых в частности, начинается и заканчивается где-то на десятой минуте более чем двухчасового фильма. Военный городок в Ираке, куда прибывает Повелитель Бурь, объясняют ему, переименован. Раньше он назывался Лагерь Свободы, а теперь – Лагерь Победы, потому что так оно, вроде, звучит веселее. Не столько веселее, добавлю я от себя, сколько проще и однозначнее. Одна на всех, мы за ценой не постоим, – ведь не про свободу же это сказано!

Идеологическая  однозначность господствует в фильме Бигелоу: американцы, рискуя собственными жизнями, защищают «хороших иракцев» от «плохих». Наличие своей правды у «плохих иракцев» сценарием не предусматривается; более того, даже не рассматривается как гипотетическая возможность. И одно это – массаракш! – представляет собой гигантский шаг в стругацкую сторону (или, если угодно, в сторону Буша-младшего). И уж в любом случае – в сторону от антивоенных шедевров того же самого Голливуда времен вьетнамской войны и полушедевров времен войны иракской. Шаг не столько даже в сторону, сколько вспять. 

Впрочем, идеологическая однозначность мстит создателям фильма одноклеточностью образов, которых здесь (ни «наших», ни «фашистов») не жаль, потому что они предстают не людьми, а функциями. Что, в сочетании с кинематографической техникой, в которой снят фильм, придает ему поразительное сходство с компьютерным шутером (а в эпизоде в пустыне – и с квестом): зрителю поневоле кажется, будто у каждого персонажа, как в стрелялке, по семь-девять жизней. Сходство с шутером усиливается и тем, что в картине нет раненых (кроме самого Повелителя Бурь): раз попал, значит, убил.  

С главным (заглавным) героем, бессмертным по определению, которому все же придана определенная индивидуальность, история получается скорее парадоксальная: он, единственный из американцев, «воюет по-русски», то есть буквально лезет на рожон (вызывая этим, мягко говоря, раздражение у товарищей по оружию); он дня не проводит без того, чтобы не повторить в той или иной лишь самую малость смягченной форме подвиг Александра Матросова. Командир полка считает его героем, а командир отдельного саперного взвода – отморозком. 

Хороший, тем  не менее, фильм. Сильный фильм. Пропагандистский, а в чем-то и пропагандонский, но всё равно сильный. Столько  «Оскаров» зря не дадут. Вот только как теперь Бараку Обаме выводить своих прогрессоров и сталкеров из нашпигованного минами Ирака?

 

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".