Статья
9742 15 июня 2019 12:12

Лавров: Ждем, когда сформируется новая команда Зеленского

Глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая на международном форуме «Примаковские чтения», дал ответ на вопрос о происходящем на Украине, а также перспективах российско-украинских отношений. «Актуальные комментарии» публикуют полный вопрос и текст ответа Лаврова.

Вопрос: Господин Министр, я бы хотел спросить Вас, что произойдет на Украине. Вся эта «каша»... Она действительно портит в последние годы отношения с Европой, с Америкой. Какова Ваша оценка происходящего на Украине? Что нужно сделать, чтобы выйти из этой страшной ситуации с Украиной?

Ответ Лаврова: На эту тему высказывался Президент России В.В.Путин. Это касается нового руководства Украины. Мы ждем, когда оформится его политика по всем вопросам международной жизни, потому что партнеров Украины интересует не только украинское регулирование. Ждем, когда сформируется новая команда. Пока, как вы знаете, в ожидании предстоящих в июле парламентских выборов все внимание сконцентрировано на подготовке к ним. Команда как таковая пока еще не сформировалась, позиции нового украинского руководства не обрели конкретные очертания. Что касается украинского урегулирования, то для того, чтобы достичь прогресса, нужно сделать только одну вещь: выполнить резолюцию СБ ООН № 2202, которая единогласно утвердила Минские договоренности, которые очень четко расписывают и действия, которые должны предпринять стороны конфликта — Киев, Донецк и Луганск, и последовательность этих действий. «Нормандский формат» на высшем уровне дважды — в 2015 и в 2016 гг. — обсуждал пути вывода усилий по выполнению Минских договоренностей из тупика, в котором они оказались, прежде всего, в силу позиции, занятой Президентом П.А. Порошенко, который сразу после того, как подписал Минские договоренности, стал выступать с позиций умиротворения национал-радикалов, которые подвергли эти договоренности критике, и оказался неспособным как политик, как президент страны отстоять свою подпись. Хотя продолжал произносить всякие заклинания о том, что он привержен Минским договоренностям, но выполнять их должна Россия.

Евросоюз нашел очень своеобразный способ поддерживать Минские договоренности. Он принял решение, которое до сих пор остается мантрой и заключается в том, что Евросоюз очень хочет снять санкции, и это будет сделано, как только Россия выполнит Минские договоренности. Тем самым Евросоюз посылал все эти годы сигнал Президенту П.А.Порошенко: «Не выполняй Минские договорённости и твое желание, чтобы санкции против России сохранялись, будет выполнено». Эта позиция для меня очевидна, я уверен, что она очевидна и для ответственных политиков в Европе, но так оказалось комфортно скрываться за этой общей размытой платформой, которая, конечно же, была навязана Евросоюзу русофобским меньшинством. Я слышал недавно заявление одного из советников Президента Украины В.А.Зеленского (не помню сейчас, кто это был конкретно), но он тоже высказался в подобном ключе: «Минские договорённости важны, потому что они обеспечивают сохранение санкций против России». Вот для чего некоторым силам в Киеве нужны Минские договоренности, а не для того, чтобы их выполнять. Европа, прежде всего Франция и Германия, как соавторы Минских договорённостей, должны и, надеюсь, посылают необходимые сигналы в Киев, тем более, что контакты между Президентом Украины В.А.Зеленским и руководством Германии и Франции состоялись в Берлине и Париже. Министры иностранных дел Германии и Франции посещали Киев. Надеюсь, что нам как участникам «нормандского формата» расскажут, какова была реакция, о чем шла речь, тем более наши партнеры вновь предлагают созвать саммит «нормандского формата». Мы готовы встречаться в любых конфигурациях, но не надо забывать, что ключевой механизм выполнения Минских договоренностей — Контактная группа. Это единственная платформа, на которой работают совместно Киев, Донецк и Луганск при содействии со стороны России и ОБСЕ. Без того, чтобы там договариваться, никакого прогресса не получится. «Нормандский формат» не может навязать свои решения, если сами стороны не согласятся. Повторю, если мы уважаем «нормандский формат», надо выполнять то, о чем там договариваются. В 2015 г. была достигнута договорённость по т.н «формуле Штайнмайера», потому что Президент П.А. Порошенко не хотел предоставлять особый статус Донбассу и подписывать соответствующий закон до тех пор, пока там не состоятся выборы. Он объяснял свою позицию весьма демократично, он говорил: «Как же я могу дать особый статус людям, которых я не знаю? Вот когда я узнаю, кого там выбрали, тогда я и решу, дать им особый статус или не дать». Хотя, как мы понимаем, в демократическом обществе, когда люди идут к избирательным урнам, они обычно знают, какими полномочиями, какими компетенциями будут обладать те, за кого они отдают голоса. Тем не менее, учитывая, что сложилась такая патовая ситуация, Президент России В.В.Путин согласился на предложение, которое сделал тогдашний Министр иностранных дел ФРГ Ф.-В.Штанмайер: сначала закон об особом статусе вступает в силу в предварительном плане в день выборов, а в окончательном виде и на постоянной основе он вступает в силу, когда ОБСЕ представит финальный доклад по итогам выборов (он обычно готовится пару месяцев) при понимании, что в нем будет сказано, что выборы были свободными и справедливыми. Все согласились. После этого, включая саммит «нормандского формата» в Берлине в 2016 г., мы в самых разных конфигурациях пытались зафиксировать эту формулу на бумаге, чтобы она обрела юридический вид и стала дополнением к Минским соглашениям, потому что она на самом деле уточняла последовательность, это была уступка со стороны Донецка, Луганска, и мы поддержали такой подход. Представители украинского правительства категорически отказываются фиксировать эту договорённость в правовом документе в качестве приложения к Минским договоренностям. Ни в «нормандском формате», ни в Контактной группе они не хотят это даже обсуждать. На вопрос о причинах, внятного ответа мы не получаем.

Вторая договорённость, отсутствие выполнения которой сейчас тоже проявило себя, это «берлинская договорённость», достигнутая в октябре 2016 г., когда четыре лидера лично на карте обозначили три пилотных района, где должно состояться полное разведение сил и средств. Не только вывод тяжёлых вооружений, а вывод всего.

Один из районов — Станица Луганская — упоминался совсем недавно на очередном заседании Контактной группы. Напомню, украинское Правительство сказало, что в этом районе можно будет заниматься разведением сил и средств, только если там будет семь дней полной «тишины». С тех пор Специальная мониторинговая миссия (СММ) ОБСЕ более 50 раз, а теперь, наверное, уже около 60 раз докладывала, что семь дней и больше никто не стрелял. На что украинская сторона отвечала, что это статистика ОБСЕ, а они насчитали пару выстрелов, а потому предлагают ещё раз отсчитывать семь дней. Если никто ничего не заметит, тогда они начнут разведение сил и средств.

Мы были воодушевлены теми заявлениями, которые сделал бывший президент Украины Л.Д.Кучма, когда Президент Украины В.А.Зеленский попросил его вернуться на позицию представителя Украины в Контактной группе. Он сказал, что будет продвигать линию Президента В.А.Зеленского на мир, прекращение войны и насильственных действий, развитие экономических связей, как и требуется в соответствии с Минскими договорённостями. Это внушало оптимизм.

По итогам встречи Контактной группы, которая состоялась 5 июня с.г., были сделаны заявления о том, что достигнута договорённость начать разведение сил и средств в Станице Луганской 10 июня, а 19 июня на очередном заседании Контактной группы — подписать договорённость о перемирии, прекращении огня. Но буквально вчера украинская сторона в ответ на вопрос, начинается ли разведение сил и средств ответила отрицательно — произошёл какой-то взрыв. Наш представитель в Контактной группе Б.В.Грызлов комментировал эту ситуацию. По нашим данным это была провокация украинских силовиков или добровольческих батальонов, которых там немало и которые едва ли перед кем-то отчитываются. Если это так, а судя по всему это была провокация, то единственная её цель — опять не позволить начать разведение сил средств в печально известной Станице Луганской.

Я могу очень долго говорить на эту тему. Но требуется всем быть честными. Все подписывались под Минскими договорённостями. Там чётко сказано, какие действия должно предпринять Правительство в Киеве, какие действия должны предпринять Донецк и Луганск (отдельные районы Донецкой и Луганской областей, как их называют в документе). Невозможно сваливать вину за отсутствие прогресса на кого-то другого.

Что касается Вашего вопроса о том, нельзя ли сделать какой-то жест, чтобы сдвинуть процесс с мёртвой точки, то мы уже столько позитивных жестов сделали, что для любых других нормальных партнёров хватило бы с лихвой на то, чтобы начать ответное движение.

Я исхожу из того, что кризис в отношениях с Россией, был искусственно создан нечистоплотными методами нашими западными партнёрами под предлогом произошедшего в Крыму и на востоке Украины, в попытке свалить вину за катастрофу, которая произошла на Украине в начале 2014 г., на кого-то другого и снять вину с Запада.

Вы же помните, что Франция, Германия и Польша засвидетельствовали Соглашение, которое было достигнуто между В.Ф.Януковичем и оппозицией 21 февраля 2014 г. Наутро это Соглашение было разорвано. Ни европейские страны, ни США, руководство которых просило Москву убедить В.Ф.Януковича поддержать эти договорённости (и он их подписал), никто из западных коллег не ответил на наши призывы одёрнуть оппозицию и заставить её выполнять то, под чем она подписалась, и что было засвидетельствовано уважаемыми лидерами ЕС. Просто забыли про этот документ. Сказали, что раз В.Ф.Янукович уехал из Киева, значит, они ни за что не отвечают. Во-первых, он уехал в Харьков и был на территории своей страны в качестве легитимного Президента Украины. Во-вторых, Соглашение, которое порвала оппозиция при попустительстве Европы, начиналось словами о необходимости сформировать правительство национального единства. Оно было не про В.Ф.Януковича, а про выход из кризиса, где правительство национального единства — первый шаг.

Господа оппозиционеры, когда они осуществили переворот, поехали на майдан и заявили, что ждут поздравлений от майданной команды, потому что они создали «правительство победителей». Почувствуйте разницу между «правительством национального единства» и «правительством победителей». Первым актом этого правительства было решение отменить закон, который обеспечивал права русского языка, русскоязычного национального меньшинства, других национальных меньшинств. Потом этот закон не подписали, но инстинктивно посланный сигнал новой власти был услышан в восточных районах Украины и особенно в Крыму.

Один из организаторов госпереворота, а ныне депутат Верховной Рады Д.Ярош, который сейчас в коалиции с кем-то опять будет избираться в украинский Парламент, публично заявил, что русский никогда не будет понимать украинцев, поэтому русские в Крыму должны быть уничтожены, потому что они не будут разговаривать по-украински и чтить украинских героев, имея в виду пронацистских прихвостней Шухевича и Бандеру. Он направил т.н. «поезда дружбы» в Крым в попытке захватить здание Парламента Крыма, избранного ещё в 2012 году.

Никто про это не хочет вспоминать и понимать, что русские, русскоязычные просто сказали, что не хотят соглашаться с такой властью, совершившей госпереворот, и попросили оставить их в покое, дать им осмотреться и понять, что им делать дальше. Вместо этого их объявили террористами. Разве у вас есть хоть один факт, что восток Украины или Крым напал в то время на остальную территорию страны? Всё было совсем наоборот — на них стали нападать: бомбили самолётами Луганск, заживо сжигали людей в Одессе, в Мариуполе была трагедия 9 мая. Нападали на восток Украины, на тех людей, которые просто отгородились от этих путчистов, русофобов с национал-радикальными замашками и попросили оставить их в покое, чтобы они поняли, как им дальше жить. Их объявили террористами, сепаратистами и объявили против них антитеррористическую операцию.

Я, может быть, немного эмоционален и ухожу глубоко в детали, но сейчас в Европе уже мало кто об этом помнит. В общественное сознание уже вколотили, что Россия — агрессор, оккупант, не выполняет Минские договорённости. Это очень простенько, когда по телевизору подают ту или иную проблему лозунгами, которые сразу вбиваются в головы зрителей.

Мне бы очень хотелось, чтобы мы в рамках «нормандского формата» и других форматов, по другим вопросам, когда мы обсуждаем не только Украину, но и европейскую безопасность и прочие, волнующие нас всех проблемы, не ждали друг от друга жестов, а вырабатывали что-то общее и потом выносили это общее на суд общественности. Уверен, что только поиск консенсуса, компромиссов откроет путь к урегулированию всех кризисов.

Консенсус по украинскому кризису был достигнут. Мы готовы искать конкретные пути его воплощения в жизнь. Но для этого нам нужно, чтобы Европа не занимала позицию полного покрывательства всего, что делают на Украине. Очень надеюсь, что шанс, который сейчас есть у новых киевских властей и который появился на основе волеизъявления украинского народа, явно уставшего от этой ненормальной, нездоровой ситуации, будет реализован, и что парламентские выборы это тоже подтвердят.

Источник

12 марта 2024 Новости  Эскалация украинского кризиса: станет ли Европа стороной конфликта Заявление Макрона о возможности отправки войск Франции на Украину раскололо Европу, отмечает эксперт американского аналитического центра — Института ответственного государственного управления Куинси Молли О’Нил. По ее словам, недавние события на поле боя свидетельствуют о том, что на фоне прекращения американской поддержки Украины военное преимущество может перейти к России. 21 марта 2024 Анонс  Саммит ЕС 21-22 марта лидеры Евросоюза обсудят дальнейшую помощь Украине. 27 февраля 2024 Новости  Когда закончится украинский конфликт: эксперты о тенденциях противостояния В понимании украинского конфликта произошли глобальные перемены, отмечают политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин. В эфире 26 февраля эксперты обсудили перспективы также выделения помощи Украине, законопроект о мобилизации и ряд других актуальных политических тем.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".