Статья
1232 23 января 2012 18:51

Латиноамериканские рубежи

В течение 2011 года на латиноамериканском направлении Кремль, как и прежде, старался следовать принципам ассоциативной политики. Для расширения политико-экономических связей с государствами региона РФ старалась позиционировать себя как наследница СССР. Для целого ряда региональных субъектов (прежде всего, государств возглавляемых политиками популистско-социалистического толка – т.н. «новыми социалистами») прямая ассоциация России с Советским Союзом была сигналом для выстраивания конструктивного взаимодействия. Стремясь держаться подчеркнуто независимо от США, они видели в Москве подлинную альтернативу Вашингтону. Несмотря на то, что с момента окончания холодной войны РФ, в отличие от КНР, не предлагает миру ничего оригинального как глобальный центр силы, в Кремле всячески стараются поддерживать завышенные ожидания государств Западного полушария, играя в советском стиле.

В течение всего года ассоциативная политика приносила России стабильные дивиденды в диалоге с Венесуэлой. Несмотря на проблемы со здоровьем идейного лидера «новых социалистов» и президента Боливарианской республики, Уго Чавеса, Москва продолжила наращивать с Каракасом связи в энергетической и военно-технической плоскости. В октябре Венесуэлу посетил Игорь Сечин (главный куратор латиноамериканского трека). Поездка ознаменовалась целым рядом выгодных для РФ сделок в области добычи энергоресурсов. «Роснефть» подписала с венесуэльской госкомпанией PDVSA соглашение о разработке нефтяного участка «Карабобо-2». А с «Газпромом» заключен меморандум о взаимопонимании. По нему начнутся переговоры о газовом проекте «Робало» в Венесуэльском заливе. Несколько ранее, в феврале, группа российских компаний в составе «Газпрома», «Роснефти», «Сургутнефтегаза», ТНК-ВР и «Лукойла» составили консорциум, который будет заниматься разработкой газовых месторождений на шельфе республики. Пакет энергетических договоренностей, достигнутых в 2011 году, означает, что Каракас согласился на совместную с Москвой эксплуатацию своих газовых и нефтяных месторождений.

В отношениях с Венесуэлой Россия едва ли не единственный раз за весь год пошла на риск. В октябре правительство Чавеса получило кредит в 4 млрд. долл. для покупки российских вооружений. И это несмотря на то, что политическая карьера венесуэльского лидера находится под большим вопросом. Более того, не определено и политическое будущее правящей в стране Единой социалистической партии. Не исключено, что после ухода Чавеса из политики она потеряет власть. Кремль намерен избежать такого сценария за счет прямой поддержки преемника лидера Венесуэлы. Впервые в отечественной практике методы постсоветской политики были апробированы в Западном полушарии. В декабре Путин встретился с вице-президентом республики Элиасом Хауа Милано.

На других направлениях, не позволяющих осуществлять ассоциативную политику, усилия Москвы сосредоточились в области энергоресурсов и ВТС. Так, энергетический подтекст носил в 2011 году диалог России с Бразилией. И это несмотря на то, что обе страны – члены БРИКС. Получается, что РФ не способна к качественной диверсификации отношений даже с теми странами, которых она рассматривает как своих ведущих партнеров. В июле российско-британская компания ТНК-ВР подписала с бразильской Petra Energia договор о покупке доли в 45% в нефтегазовом проекте в регионе Солимойнс. Запасы нефти в указанном регионе оцениваются в 500 млн. бр. Начало добычи в Солимойнсе запланировано на 2012 год. На энергетической тематике строится и диалог РФ с Парагваем. В августе «Газпром» начал изучение возможности участия в геологоразведке углеводородных месторождений на территории республики. Планируется, что проектом будет заниматься Gazprom International.

Исключением выступает аргентинское направление, где Москва пытается построить более разноплановые контакты. Выбор в пользу диверсификации продиктован запросами Буэнос-Айреса, выходящими за пределы добычи нефти и газа. Правда, все сегменты двустороннего сотрудничества в 2011 году пребывали в статусе перспективных. Республика переживала электоральный цикл, завершившийся выборами президента. Такая ситуация требовала от руководства страны сосредоточения на удержании власти. Весьма перспективным сегментом российско-аргентинского диалога выступает сотрудничество в области мирного атома. Принципиальное решение о налаживании связей по атомному треку было достигнуто ещё в декабре 2008 года. В 2011 году Буэнос-Айрес подтвердил сохранение своего интереса по правительственной линии. Не уступает мирному атому и ВТС. В декабре РФ поставила республике два военно-транспортных вертолёта Ми-171Е. Данная сделка на сумму в 20 млн. евро, заключенная в августе 2010 года, ознаменовала старт полноценного оборонного диалога. В перспективе Аргентина не прочь приобрести у РФ широкий спектр оружия (прежде всего, самолетов и вертолетов). Закупки республика намерена проводить в рамках масштабной программы перевооружения национальных ВС.

Максим МИНАЕВ,
Центр политической конъюнктуры

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".