Статья
9 Июля 2009 16:19

Ленинградский вокзал переименован

Ленинградский железнодорожный вокзал в Москве переименован в Николаевский приказом президента РЖД Владимира Якунина.

«В.Якунин подписал соответствующий приказ в минувшую среду», — сообщил «Интерфаксу» в четверг советник президента РЖД Александр Пирков.

«Теперь Ленинградскому вокзалу возвращено его историческое название», — подчеркнул он.

Указ о сооружении железной дороги между Петербургом и Москвой был подписан императором Николаем I 1 февраля 1842 года. Работы по проектированию и строительству возглавили инженеры путей сообщения П. Мельников, ставший впоследствии первым министром путей сообщения, и H.Крафт. Официальное открытие дороги состоялось 1 (13 — по старому стилю) ноября 1851 года.

Николаевский вокзал — самый старый в Москве. Сначала он назывался Петербургский, но через несколько лет после открытия был переименован в Николаевский, а Ленинградским назывался с 1924 года.

Согласно информации, размещенной на сайте РЖД, Петербургский вокзал в Москве был построен в 1849 году. Длина его составляла 25 саженей, ширина — 12 саженей.

Со стороны путей к вокзальному зданию примыкал дебаркадер, т.е. крытый перрон, длиной в 50, шириной 12,5 саженей, с двумя путями и каменными пассажирскими платформами. Оригинальная вантовая система дебаркадера, спроектированная архитектором Р. А. Желязевичем, оказалась весьма удачной и простояла до 1903 года, когда ее заменили на арочную.

Первый рабочий поезд прибыл из Санкт-Петербурга в Москву 3 августа 1851 года. А 19 августа дорогу опробовал сам Государь Император Николай I с супругой, наследником престола, великими князьями, четырьмя германскими принцами и придворными. Регулярное движение по первой российской магистрали было открыто 1 ноября 1851 года.

В 1855 году после восшествия на престол Императора Александра II Санкт-Петербурго — Московская железная дорога стала именоваться Николаевской, соответственно и вокзал в Москве назвали Николаевским.

В феврале 1923 года приказом народного комиссара Феликса Дзержинского Николаевская дорога была переименована в Октябрьскую. Имя «Октябрьский» получил и вокзал. А через год в связи с переименованием северной столицы вокзал стал называться Ленинградским.

Как сообщалось в марте 2007 года, участники общественного проекта «Возвращение», включая представителей Московского патриархата, обратились к властям Москвы и руководству ОАО «Российские железные дороги» с просьбой вернуть столичному Ленинградскому вокзалу его дореволюционное название — Николаевский.

Обращение включало также предложение вернуть название «Николаевская» старейшей российской железной дороге между Москвой и Петербургом, с 1923 года переименованной в Октябрьскую. Кроме того, участники «Возвращения» предлагали заменить красную звезду на шпиле над Ленинградским вокзалом на двуглавого орла.

Комментарии экспертов
<p class="text">Снаружи мы красные, а изнутри — белые. Вообще, довольно странно, что название вокзала, имеющего историческую ценность, переименовывается приказом ведомственного чиновника. Какое он имеет право? </p>

<p class="text">Почему этот человек не согласовал вопрос с Минкультом?Или хотя бы со структурами, ведающими в столице архитектурным наследием? А почему бы г-ну Якунину, члену «Единой России», было не обсудить это решение хотя бы с политсоветом партии? Уж больно быстро верхушка партии власти вдруг перекрасилась из сине-красно-белых в исключительно белые цвета. Игры с историей, в которые по каким-то непонятным причинам в стране вдруг стали играть все — занятие опасное. Тень гражданской войны никуда не делась — ее призраки повсюду. Самое ужасное, что на «экспорт» мы остаемся чуть ли не сталинистами, во всяком случае «красными», тогда как собственному населению впариваем безумно устаревшие монархические идеалы. Мне кажется, комиссия по фальсификации истории должна высказаться и по поводу этого новейшего переписывания истории собственной страны уже не историками, а железнодорожниками.</p>

<p class="text">Если же речь идет о том, чтобы вообще всему что только можно возвращать историческое название, хорошо, давайте вернем старые имена станциям метро Москвы и самому метрополитену. А Николаевский вокзал переименуем в Ингерманландский. Почему нет?</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".