Статья
15 Декабря 2011 23:25

Легко ли быть издателем

Книга американского издателя Андре Шиффрина — нечто среднее между мемуарами профессионала и публицистическим памфлетом.
Комментарии экспертов
<p>В рамках библиотеки журнала «Неприкосновенный запас» вышла книга Андре Шифрина, сына Жака Шиффрина, одного из создателей библиотеки «Плеяд», «Легко ли быть издателем» — очередная книга о гибели интеллектуального книгоиздания.  Решение выпустить её — более чем странное. Во-первых, с момента выхода в издательстве Verso «The business of books» (русскоязычное название — плод творческого переосмысления редактора, видимо) прошло более 10 лет, а алармистский тон книги явным образом не предполагает, что описанные ею проблемы будут ждать так долго, чтобы стать значимыми для русскоязычного читателя. Во-вторых, у того же Шиффрина в <nobr>2010-ом</nobr> году вышла несколько более актуальная «Words and Money» («Слова и деньги», тоже уже, к слову, переведенная на русский и изданная), где тот же Шифрин практически тем же стилистически идеально исполненным воем воет о гибели интеллектуальной литературы и её недоступности для широких масс, добавляя к числу гибнущих ещё и масс-медиа. И, наконец, в-третьих, российский опыт книгоиздательства значительно отличается от европейского или американского, поэтому, рекомендации Шиффрина если и реализуемы на территории бывшего СССР, то только с очень существенными оговорками.</p>
<p>Предельно кратко суть претензий Шифрина к существующему порядку вещей на книжном рынке сводится к двум тезисам: 1. Крупные издательские корпорации (ориентированные исключительно на получение прибыли) не выпускают массовую интеллектуальную литературу, от чего массы тупеют, 2. Крупные издательские корпорации уволили Шиффрина. Какая из вышеприведенных претензий для автора первична непонятно, ввиду того, что первая более аргументирована (пусть аргументы и носят несколько абстракно-гуманитарный характер), а вторая — эмоционально гораздо ярче и периодически превращается в аргумент в пользу первого тезиса.</p>
<p>В первом случае привести список аргументов Шиффрина сложно — тезис-трюизм, в котором воплотилось все многолетнее невежество интеллектуала-«левака» о неблагодарном мире бизнеса бесполезно раскрывать отдельно, для этого можно зайти на любой сайт любой «левой» организации и опционально подобрать перечень аргументов «за» него. «Против» существует только один аргумент — за 10 лет, прошедших с момента издания первой книги Шиффрина ситуация изменилась не сильно, в том смысле, что хотя сокращение числа книжных магазинов и очевидно, на количестве контента или прогрессе это, по-видимому, не сказалось.</p>
<p>В последнем случае важную роль, вероятно, играет почтенный возраст автора — чем меньше времени остается самому Шиффрину, тем больше он жаждет увидеть крах капиталистической практики книгоиздательства, вероятно, забывая, что капитализм её и породил. Шиффрин живет прошлым — миром, где маленькие книжные магазины были повсюду и на каждую книгу находился свой покупатель, а если и не находился, то не страшно — независимым издателям важно было поддерживать любых авторов. Сейчас, когда такой метод заработка не работает, Шиффрин пытается доказать, что единственный путь кс спсению — получить больше денег. Конечно, от государства.</p>
<p>Если люди не хотят покупать книги независимых издательств, пусть государство заставит их это сделать заплатив налоги. Уродство этой схемы — следствие нежелания шиффринами искать альтернативные пути распространения информации и извлечения из неё прибыли. Для Шиффрина, капитализм — однозначное зло. И за борьбой с этим злом он прячет собственное творческое предпринимательское бессилие.</p>
<p><strong>Андре Шиффрин, «Легко ли быть издателем. Как транснациональные концерны завладели книжным рынком и отучили нас читать», М.: НЛО, 2011 — 224 с.</strong></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".